«ПРОЕКТ ХИТРОВО»

«Если есть на свете страна, которую можно назвать общею   

    Родиною человечества, то это, бесспорно, Палестина…»

В.Н. Хитрово

                                                               

 

«Кто из нас не произносил священные имена Синая, Иордана, Иерусалима и Вифлеема тогда, когда не понимал еще различия между добром и злом, - писал в одной из своих книг Василий Николаевич. – Три религии, верующие во Единого Бога, привыкли смотреть на Иерусалим как на средоточие их вероисповедания. Сорок веков прошли над этой страной, оставляя в ней, как геологические наслоения, свою летопись. Изучать ее – то же, что изучать развитие рода человечества. Каждому, от простого богомольца до пытливого ученого, посещение и изучение этой страны дает столько, сколько, кто может в себе вместить.»

Известный российский палестиновед, государственный и общественный деятель В.Н. Хитрово смог больше  чем кто-либо вместить и больше чем кто-либо дать, выступив инициатором создания ИППО как Общества нового типа. Мысль о подобном учреждении неоднократно высказывалась и ранее, например, в 1840-е гг. архимандритом Порфирием (Успенским), портрет но при воплощении вместо свободной общественной инициативы претворялась в казенные или сугубо чиновничьи заведения. Однако идея продолжала носиться в воздухе и в конце 1860-х гг. о создании подобного Общества публично заявляет другой из великих основателей Русской Палестины, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин).

В итоге о.Антонин нашел для воплощения своего замысла благодарного единомышленника и соратника именно в лице В.Н. Хитрово.

Василий Николаевич родился 5 июля 1834 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье.

Получив блестящее образование в Александровском лицее, поступил на службу в Государственный контроль, с 1858 года служил в чине надворного советника в Морском министерстве. К палестинским делам Хитрово в этот период еще не имел касательства. Зато в Архиве Военно-Морского флота сохранились сведения о его командировке за границу для изучения новейших методов бухгалтерского учета. Позже он служил в Министерстве финансов, занимался устройством в России первых ссудо-сберегательных товариществ и руководил ими в течение 20 лет. Полученный многолетний профессиональный опыт очень пригодится ему впоследствии для организации безукоризненно четкого финансового механизма Палестинского Общества.

Глубокий интерес к Святой Земле возник у В.Н. Хитрово до известной степени случайно. Летом 1871 года была совершена им первая – еще полутуристическая, полупаломническая – поездка в Палестину. Увиденное во время этого путешествия: и тяжелое, беспомощное положение русских паломников, и безотрадное состояние православной арабской паствы Иерусалимского Патриархата – произвело на благополучного петербургского чиновника столь сильное впечатление, что весь его духовный мир изменился и вся дальнейшая жизнь отныне стала посвящаться делу Православия на Ближнем Востоке.

Первая молитва на Голгофе осталась в душе Василия Николаевича ни с чем несравнимым воспоминанием. «Наши певчие запели в это время на клиросе: Свете тихий святыя славы, я чувствовал, как у меня закапали слезы, я упал на колени, все житейское было забыто и я впервые понял, что значит молиться от всей души».

Большим потрясением было и знакомство с рядовыми православными паломниками – простолюдинами, как их тогда называли. « Много нападали на наших поклонников по святым местам, а между тем только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб, из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русское имеет в Палестине; влиянию настолько сильному, что вы с русским языком пройдете по этой дороге и вас не поймет разве только какой-нибудь пришлый издалека бедуин… Отнимите этого мужичка – и православие заглохнет среди систематической католической и еще более сильной в последнее время протестантской пропаганды».

В.Н. Хитрово стал привлекать людей, сочувствовавших его идее. Но сначала он самым тщательным образом изучил все проблемы, связанные с созданием Общества и снова отправился в Палестину, где занялся подробным ознакомлением с Галилеей, которую объехал верхом совместно с начальником РДМ архимандритом Антонином (Капустиным). Умный критический взгляд Хитрово безошибочно схватывал главные болевые точки русских противоречий в Палестине. Разрешить их Василию Николаевичу удастся лишь почти двадцать лет спустя, когда основанное им Палестинское Общество твердой ногой станет в Иерусалиме. Постепенно образовывался круг людей – единомышленников, многие из которых занимали в России видное положение. Одним из первых соратников стал выдающийся дипломат и мореплаватель, член Государственного Совета адмирал Евфимий Васильевич Путятин.

Сложился благородный тандем Хитрово-Путятин, который, к слову, в конце семидесятых годов стал главным защитником о. Антонина и его Русской Духовной Миссии от происков чиновников, а в начале восьмидесятых – активно способствовал созданию Палестинского Общества, сумев привлечь к делу обер-прокурора Святейшего Синода, государственно и православно мыслившего Константина Петровича Победоносцева.

Кстати: Именно графу Путятину была адресована первая версия  знаменитой книги В.Н.Хитрово «Православие в Святой Земле», публичные чтения которой в 1881 году вызвали большой резонанс. Эта работа составила первый выпуск нового в русской научной литературе издания – «Православного Палестинского сборника», основанного автором на собственные средства.

Отрадно, что и в наши дни усилиями ИППО продолжается систематический выпуск сборника.

Надо заметить, что пробудить религиозный и тем более политический интерес к Иерусалиму в русском общественном сознании в те годы было не так просто, да и не было самоочевидного резона. Успеху стараний Хитрово поспособствовал ряд обстоятельств.

Прежде всего, серьезное общее влияние оказал подъем православно-патриотического сознания в обществе, связанный с освободительной Русско-турецкой войной 1877-1878 гг., когда русские войска русские войска едва не овладели Царьградом.

Восточный вопрос и русское дело на Востоке приобрели вдруг совершенно новый, победоносно-наступательный ракурс. И хотя волна энтузиазма сменилась вскоре разочарованием, наступившим после Берлинского трактата, существенно ущемлявшим интересы России и славянских стран, само поражение горчаковской дипломатии в Берлине требовало реванша.

Другим важнейшим фактором стало паломничество в Святую Землю 21-31 мая 1881г. великих князей Сергия и Павла Александровичей, с их двоюродным братом, великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К.Р., президентом Академии наук).

Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье. 22 мая 1880г. умерла императрица Мария Александровна.

Император Александр III и его братья свято чтили память своей матери. Особенно младшие. Сергий и Павел Александровичи, у которых сложился своеобразный культ почившей императрицы. 1 марта 1881г. бомбой террористов был убит император Александр II.

В мае того же года великие князья отправляются в Святую Землю. Неизвестно, кто подсказал им мысль об этом поминальном паломничестве. Видимо, идея возникла спонтанно: императрица Мария Александровна хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусаим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине. Поездка была приурочена к годовщине со дня ее кончины – августейшие паломники ступили на пристань Яффы 20 мая и молились об упокоении души императрицы в иерусалимском храме Гроба Господня в канун годовщины, 21 мая.

Близкий контакт с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином способствовал личному заинтересованному отношению Сергия Александровича к Святой Земле и укреплению там русского влияния. Это сразу сумел оценить В.Н. Хитрово. В письме к Антонину от 29 июня 1881г. он с пристрастием допрашивает: «Ради бога, сообщите мне: и какое впечатление вынесли великие князья из Палестины, и какое они произвели на Вас? Какой результат их пребывания в особенности для Вас и Ваших учреждений?... Помимо вообще интереса, меня особенно интересует Сергий Александрович. Я о нем слышал много хорошего, и на него я полагаю свои последние надежды. А надежды эти заключаются в следующем. К осени, наконец, будет готов первый том «Палестинского Сборника». Его я представлю Сергию Александровичу и постараюсь его убедить стать во главе Общества».

И действительно, по возвращении великих князей В.Н. Хитрово добивается, с помощью адмирала Д.С. Арсеньева, воспитателя царевичей, аудиенции у Сергия Александровича. В январе-марте 1882г. был составлен список учредителей. «Первым, конечно, был граф Путятин, который со свойственной ему горячностью повез список к великому князю Сергею Александровичу, предложил ему подписаться и уведомил меня, что он с удовольствием принимает председательство в будущем Обществе».

Работа над Уставом заняла у В.Н.Хитрово в общей сложности несколько лет.

Устав Православного Палестинского Общества, врученный императору Александру III при всеподданнейшем докладе обер-прокурора Священного Синода К.П.Победоносцева,  был высочайше утвержден 8 мая 1882г.  

21 мая во дворце великого князя Николая Николаевича Старшего (тоже паломника в Святую Землю), в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов, после молебна в домовом храме, состоялось его торжественное открытие. Знаменательно, что Православная Церковь совершает в этот день память святых равноапостольных Константина и Елены, с именами которых непосредственным образом связаны не только древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, но и сам принцип покровительства Святой Земли со  стороны православных императоров.

В.Н. Хитрово был избран почетным членом Православного Палестинского Общества (с 1889г. Императорского) и помощником Августейшего Председателя, а затем стал секретарем Общества. Его идея о необходимости создания Общества нового типа для защиты Православия и  интересов России в Святой Земле  стала претворяться в жизнь.

 Общество призвано было, согласно Уставу, осуществлять три основных функции:

1) организация и обустройство русских паломников в Палестине. Их проходило к 1912 г. через подворья и гостиницы ИППО ежегодно до 10тыс. человек;

2) помощь и поддержка Православию на Ближнем Востоке путем благотворительной и просветительной работы среди местного арабского населения. Общество содержало к 1912г. свыше 100 школ, училищ, учительских семинарий в Палестине, Сирии, Ливане.

В подходе к этой задаче Общество также выступало наследником и продолжателем религиозно-просветительских начинаний РДМ: вспомним о первых училищах и типографиях, основанных в Иерусалиме еще архимандритом Порфирием; вспомним и Бет-Джальскую школу для девочек, основанную архимандритом Антонином в 1860г. и переданную им 20 лет спустя в ведение ИППО (в 1888г. школа была преобразована в женскую учительскую семинарию;

3) научно-исследовательская и издательская работа по изучению исторических судеб и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона. Библейской филологии и археологии, организации научных экспедиций и раскопок, пропаганде знаний о Святой Земле в российском обществе. В1900-1902гг. по инициативе Хитрово при Совете Общества были организованы «Собеседования по научным вопросам, касающимся Палестины. Сирии и сопредельных с ними стран», которые академик В.В.Бартольд охарактеризует позже как «одну из немногих попыток образования в России общества ориенталистов со специальными научными задачами».  В канун Октябрьской революции в целях расширения объема научных изысканий и придания им целенаправленного системного характера планировалось создание в Иерусалиме по окончании Первой мировой войны Русского археологического института – подобного тому, который успешно функционировал в начале XXвека в Константинополе.

 Социальный состав Общества подтверждает всесословный, национальный характер организации. Среди 48 членов-учредителей были люди разных интересов и занятий, эдакая «живописная группа», которые, как правило, посетили святые места или занимались историей Востока и имели какое-то представление о стоящих перед ними задачах. «Проект требовал динамизма и члены-учредители были полны решимости стоящие задачи выполнить».

Среди источников финансирования Общества можно выделить три категории: членские и вступительные взносы, частные пожертвования, в том числе общецерковный Вербный, или Палестинский сбор в праздник Входа Господня в Иерусалим, наконец, государственное финансирование. Были и другие, менее значительные источники дохода. По подсчетам же как всегда аккуратного и точного В.Н.Хитрово, было очевидно, что русское дело в Палестине всегда осуществлялось прежде всего самоотверженной помощью простых верующих людей.

Василий Николаевич Хитрово занимался столь важной патриотической работой не ради доходов или наград и почестей. На собрании, посвященном двадцатилетию Общества, в 1902 году он сказал: «Не в людях была причина успеха Общества, а в его идеале. Не мы одни, но вы, и тысячи рассеянных по Русской земле служат одному и тому же идеалу. Но есть одна, если не причина успеха Общества, то во всяком случае заслуга перед ним его руководителей, его Совета. Заслуга эта заключается в том, что ни разу не были потеряны подходящая минута или условие. Совет был всегда настороже и всегда наготове».

На могиле В.Н. Хитрово, скончавшегося 5 мая 1903 года в Гатчине и погребенного на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, в качестве эпитафии- призыв Апостола Павла: «Духа не угашайте!». Крест со знаком ИППО, на котором надпись из пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». Этот стих Хитрово сам выбрал в качестве девиза Православного Палестинского Общества.

 

P.S. В 2012 году в Центре ИППО в Москве открыт памятник Василию Николаевичу Хитрово (скульптор А.И.Рукавишников).

В статье использованы материалы:

1)"Россия в Святой Земле" - к 130-летию сотрудничества ИППО с народами Ближнего Востока. Издательство "Индрик", Модиус Медиа, Москва 2012;

2) Документы и материалы "Россия в Святой Земле" т. 1-й под общей редакцией Н.Н. Лисового, М.: Индрик, 2015

Все новости раздела




Новости митрополии

Форум «Мелекесский рассвет» собрал представителей молодежных движений епархий ПФО

Форум «Мелекесский рассвет» собрал представителей молодежных движений епархий ПФО

На базе оздоровительного лагеря «Юность» города Димитровграда прошел III Межрегиональный форум православной молодежи «Мелекесский рассвет».

Состоялось заседание Молодежного совета Симбирской епархии

Состоялось заседание Молодежного совета Симбирской епархии

В Епархиальном молодежном центре «М-центр», расположенном на территории Спасо-Вознесенского собора, состоялось заседание Молодежного совета Симбирской епархии.