ИЗ ПРЕДЫСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

«Очарованные странники».

Эпоха крестовых походов 1096–1291 гг. радикально раздвинула  духовный, политический и географический кругозор народов, открыв впервые людям христианской Европы – в том числе Руси – древневосточную колыбель цивилизации, Палестину, Евразию, целый мир Востока. Конечно, мы привыкли вспоминать в первую очередь негативную сторону крестоносной эпопеи, что понятно и справедливо. При этом мы не всегда задумываемся о значении того духовного прорыва, который стоял за рыцарскими приключениями и географическими открытиями. Двухвековая «битва за Иерусалим» позволила европейцу, оказавшемуся вдруг на ближневосточном перекрестке религий, эпох, цивилизаций, оглянуться, задуматься – и познать не Азию – самого себя, неизведанные глубины собственной духовности, веры, поэзии. Без этого открытия  Западом Востока невозможны были бы ни трубадуры, ни готика, ни Данте с его головокружительной космологией Рая и Ада, ни Сорбонна с культом «арабского» Аристотеля. Для православной Руси хождение в мир библейского Востока тоже являлось огромным творческим событием. 

«Калики перехожие». Картина И.М. Прянишникова

Но в отличие от пассионарности западных крестовых походов, движение русских «очарованных странников» привело к возникновению более мирного, не рыцарского – музыкально-поэтического «сословия», так называемых «калик перехожих» (от латинского «calliga» - «сапог»). После паломничества, иногда неоднократного, всю оставшуюся жизнь странствовали они по Руси с пением псалмов, духовных стихов и былин о сказочных городах и великих святынях Востока. Ни монгольское нашествие на Русь (1237), ни захват Константинополя крестоносцами (1204), ни его завоевание турками (1453) не только не прервали связей России и Православного Востока, но наоборот стали причиной более частого обращения Восточных Патриархов к русскому царю за «царской милостыней» и заступничеством.

Отношения Руси и Святой Земли с самого начала строились так, что русские люди не только сполна черпали, воспринимали и осваивали духовный и культурный опыт Христианского Востока, но и щедрой рукой помогали каждой из старших Сестер-Церквей. С конца XVII – начала XVIII в. защита русских паломников и интересов восточного православия переходит к структурам государственным. Для ограждения прав паломников начинает работать система мирных договоров, заключаемых русскими государями с турецкими султанами, которым принадлежала Палестина с 1517года.

Время Екатерины Великой (1729 – 1796 гг.)

Серьезное место занимал Ближний Восток и во внешнеполитических планах русской императрицы Екатерины II. Это стало ясно уже со времени первой Средиземноморской экспедиции Российского Флота под командованием графа Алексея Орлова и адмирала Григория Спиридова. Знаменитое Чесменское сражение 5–7 июля 1770 года между русским и турецким флотами у западного побережья Турции в Эгейском море – одно из крупнейших в парусной эпохе, ход которого описан и изучается в военно-морских училищах. Оно закончилось, при минимальных потерях русских, уничтожением турецкого флота и установлением блокады Дарданелл.  

Знаменательно:

В 1770-х гг. по распоряжению Екатерины II для прославления Чесменской победы был создан Мемориальный зал в Петергофском дворце, воздвигнуты два памятника. Построен Чесменский дворец и Церковь св. Иоанна Предтечи в С-Петербурге. Отлиты золотые и серебряные медали с правом ношения на голубой ленте для всех участников сражения. Граф Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии наименование Чесменский.

Есть мыс Чесма в  Анадырском заливе и село Чесма в Челябинской области.

В 1996 г. к 300-летию Российского Флота в новой России была отлита серебряная монета с изображением Чесменского сражения и адмирала Григория Спиридова.

В 2012 г. Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Дополнен перечень датой 7 июля – Днем победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

Выдающиеся победы русской армии и флота были подкреплены не менее блестящими успехами дипломатов. Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Турцией 1774 года - в ряду их бесспорных достижений. Статьи договора о «твердой защите» Православия в Османской империи и о беспрепятственном хождении паломников в Иерусалим и по святым местам «определили на длительный период линию русской дипломатии в Восточном вопросе».

