В данном разделе размещается информация по праздникам Православной церкви с краткими богослужебными текстами, а так же духовные поучения святоотеческой литературы.

Электронную версию молитвослова, вы можете открыть перейдя по ссылке.

Господские и Богородичные праздники


святитель Геннадий, архиепископ Новгородский

 Свя­ти­тель Ген­на­дий, ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский, про­ис­хо­дил из ро­да Гон­зо­вых и был, по сви­де­тель­ству совре­мен­ни­ков, «муж са­но­ви­тый, ум­ный, доб­ро­де­тель­ный и све­ду­щий в Свя­щен­ном Пи­са­нии». Пер­во­на­чаль­ное по­слу­ша­ние про­хо­дил в Ва­ла­ам­ской оби­те­ли, под ду­хов­ным ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия Со­ло­вец­ко­го (па­мять 27 сен­тяб­ря). С 1472 го­да – ар­хи­манд­рит Чу­до­ва мо­на­сты­ря в Москве. Рев­ни­тель стро­го­го устав­но­го бо­го­слу­же­ния.

В 1479–1481 го­дах ар­хи­манд­рит Ген­на­дий вме­сте с Вас­си­а­ном, ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским, а за­тем с его пре­ем­ни­ком Иоаса­фом бес­страш­но вста­вал на за­щи­ту древ­не­го уста­ва в воз­ник­шем спо­ре о хож­де­нии «по­со­лонь» при освя­ще­нии но­во­го хра­ма (спор воз­ник в свя­зи с чи­ном освя­ще­ния Успен­ско­го со­бо­ра в Москве).

В 1483 го­ду свя­той Ген­на­дии на­чал стро­ить в Чу­до­вом мо­на­сты­ре ка­мен­ную тра­пез­ную цер­ковь в честь чти­мо­го им свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го († 1378), ос­но­ва­те­ля оби­те­ли. 12 де­каб­ря 1484 го­да ар­хи­манд­рит Ген­на­дий был по­свя­щен в ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го. Бла­го­го­вея к па­мя­ти ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля Алек­сия, Ген­на­дий, и бу­дучи в Нов­го­ро­де, не пе­ре­ста­вал за­бо­тить­ся о воз­ве­де­нии хра­ма его име­ни: «И среб­ра до­воль­но на со­вер­ше­ние хра­ма то­го и тра­пезы и па­лат по­сы­ла­ше». Вре­мя свя­ти­тель­ства в Нов­го­ро­де свя­то­го ар­хи­епи­ско­па Ген­на­дия сов­па­ло с гроз­ным пе­ри­о­дом в ис­то­рии оте­че­ствен­ной Церк­ви. Иудей­ские про­по­вед­ни­ки, при­е­хав­шие под ви­дом тор­гов­цев в Нов­го­род, еще с 1470 го­да на­ча­ли се­ять меж­ду пра­во­слав­ны­ми пле­ве­лы ере­си и бо­го­от­ступ­ни­че­ства. Лже­уче­ние рас­про­стра­ня­лось тай­но. Пер­вое из­ве­стие о ере­си до­шло до свя­ти­те­ля Ген­на­дия в 1487 го­ду: чет­ве­ро чле­нов тай­но­го со­об­ще­ства, в хмель­ном уга­ре об­ли­чая друг дру­га, об­на­ру­жи­ли пред пра­во­слав­ны­ми су­ще­ство­ва­ние нече­сти­вой ере­си. Как толь­ко это ста­ло из­вест­но свя­ти­те­лю, рев­ност­ный ар­хи­пас­тырь немед­лен­но при­сту­пил к ро­зыс­ку и с глу­бо­кой скор­бью убе­дил­ся, что опас­ность угро­жа­ет не толь­ко мест­но­му нов­го­род­ско­му бла­го­че­стию, но и са­мой сто­ли­це пра­во­сла­вия – Москве, ку­да еще в 1480 го­ду пе­ре­еха­ли во­жди жи­дов­ству­ю­щих. В сен­тяб­ре 1487 го­да он на­пра­вил в Моск­ву мит­ро­по­ли­ту Ге­рон­тию все ро­зыск­ное де­ло в под­лин­ни­ке вме­сте со спис­ком об­на­ру­жен­ных им бо­го­от­ступ­ни­ков и с их пи­са­ни­я­ми. Борь­ба с жи­дов­ству­ю­щи­ми ста­ла глав­ным пред­ме­том ар­хи­пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти свя­ти­те­ля Ген­на­дия. По сло­вам пре­по­доб­но­го Иоси­фа Во­лоц­ко­го (па­мять 9 сен­тяб­ря), «сей ар­хи­епи­скоп, быв пу­щен на зло­дей­ствен­ные ере­ти­ки, устре­мил­ся на них, яко лев, из ча­щи Бо­же­ствен­ных Пи­са­ний и крас­ных гор про­ро­че­ских и апо­столь­ских уче­ний». Де­вят­на­дцать лет про­дол­жа­лась борь­ба свя­ти­те­ля Ген­на­дия и пре­по­доб­но­го Иоси­фа с силь­ней­шей по­пыт­кой про­тив­ни­ков пра­во­сла­вия из­ме­нить весь ход ис­то­рии Рус­ской Церк­ви и Рус­ско­го го­су­дар­ства. Тру­да­ми свя­тых ис­по­вед­ни­ков борь­ба увен­ча­лась по­бе­дой пра­во­сла­вия. Это­му спо­соб­ство­ва­ли тру­ды свя­ти­те­ля Ген­на­дия по изу­че­нию Биб­лии. По­сколь­ку ере­ти­ки в сво­их нече­сти­вых мудр­ство­ва­ни­ях при­бе­га­ли к ис­ка­жен­ным тек­стам вет­хо­за­вет­ных книг, от­лич­ным от при­ня­тых Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, ар­хи­епи­скоп Ген­на­дий взял на се­бя огром­ный труд – при­ве­сти в еди­ный свод ис­прав­ные спис­ки Свя­щен­но­го Пи­са­ния. До то­го вре­ме­ни биб­лей­ские кни­ги пе­ре­пи­сы­ва­лись на Ру­си, по при­ме­ру Ви­зан­тии, не в ви­де це­ло­го сво­да, а от­дель­ны­ми ча­стя­ми – Пя­ти­кни­жия или Вось­ми­кни­жия, Царств, Прит­чей и дру­гих учи­тель­ных книг: Псал­ти­ри, Про­ро­ков, Еван­ге­лия и Апо­сто­ла.

