История православной печати

Симбирск-Ульяновск: история православной печати

 

1876–1917 годы

В последние четыре десятилетия, предшествовавшие гибели Российской империи, на Симбирской земле существовали различные православные периодические издания. Например, «Симбирский проповеднический листок» – сборник поучений для воскресных чтений при церквах, издававшийся в качестве приложения к «Симбирским епархиальным ведомостям» в 1885 году священником Мальховым, или «Симбирская церковная старина», издававшаяся Симбирским епархиальным церковным археологическим обществом в 1914, 1915, 1917 годах (один выпуск в год), редактором этого издания был А.Ф. Жуков. Однако основным органом православной печати в Симбирской губернии был журнал «Симбирские епархиальные ведомости». «Симбирские епархиальные ведомости» («СЕВ») издавались в Симбирске.

с 1876 года по 1917 год. Издателем журнала выступала Симбирская епархия и Симбирская духовная консистория. В разные годы редакторами были: секретари Консистории А. Лукашевич и Ф. Глебов, ректоры семинарии протоиерей В.М. Успенский, Н. Лузгин, Н.И. Колосов, А.К. Яхонтов, А.Ф. Жуков, несколько выпусков обязанности редактора исполнял инспектор семинарии А.И. Соловьев. До 1917 года перед церковной периодической печатью ставились преимущественно информационные (доведение до духовенства высочайших повелений, указов и распоряжений епархиального начальства, распоряжений семинарского правления, правления духовных училищ) и духовно-просветительные задачи (печатались статьи по борьбе с расколом и сектантством). «СЕВ» были внутренним церковным изданием, рассчитанным в основном на духовенство. С 1896 началось издание неофициальной части «СЕВ», что, несомненно, повысило интерес читателей к журналу. Теперь, помимо официальной части, в которой печатались церковные документы и отчеты, в журнале появляются материалы самого разнообразного содержания. Публиковали, например, переводы на русский язык богослужебных текстов, некрологи, воспоминания, различные статьи (богословские, исторические, по дидактике, против раскола и сект), известия о школах, епархиальную хронику, информацию о душеполезных книгах, басни, стихотворения, «иноепархиальное обозрение». Также размещали поздравления, объявления, информацию о подписке на другие журналы, поучения, рассказы, врачебные советы, рекламу.

Распространение епархиальных изданий обычно ограничивалось территорией епархии: подписчиками по обязанности являлись приходы, духовные училища, монастырские библиотеки, братства, а также ряд губернских и земских учреждений. Количество добровольных подписчиков из числа частных лиц, к сожалению, установить невозможно. Журнал выходил два раза в месяц. Тираж редко превышал тысячу экземпляров. Строгого ограничения по объему не было: одна только официальная часть могла занимать от 8 до 16 листов. Без сомнения, благодаря наличию в «СЕВ» огромного пласта материалов, касающихся церковной и общественной жизни нашего региона до революции, этот журнал является ценным источником для краеведов и всех интересующихся историей Симбирской земли.

 

1917–1991 годы

После Февральской революции многие епархиальные ведомости прекратили свое существование, другие выходили нерегулярно. Протоиерей А.Н. Троицкий пишет, что уже в 1918 году печаталась только четверть от всей православной периодики, издававшейся в 1917 году. В период с 1918 по 1920 год почти все дореволюционные газеты и журналы перестали издаваться. Параллельно процессу умирания дореволюционной периодики, в период с 1918 по 1931 год в стране возникают новые недолговечные церковные издания, половина которых принадлежала раскольникам, в основном обновленцам. К этому периоду относятся сведения о существовании в нашем крае церковной общественной газеты «Церковная правда» (за 1917 год вышло 39 номеров с периодичностью 2 раза в неделю) и Ульяновского церковно-общественного епархиального листка, выпущенного Ульяновским епархиальным управлением в 1924 году тиражом 8000 экземпляров. Вскоре еще существовавшие кое-где епархиальные органы печати были закрыты советской властью, и долгое время на территории РСФСР единственным церковным изданием оставался «Журнал Московской Патриархии» (выходил в 1931–1935 годах, возобновлен в 1943 году).

 

1991–2016 годы

Первые шаги к возрождению церковной прессы на Симбирской земле были сделаны в 1994 году. В «Симбирских губернских ведомостях» от 30 апреля 1994 года есть статья под названием «Возрожден православный журнал»: «Через 77 лет в Ульяновской области возобновилось издание журнала «Симбирские епархиальные ведомости». Было выпущено только три номера журнала, в 1994 году. Структура возрожденного издания была подобна структуре дореволюционных «СЕВ». Два выпуска журнала (№ 2 за май и № 3 за июнь-ноябрь) делились на официальную (содержащую разделы «Жизнь епархии» и «Архиерейские богослужения») и неофициальную части (включающую материалы по истории святынь епархии, краеведческие материалы, воспоминания священников, художественные рассказы). Первый выпуск (№ 1 за апрель) был полностью посвящен истории Симбирской архиерейской кафедры. Главным редактором выпусков был Преосвященнейший Прокл, епископ Ульяновский и Мелекесский, ответственным секретарем – священник Владимир Дмитриев. Тираж составлял 990 экземпляров.

В 1996 году была основана газета «Православный Симбирск» («ПС»). Основатель и первый редактор «ПС» – Сергей Серюбин.

Новости митрополии

Команда Симбирской епархии второй год занимает первое место в забеге «Дари добро»

Команда Симбирской епархии второй год занимает первое место в забеге «Дари добро»

25 июня на площади им. В.И. Ленина города Симбирска состоялся второй благотворительный забег «Дари добро». Мероприятие было организовано одноименным благотворительным фондом, Дирекцией года добрых дел при поддержке Министерства физической...

В неделю 3-ю по Пятидесятнице глава митрополии совершил Божественную Литургию

В неделю 3-ю по Пятидесятнице глава митрополии совершил Божественную Литургию

Воскресное богослужение в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Симбирска возглавил митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий. Управляющему епархией сослужили ключарь собора протоиерей Дмитрий Савельев и духовенство прихода. В завершение...