В середине 1770-х императрица формулирует свой так называемый «Греческий проект». Интересно, что для Екатерины Алексеевны слово «греческая» было в церковно-дипломатических контекстах синонимом слова «православная». Именно в этом смысле императрица писала Вольтеру: «Как добрый католик, скажите своим единоверцам, что Греческая Церковь при Екатерине II не желает зла ни Церкви Латинской, ни какой-либо другой. Греческая Церковь только обороняется». И в терминах Греческого проекта речь шла в широком смысле о новой концепции русской внешней политики на православном Востоке.

Г.Р. Державин в оде «На взятие Измаила» 1790г., возможно, был весьма близок к правильному пониманию восточных замыслов императрицы, когда призывал ее

«Отмстить крестовые походы,

Очистить Иордански воды,

Священный Гроб освободить».

Внешняя политика была направлена на укрепление роли России в мире и расширение ее территории. Русско-турецкие войны XVIII в. шли как за права христиан в обширных пределах Османской империи (конечно, включая Ближний Восток) и право покровительства им русского монарха, так и за решение государственной задачи – возвращения России побережья Черного моря.

В последнем мирном договоре двух империй 1878 г. говорится о свободе вероисповедания, внешнего отправления культа без различия религий и о том, что «паломники и монахи всех национальностей, путешествующие по Европейской и Азиатской Турции, сохраняют свои права, преимущества и привилегии». Официальная их защита возлагалась на дипломатических представителей и консулов христианских держав.

Вообще период царствования Екатерины II, длившийся более 30 лет, часто называют «золотым веком» становления Российской империи, границы которой были значительно раздвинуты на Запад и на Юг. К концу ее царствования Россия стала самой крупной европейской страной, а ее население составило 20% населения Европы. За время правления Екатерины в состав Российской империи вошли: Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Новороссия, Белоруссия, Курляндия, Литва, земли между Днестром и Бугом, казакам отдана Кубань, присоединено Калмыцкое ханство.

Интересно:

- приехав из Пруссии в Россию, чтобы обручиться с будущим императором Петром III, который по матери приходился ей троюродным братом, София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская самым прилежным  образом изучала русский язык, историю, православие, русские традиции. В 15 лет перешла из лютеранства в православие, став будущей русской императрицей Екатериной II Алексеевной, полной тезкой Екатерины I Алексеевны.

- после присоединения земель Речи Посполитой, в России оказалось около миллиона евреев, для которых была установлена черта оседлости в традиционных местах проживания. При решении перейти в православие все ограничения снимались.

- поощрялся активный рост немецких поселений в Поволжье для «модернизации русской науки и культуры». Немецкая община в дальнейшем будет играть заметную роль в жизни России.

 - кроме традиционного завещания, в котором, как одна из главных ценностей, передавалась внуку, любезному Александру I, библиотека царственной бабушки со всеми манускриптами, а также резные ее камения, Екатерина Великая написала  еще и для нас, будущих поколений, «Нравственное завещание». В нем, в частности, говорится:

«Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора, отыскивайте истинное достоинство, хоть оно было на краю света. По большей части оно скромно и прячется где-нибудь в отдалении. Доблесть не лезет из толпы, не суетится и позволяет забыть о себе».

«Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей».

 «Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости».

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры…»

«Страшитесь всякой искусственности. Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести…»

«Мелочные правила и жалкие утонченности не должны иметь доступа к вашему сердцу. Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости».

 

Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков), адмирал флота Российского (1745–1817 гг.)

Адмирал Федор Ушаков – из тех великих сынов Отечества, которые оказали сильнейшее влияние не только на развитие военной сферы, но и всей государственности России. Происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Его родители, Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, были людьми очень набожными и почитали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности. Эти чувства и стали господствующими во всей последующей жизни флотоводца, как и благотворное влияние его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского – великого воина  в духовной брани. Отрок Феодор обладал врожденным бесстрашием и пренебрежением опасностью. Скромный и уступчивый в обычных условиях, он как бы перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей прямо в лицо.

Успешно, одним из лучших, Федор Ушаков окончил Морской кадетский корпус в Санкт–Петербурге, получил чин мичмана и присягнул «… ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ всемилостивейшей Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ САМОДЕРЖИЦЕ и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови… В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!»

Вся последующая жизнь Федора Федоровича стала подтверждением того, что он ни в чем не изменил данной присяге.

В 1775г. Екатериной II было принято решение о создании на Черном море линейного флота, основаны порт и город Херсон. В 1783 году, когда в город прибыл и капитан второго ранга Ф. Ушаков, в Херсоне как раз ввели карантин в связи с эпидемией чумы. Все команды были выведены в степь, не хватало лекарей, их обязанности принимали на себя командиры. Капитан Ушаков твердо установил особый карантинный режим и неустанно следил за его выполнением. В результате в его команде чума исчезла на 4 месяца раньше, чем в других. Он спас от смерти многих, проявив исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но, главным образом, здесь сказалась великая любовь к ближним своим, любовь милующая, сострадательная, подсказывающая наиболее верные решения. Сказался и дар воспитателя: даже во время чумы он учил матросов взбираться на мачту, ставить паруса, поэтому экипажи у флотоводца всегда были отлично подготовлены и обучены.

За умелые действия и проявленные старания Федор Ушаков был произведен в капитаны первого ранга и награжден орденом святого Владимира четвертой степени.

Трактатом между Россией и Турцией от 28 декабря 1783 года Крым был окончательно присоединен к России. И тогда же Екатериной II был издан указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, среди которых необходимо было выстроить и крепость большую Севастополь. И в Севастополь из Херсона переводят Феодора Ушакова.

11 августа 1787 года Турция объявляет войну России. В период этой очередной войны с Османской империей, с 1787 по 1791 год, с именем Ушакова связывают наиболее громкие победы русского флота. Керченское морское сражение вошло во все учебники по морскому бою, так как использованные адмиралом приемы были для своего времени действительно передовыми и эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу. «Я сам удивляюсь проворству и храбрости моих людей, - писал Ушаков. – Они стреляли в неприятельский корабль не часто и с такою сноровкой, что, казалось, каждый учится стрелять по цели ». Конечно, такая неустрашимость и спокойствие духа, проявленные участниками боя, говорят о великом примере их предводителя. Русские моряки поняли: где Ушаков – там победа! Это была, прежде всего, духовная победа, в которой христианское самоотвержение исполнило силой воинское искусство. Вера в вечную жизнь, несомненное упование на помощь Божию и, следовательно, неустрашимость перед неприятелем – вот что было решающим во флотоводческом таланте Федора Ушакова. Да и сам талант – ведь тоже Дар Божий.

В этой войне молодой Черноморский флот одерживал решительные победы, а Ф.Ушаков, получив чин контр- адмирала, был назначен в начале 1790 года его командующим. Потемкин докладывал императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких». Екатерина II отвечала: «Победу Черноморского флота над Турецким мы праздновали вчера молебствием у Казанской… Контр-адмиралу Ушакову великое спасибо прошу от меня сказать и всем его подчиненным».  В 1791 году русско-турецкая война завершилась блистательной победой русского флотоводца у мыса Калиакрия. Неприятель, жаждавший реванша и возлагавший на бой большие надежды, в итоге вынужден был доложить турецкому султану: «Великий! Твоего флота больше нет». Тот был настолько ошеломлен произошедшим, что немедленно поспешил заключить мир с Россией.

Был подписан Ясский  трактат, в котором, кстати, были подтверждены все пункты Кючук-Кайнарджийского договора (в том числе относящиеся к Святой Земле). Российское государство, укрепив свои позиции на юге, «твердою ногою встало на завоеванных им берегах Черного моря».

За столь знаменитую победу контр-адмиралу Феодору Ушакову пожалован был орден святого Александра Невского. В начале 1793 года был он призван Императрицею в Петербург. Екатерина пожелала видеть героя, стяжавшего такую громкую славу, и «встретила в нем человека прямодушного, скромного, мало знакомого с требованиями светской жизни». За заслуги перед престолом и Отечеством Екатерина II поднесла ему в дар необыкновенной красоты золотой складень-крест с мощами святых угодников. Вскоре Федору Ушакову был пожалован чин вице-адмирала.

В 1796 году на Российский престол вступил Император Павел I. 

Это было время, когда революционная Франция, поправ законы Божеские и человеческие и умертвив монарха, «обратилась к завоеванию и порабощению соседних держав». Турецкий султан Селим III принимает предложение Российского Императора о союзе против Франции и обращается к Павлу I с просьбой о присылке вспомогательной эскадры, после чего Федор Ушаков получил Высочайшее повеление «тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции не токмо в пределах своих… но и у соседственных народов, которые по несчастью были им побеждены или обмануты вероломническими их внушениями…» Так началась знаменитая Средиземноморская кампания вице-адмирала Федора Ушакова, в которой он показал себя не только как великий флотоводец, но и как мудрый государственный деятель, милосердный христианин и благодетель освобожденных им народов.

После взятия о. Корфу, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей Угодника Божиего Спиридона Тримифунтского.

 Народ собрался со всех деревень и с ближних островов. При выносе гробницы из церкви ее поддерживали сам адмирал, его офицеры и первые люди острова. Жители Республики Семи Соединенных Островов (Ионических) прощались с русскими моряками не скрывая слез, благодаря их и благословляя. Егор Метакса писал: «Русские и здесь доказали, что истинная храбрость сопряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью, и что звание воина и христианина должны быть неразлучны».

В 1799 году за победу при греческом острове Корфу император Павел I произвел командующего Черноморским флотом и городом Севастополем Федора Ушакова в адмиралы. Удивительное чувство охватывает нас, сегодняшних, когда мы вдруг видим на острове Корфу памятник русскому флотоводцу Федору Ушакову от благодарной Греции. 

Сам же Федор Федорович ясно понимал: победы православному воинству дарует Господь, и без помощи Божией все умение человеческое «ничтоже есть». Знал, что в Санаксарской святой обители возносит молитвы о нем старец Феодор. Удивительно, насколько своей благочестивостью адмирал Ушаков был похож на дядю-монаха. Каждый раз перед походом и после его окончания он совершал вместе с моряками молебны, церковные службы. На его кораблях был установлен монастырский порядок. А сами корабли носили имена святых или христианских праздников. Как отца родного любили Ушакова моряки. Перед боем адмирал напутствовал их: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!»

В 1804 году Федор Федорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой подытоживал свою деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность онаго флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей Благости ни одно судно из онаго не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался».

За 44 года своего служения адмирал не проиграл ни одного сражения, а этих сражений у Федора Ушакова было 43 – это только крупных!  Великий стратег, тактик, политик, дипломат, благотворитель. Перед воинским талантом его и человеческим благородством преклонялись даже враги.

2 октября 2017 года исполнится 200 лет со дня кончины святого праведного воина Феодора (Ф.Ф. Ушакова, адмирала флота Российского), канонизированного Русской Православной Церковью в 2001 году. С 6 по 30 августа 2016 года в России происходит беспрецедентное событие – своего рода путешествие мощей святого целиком, вместе с ракой, из Санаксарского монастыря в города, связанные с жизнью и подвигами великого святого. Городов этих девять: Рыбинск, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск, Керчь, Симферополь и Севастополь – город, обретший силу и славу благодаря гению великого флотоводца.

В Севастополе раку с мощами принесут во Владимирский собор – усыпальницу адмиралов, участников первой героической обороны Севастополя 1854–1855 гг., случившейся почти через 40 лет после праведной кончины Феодора Ушакова.

Здесь покоятся адмирал П.С. Нахимов, адмирал М.П. Лазарев, вице-адмирал В. А. Корнилов, контр-адмирал В.И. Истомин и еще 9 адмиралов.

 

 

Вторая героическая оборона Севастополя произошла в 1941–1942 гг., более 120 лет отделяет ее от времени святого флотоводца. Но сила духа русских моряков, наследников великих традиций и великих побед, все та же! Впрочем, это уже другая история.  

Все новости раздела




Новости митрополии

Благоустроено место захоронения первого единоверческого священника Симбирской земли

Благоустроено место захоронения первого единоверческого священника Симбирской земли

Силами представителей Успенской единоверческой общины города Симбирска и представителей общественности отреставрирован семейный склеп единоверцев Банценковых.

Православная молодежь и представители студенчества продолжают благоустраивать старинное кладбище

Православная молодежь и представители студенчества продолжают благоустраивать старинное кладбище

На территории Воскресенского некрополя прошла историко-патриотическая акция «Чистая память». Инициаторами проведения очередного субботника на территории старейшего кладбища стали члены студенческого экологического отряда «СПАС».