Свя­щен­ные кни­ги Вет­хо­го За­ве­та осо­бен­но ча­сто под­вер­га­лись слу­чай­ной и на­ме­рен­ной пор­че. Об этом со скор­бью пи­сал свя­ти­тель Ген­на­дий в по­сла­нии ар­хи­епи­ско­пу Иоаса­фу: «Жи­до­ве ере­ти­че­ское пре­да­ние дер­жат – псал­мы Да­ви­до­ва или про­ро­че­ства ис­пре­вра­ща­ли». Со­брав во­круг се­бя уче­ных, тру­же­ни­ков-биб­ле­и­стов, свя­ти­тель со­брал все кни­ги Свя­щен­но­го Пи­са­ния в еди­ном сво­де, бла­го­сло­вил вновь пе­ре­ве­сти с ла­тин­ско­го язы­ка те из Свя­щен­ных книг, ко­то­рые не бы­ли им об­ре­те­ны в ру­ко­пис­ном пре­да­нии сла­вян­ской Биб­лии, и в 1499 го­ду на Ру­си вы­шел пер­вый пол­ный свод Свя­щен­но­го Пи­са­ния на сла­вян­ском язы­ке – «Ген­на­ди­ев­ская Биб­лия», как ее по­чти­тель­но на­зы­ва­ют по име­ни со­ста­ви­те­ля, ко­то­рая ста­ла неотъ­ем­ле­мым зве­ном в пре­ем­ствен­но­сти сла­вян­ско­го пе­ре­во­да Сло­ва Бо­жия. От бо­го­вдох­но­вен­но­го пе­ре­во­да Свя­щен­но­го Пи­са­ния свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Ки­рил­ла и Ме­фо­дия (863–885) чрез Биб­лию свя­ти­те­ля Ген­на­дия (1499) и вос­про­из­во­дя­щую ее пер­во­пе­чат­ную Острож­скую Биб­лию (1581) Цер­ковь со­хра­ни­ла неиз­мен­ным сла­вян­ское биб­лей­ское пре­да­ние вплоть до так на­зы­ва­е­мой Ели­за­ве­тин­ской Биб­лии (1751) и всех по­сле­ду­ю­щих пе­чат­ных из­да­ний. На­ря­ду с под­го­тов­кой Биб­лии круг цер­ков­ных книж­ни­ков при ар­хи­епи­ско­пе Ген­на­дии вел боль­шую ли­те­ра­тур­ную ра­бо­ту: бы­ла со­став­ле­на «Чет­вер­тая Нов­го­род­ская ле­то­пись», до­ве­ден­ная до 1496 го­да, пе­ре­ве­де­ны, ис­прав­ле­ны и пе­ре­пи­са­ны мно­го­чис­лен­ные ру­ко­пис­ные кни­ги. Игу­мен Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря До­си­фей, при­быв­ший в Нов­го­род по мо­на­стыр­ским де­лам, несколь­ко лет (с 1491 по 1494) тру­дил­ся у свя­ти­те­ля Ген­на­дия, со­став­ляя биб­лио­те­ку для Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря. По прось­бе свя­ти­те­ля До­си­фей на­пи­сал жи­тие пре­по­доб­ных Зо­си­мы (па­мять 17 ап­ре­ля) и Сав­ва­тия (па­мять 27 сен­тяб­ря). Боль­шин­ство книг, пе­ре­пи­сан­ных с бла­го­сло­ве­ния свя­ти­те­ля Нов­го­род­ско­го (бо­лее 20) для Со­ло­вец­кой оби­те­ли, со­хра­ни­лось в со­ста­ве Со­ло­вец­ко­го со­бра­ния ру­ко­пи­сей. Рев­ност­ный по­бор­ник ду­хов­но­го про­све­ще­ния, ар­хи­епи­скоп Ген­на­дий для под­го­тов­ки до­стой­но­го кли­ра ос­но­вал в Нов­го­ро­де шко­лу.

Па­мять о свя­ти­те­ле Ген­на­дии со­хра­ня­ет­ся и в дру­гом его тру­де на бла­го пра­во­слав­ной церк­ви.

В кон­це XV ве­ка над рус­ски­ми ума­ми тя­го­те­ла гроз­ная мысль о ско­рой кон­чине ми­ра, ко­то­рой жда­ли по ис­те­че­нии седь­мой ты­ся­чи лет от со­тво­ре­ния ми­ра. По окон­ча­нии ми­ро­твор­но­го кру­га в 1408 го­ду на Ру­си не осме­ли­лись про­дол­жить пас­ха­лию да­лее 1491 го­да. В сен­тяб­ре 1491 го­да ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Церк­ви в Москве при уча­стии свя­ти­те­ля Ген­на­дия опре­де­лил: «На­пи­сать Пас­ха­лию на ось­мую ты­ся­чу лет». 27 но­яб­ря 1492 го­да мит­ро­по­лит Зо­си­ма «на Москве из­ло­жил со­борне пас­ха­лию на 20 лет» и по­ру­чил епи­ско­пу Фило­фею Перм­ско­му и ар­хи­епи­ско­пу Ген­на­дию Нов­го­род­ско­му со­ста­вить каж­до­му свою пас­ха­лию для со­бор­но­го сви­де­тель­ство­ва­ния и утвер­жде­ния 21 де­каб­ря 1492 го­да. Свя­ти­тель Ген­на­дий окон­чил со­став­ле­ние сво­ей пас­ха­лии, ко­то­рая, в от­ли­чие от мит­ро­по­ли­чьей, бы­ла про­дол­же­на на 70 лет, и, рас­сы­лая по епар­хи­ям одоб­рен­ную Со­бо­ром при­ня­тую пас­ха­лию на 20 лет, при­со­еди­нил к ней и свою, вме­сте с тол­ко­ва­ни­ем на нее и Окруж­ной гра­мо­той, под об­щим за­гла­ви­ем «На­ча­ло пас­ха­лии, пе­ре­ло­жен­ной на ось­мую ты­ся­чу лет». В бо­го­слов­ском тол­ко­ва­нии пас­ха­лии, ос­но­ван­ном на Сло­ве Бо­жи­ем и сви­де­тель­стве свя­тых от­цов, свя­ти­тель пи­сал: «Не скон­ча­ния ми­ра стра­шить­ся по­до­ба­ет, но ждать при­ше­ствия Хри­сто­ва на вся­кое вре­мя. Сколь­ко бла­го­во­лит Бог сто­ять ми­ру, столь­ко про­длит­ся и об­хож­де­ние вре­мен». Вре­ме­на устро­е­ны Твор­цом не для Се­бя, но для че­ло­ве­ка: «Да ра­зу­ме­ет че­ло­век вре­мен пре­ме­ну, чтет сво­ея жиз­ни ко­нец». О сро­ках же свер­ше­ния тво­ре­ния Бо­жия «ни­кто же весть, ни Ан­ге­лы, ни па­ки Сын, но ток­мо Отец». По­то­му свя­тые от­цы, на­и­ти­ем Ду­ха Свя­то­го, из­ло­жи­ли ми­ро­твор­ный круг имен­но как «круг»: «Сие учи­ни­ша ко­ло­врат­но, не иму­ще кон­ца». Ере­ти­че­ским пре­льще­ни­ям о ис­чис­ле­нии сро­ков свя­ти­тель про­ти­во­по­ста­вил освя­щен­ный Цер­ко­вью путь по­сто­ян­но­го ду­хов­но­го трез­ве­ния. Свя­той Ген­на­дий из­ла­га­ет бо­го­слов­ские ос­но­вы пас­ха­лии, объ­яс­ня­ет, как при по­мо­щи Аль­фы, ве­ли­ко­го ми­ро­твор­но­го кру­га, мож­но вы­во­дить пас­ха­лию на бу­ду­щее, на­сколь­ко по­тре­бу­ет­ся. Пас­ха­лия свя­то­го Ген­на­дия, по его сви­де­тель­ству, не бы­ла им со­став­ле­на за­но­во, но бы­ла вы­ве­де­на на ос­но­ва­нии преж­не­го пре­да­ния – в част­но­сти, на ос­но­ва­нии пас­ха­лии, на­пи­сан­ной на 1360–1492 го­ды при свя­ти­те­ле Ва­си­лии Ка­ли­ке, ар­хи­епи­ско­пе Нов­го­род­ском (13 июля 1352). По пра­ви­лам ра­бо­ты с пас­ха­ли­ей, утвер­жден­ным свя­тым Ген­на­ди­ем, поз­же, в 1539 го­ду, при ар­хи­епи­ско­пе Нов­го­род­ском Ма­ка­рии, бы­ла со­став­ле­на пас­ха­лия и на всю вось­мую ты­ся­чу лет.

О вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни и мо­лит­вен­ном вдох­но­ве­нии свя­ти­те­ля сви­де­тель­ству­ет со­став­лен­ная им в 1497 го­ду мо­лит­ва к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. Кро­ме из­вест­ных по­сла­ний мит­ро­по­ли­там Зо­си­ме и Си­мо­ну, ар­хи­епи­ско­пу Иоаса­фу, епи­ско­пам Ни­фон­ту и Про­хо­ру, по­сла­ния к Со­бо­ру 1490 го­да, ар­хи­епи­скоп Ген­на­дий на­пи­сал цер­ков­ный «Уста­вец» и «Пре­да­ние ино­кам», жи­ву­щим по уста­ву скит­ско­го жи­тия. Оста­вив ар­хи­пас­тыр­ское слу­же­ние, с 1504 го­да свя­ти­тель жил на по­кое в Чу­до­вом мо­на­сты­ре, где мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 4 де­каб­ря 1505 го­да. В Сте­пен­ной кни­ге чи­та­ем: «Ар­хи­епи­скоп Ген­на­дий пре­бы в ар­хи­епи­ско­пах де­вят­на­дцать лет, мно­га ис­прав­ле­ния по­ка­за о цер­ков­ном бла­го­ле­пии и о свя­щен­ни­че­ском бла­го­чи­нии, и ере­ти­ки по­сра­ми, и пра­во­слав­ную ве­ру утвер­ди, по­сле­ди же све­ден бысть на Моск­ву, и пол­тре­тья ле­та пре­бысть в мо­на­сты­ри чу­де­си Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла и свя­та­го Алек­сия мит­ро­по­ли­та и чу­до­твор­ца, иде­же преж­де бысть в ар­хи­манд­ри­тех, ту и пре­ста­ви­ся к Бо­гу». Свя­тые мо­щи ар­хи­епи­ско­па Ген­на­дия бы­ли по­ло­же­ны в хра­ме Чу­да свя­то­го Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в Хо­нех, в том ме­сте, где по­ко­и­лись до то­го мо­щи осо­бо чти­мо­го им свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го. Па­мять свя­ти­те­ля Ген­на­дия тво­рит­ся так­же в 3-ю Неде­лю по Пя­ти­де­сят­ни­це, в день, ко­гда Свя­тая Цер­ковь вспо­ми­на­ет всех свя­тых, в Нов­го­ро­де про­си­яв­ших.

Тропарь святителю Геннадию, архиепископу Новгородскому, глас 5

Уподо́бился еси́ дре́вним отце́м,/ святи́телю о́тче Генна́дие,/ Свяще́нныя кни́ги собра́в и еретики́ посрами́в,/ ре́вность по Бо́зе показу́я, па́ству огради́л еси́,/ моли́ и ны́не Христа́ Бо́га/ мир Це́ркви дарова́ти// и спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Геннадию, архиепископу Новгородскому, глас 2

Ве́лия исправле́ния о церко́вном благоле́пии явля́я,/ Правосла́вную ве́ру утверди́л еси́,/ святи́телю о́тче Генна́дие,/ не преста́й моли́тися о нас,// во Ца́рствии Небе́снем безсме́ртныя тра́пезы наслажда́яся.

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Продолжаются работы по благоустройству Воскресенского некрополя

Продолжаются работы по благоустройству Воскресенского некрополя

Благотворительный фонд «Возрождение Воскресенского некрополя» продолжает работу над благоустройством территории старинного городского кладбища и созданием парковой зоны возле Воскресенской церкви.

В Центре иппотерапии им. Флора и Лавра прошел фестиваль для детей с ОВЗ

В Центре иппотерапии им. Флора и Лавра прошел фестиваль для детей с ОВЗ

В Центре иппотерапии им. Флора и Лавра рабочего поселка Новая Майна прошел «Поверь в себя» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Фестиваль «Поверь в себя» реализовывался в рамках одноименного проекта