Любовь к ближнему

Из Евангелия нам известно, что других людей необходимо любить так же, как и самих себя. Но как же этого трудно добиться! Попробуем поразмышлять, кто наши ближние, как самооценка влияет на проявление любви и что такое “широкая душа”?

Возлюби ближнего твоего…

Кто наш ближний? Родители, супруг, друг, сын или дочь, родственник, сосед, коллега? Добрый самарянин из евангельской притчи решился оказать помощь израненному и совсем незнакомому человеку.

Ближний – человек, который оказывается с нами в каждый момент жизни. Он отражает в себе образ Бога, пусть даже и будет носителем иных религиозных убеждений и мировоззренческих ценностей.

Ситуация довольно тривиальная: лежит человек на обочине дороги, весь в крови, ворочается. Что с ним? Может, пьян? Или ввязался в драку? Ну, наверное, он пострадал заслуженно! Внутри прохожего, завидевшего подобную картину, букет чувств: страх, отвращение, презрение, едва уловимые нотки стыда. Он желает пройти и скорее забыть увиденное.

Самарянин же принес в жертву свои ложные чувства, деньги, время. Он вышел из зоны комфорта, выбрался из футляра, проникнувшись болью незнакомого человека. Самарянин совершил немыслимый для повседневности поступок человеческого милосердия!Когда к Христу подошел законник, и спросил о наибольшей заповеди, Спаситель ответил:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сие есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39)

Любовь к ближнему, хоть и поставлена на второе место, именуется «подобной».

Иисус показывает, что любовь к Богу как к Личности неразрывно связана с любовью к человеку как к личности. Люди, все без исключения, созданы Отцом Небесным, в них заложен Божественный образ, ради восхождения которого к подобию Христос умер на кресте и воскрес. Умереть, пожертвовать самым дорогим – жизнью, чтобы заставить людей испытать шок, вслед за которым из глубин души прорвется глубинный смысл бытия.

Только любя мы можем называться людьми в полном смысле. Хотим мы этого или нет – в любви наша подлинная природа.

Хорошо, но фраза о любви к ближнему продолжается словами «…как самого себя». Вроде бы, все понятно, просто не желай другому того, чего не желаешь себе. И поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Но все ли так просто?

Как самого себя!

И да, и нет. В оторванности от закона Бога и опыта общения с Ним заповедь любви можно понимать и довольно превратно. Преподобный Иустин (Попович) толкует ее как спасение ближнего от греха:

«Ты лжешь себе, если думаешь, что любишь человека, но угождаешь его греху, его страстям: тогда ты любишь его смерть, а не его самого. Лишь когда любишь человека во Христе: всей душой своей… – только тогда ты его истинно любишь».

У каждого христианина, наверняка, есть печальные примеры, в том числе и из собственного опыта, как «ближний», более ревностный верующий, «выбивал» грех из них или знакомых «ковровыми бомбардировками» поучений свысока. Придирки, одергивания, замечания, резкий тон… бывали и случаи, когда подобная любовь просто «ломала» людей. Кто-то получал серьезную психологическую травму, а кто-то покидал церковную ограду навсегда, находя любовь – во всяком случае, как доброе отношение к личности – совсем в других местах.

 

Доброе отношение к личности другого человека – ключевой момент любви. Некоторые «христиане» отказываются садиться за стол с блудниками, презрительно относятся к алкоголикам и другим, попавшим в пике жизненных перипетий людям.

А между тем грешник – не преступник, а больной человек.

И это ключевой момент. Отношение к ближнему как к нарушителю ставит вопрос, прежде всего, перед «судьей»: а все ли с ним самим в порядке, если он то и дело дергает своего брата, сестру или чадо, подмечая за ним те или иные духовные недостатки (которые, на самом деле, могут таковыми и не являться)?

Закон без любви превращает человека в надзирателя. Более того, за «законничеством» скрываются элементарные психологические проблемы неуверенности и низкой самооценки. Как самооценка влияет на наше отношение к ближнему? Прямым образом. Ведь мы транслируем человеку то отношение, которое имеем в глубине души к самим себе.В одной из предыдущих статей мы уже говорили о смирении как об адекватной, то есть здоровой оценке самих себя. С завышенной самооценкой более-менее все понятно. А что заниженной? Может, так и надо, признавая свое недостоинство?

Не равняя психологию (из области которой мы берем понятие «самооценка») с евангельскими принципами, тем не менее, рассмотрим это явление с позиции здравого смысла. Низкая самооценка – просто думать, что я никчемен и никудышен, и у меня ничего не получится?

Характерными чертами заниженной самооценки человека являются зависть, пессимизм (негативный взгляд на мир), враждебность к людям, идеализм и неприятие критики, человекоугодие, невротическое чувство вины. Заниженная самооценка – не смирение, а комплекс греховных страстей и психических расстройств. Можно ли в подобном состоянии совершать хотя бы малый, но каждодневный подвиг любви, оказывая ближнему помощь, проявляя о нем искреннюю заботу, приободряя и поддерживая в минуты потрясений, искренне радуясь его счастью и соболезнуя горю?

Широкая душа

Внутренние комплексы и несовершенства словно блокируют душу, превращают мощное дерево жизни в сердце в засохшую смоковницу. Неправильное отношение к себе и, как следствие, к ближнему, заваливают грот нашего микрокосмоса. Мы превращаемся в мелочных и слабых существ, и не можем творить любви.

Человеком широкой души называют того, кто сумел раскрыть в себе фундаментальный талант отношения к ближнему. Его еще называют великодушным, ведь внутри него просияло величие образа Божьего – Любви.

Широкая душа, устремленная к Богу, не видит в людях дурного, а ищет лишь хорошее, и с размахом, со щедростью одаривает окружающих заботой и добротой.

Великодушный всегда становится тем самым примером, которому хочется без слов подражать. Любовь, исходящая из него, ни к чему не принуждает, но невидимо учит и притягивает. Про такого человека можно сказать: он любит и себя, и ближнего. Но его любовь не эгоистична. Наоборот, он чтит образ Божий в себе и другом человеке, и это делает сильным, свободным, полным любви, которой он готов делиться.

Как полюбить ближнего? Увидеть Бога в самом себе. Понять, что Бог, как и во мне, отражается в каждом человеке. Любить этот Образ в людях, пытаясь рассмотреть Его среди всех встречающихся мне на жизненном пути.

Все новости раздела




Новости митрополии

Православная молодежь провела турнир по по мотивам известной телепередачи «Что? Где? Когда?»

Православная молодежь провела турнир по по мотивам известной телепередачи «Что? Где? Когда?»

В субботу, 16 февраля, в Епархиальном молодежном центре «М-центр» прошел II турнир интеллектуальной игры по мотивам известной телепередачи «Что? Где? Когда?» на кубок Симбирской епархии.

В день памяти преподобномученицы Екатерины митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

В день памяти преподобномученицы Екатерины митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти преподобномученицы Екатерины (Декалиной), послушницы Симбирского Спасского монастыря, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе