На пределе возможного

От большинства из нас духовные связи между событиями сокрыты. Иногда мы начинаем понимать, что вот эта неприятность, этот разговор, эта встреча случились со мной для того чтобы в моей душе, в моей жизни произошло что-то или, наоборот, не произошло. Но ведь события, разговоры и люди, которых мы встречаем, бывают очень разные: радостные, неприятные и даже странные. Как воспринимали наши предки таких странных на первый взгляд людей, как юродивые? Понимали, что перед ними стоит угодник Божий?

Смысл подвига

Юродивые, иногда их еще называют блаженными, – это люди, принявшие на себя один из самых трудных подвигов христианского благочестия. Юродивый человек по своей воле отказывается от комфорта, физического и психологического, от выгод общественного положения, от родственных связей, но, самое главное, он начинает вести себя как сумасшедший, на самом деле таковым не являясь. Юродивый нарушает устоявшиеся рамки приличий, может совершать соблазнительные поступки. Он может ходить голым или в лохмотьях, он не стрижется, не моется, от него дурно пахнет, он может питаться тем, что найдет в мусоре. При первой встрече мы даже не отличим юродивого от неадекватно ведущего себя бомжа. Юродивый специально, осознанно, из любви к Богу и ближним, ставит себя вне социума. Общество отторгает таких людей. С ними не хотят связываться, их презирают, избегают и оскорбляют. При таком внешне ужасающем образе жизни эти святые не боятся говорить правду Божию в лицо сильным мира сего, обличать несправедливость, укреплять и поддерживать добрых, богобоязненных людей. Часто юродивые вращались в среде людей порочных: бродяг, воров, блудниц, но не с целью участия в их грехах, а для того, чтобы вырвать из демонских когтей хотя бы некоторые души и привести их к богоугодной жизни во Христе. Действительно, истинные юродивые – это гиганты духа, явление уникальное и редкое. Только очень сильные христиане, уже, можно сказать, святые, опытные в духовной брани, покорившие свои страсти, способны нести такой подвиг.

Если неготовый человек от ветра головы своей, а скорее из тщеславия и самомнения, войдет в подвиг юродства, то, к сожалению, он будет повержен и осмеян врагом. Слова апостола Павла «мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4:10) в некоторых древнеславянских редакциях звучат «мы юроди Христа ради». По- гречески юродивый – «салс», то есть простец, глупец, сумасшедший. Подвиг юродства в крайне резкой форме воплощает мысль апостола Павла о борьбе мудрости века сего и веры Христовой: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость века сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:18–19). Здесь апостол пишет о мирской, на самом деле мнимой, мудрости, которая исполнена тщеславия, считает себя самодостаточной и не нуждающейся ни в какой нравственной корректировке со стороны Евангельского откровения. Но разум – это одно из проявлений Образа Божия в человеке, и нигде Священное Писание не ставит христианину в обязанность отрекаться от своего разума до той степени, до которой мы видим это у юродивых. Главный нерв подвига юродства заключается в том, чтобы победить гордость, которая сопутствует каждому доброму делу, избежать славы.

Юродивые в Византии Первой известной юродивой была святая Исидора (+ ок. 365), жившая в Тавенском женском монастыре. О ней писал преподобный Ефрем Сирин («Сказание о юродивой»), посещавший египетские монастыри в 371 году. Исидора притворялась безумной и бесноватой, при этом она выполняла самую трудную и грязную работу. Сестры причиняли ей всякие обиды: выливали на нее помои от посуды, били ее кулаками, сыпали ей в нос горчицу и т.п. Когда святость подвижницы открылась и все стали просить у нее прощения, Исидора ушла из монастыря в неизвестном направлении. Но в Византии подвиг юродства не получил одобрения церковной власти и был мало распространен. В Греческой Церкви прославлено только шестеро юродивых: святой Серапион Синдонит, святая Исидора, святой Симеон Эмесский, святой Андрей Цареградский, святой Виссарион Египетскоий и преподобный Фома.

Юродивые на Руси

На Руси юродивых любили и почитали больше, чем в какой-либо другой стране. Расцвет юродства у нас приходится на XVI век. Первым «классическим» юродивым на Руси стал Прокопий Устюжский (+1303 г.). Прокопий приходит в Устюг из Новгорода. В житии он изображен немцем, перешедшим в Православие. Прокопий живет под открытым небом, спит на куче навоза нагой, затем – на церковной паперти. Ночами святой тайно молится, испрашивая всякую пользу Устюгу и его жителям. Он принимал мало пищи от богобоязненных людей, от богатых – не принимал никогда. Святой имел дар прозорливости. Так, однажды он предсказал жене клирошанина Симеона, к которому пришел греться в лютый мороз, рождение сына, святителя Стефана. Интересно, что все известные русские юродивые XIV – начала XV веков связаны с Великим Новгородом.

В XIV веке юродивые Никола Кочанов и Феодор, жившие по разные стороны Волхова, пародировали драки новгородских партий. Недалеко от Новгорода в Клопском Троицком монастыре подвизался происходивший из княжеского рода юродивый Михаил Салос (+1453), который питался только хлебом и водой, спал на песке, а келью обогревал навозом. Русские юродивые защищали бедных от произвола богатых, часто становились печальниками за русский народ перед царем. Известно, как псковский юродивый Николай Салос своим обличением остановил Иоанна Грозного и спас таким образом жителей Пскова от неминуемой гибели.

 Василий Блаженный неоднократно обличал Иоанна Грозного. Блаженный Иоанн Московский по прозвищу «большой колпак» беспощадно укорял Бориса Годунова за участие в убийстве царевича Димитрия. «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет», – часто говорил блаженный Иоанн Годунову.

 Лжеюродивые

С конца XVI века число прославленных юродивых в Русской земле стало уменьшаться. Указание на наличие проблемы мнимых юродивых встречаем в XVI веке в жалобе Иоанна Грозного. В XVII веке о лжеюродивых упоминают патриарх Иоасаф I (в 1636 г.) и Собор 1666–1667 годов.

В синодальный период государственная и церковная власть к юродству относилась подозрительно, видя присутствие среди этого класса обманщиков, лжеюродивых и действительно психически нездоровых людей.

При Петре I «лжеюродивых» предписывалось помещать в монастыри «с употреблением их в труд до конца жизни». Позднее указ 1732 года запрещал «юродивым» устраивать бесчинства в церквях.

Юродивые подвергались преследованию полиции. Несмотря на наличие большого количества мошенников, притворявшихся юродивыми ради собственной материальной выгоды, несмотря на усилия Церкви и государства привить пастве трезвое отношение к этому явлению, юродство не было уничтожено. Действительно святые юродивые продолжали в нашем Отечестве помогать людям, о чем, например, свидетельствуют недавние прославления святой блаженной Ксении Петербургской (+1803) и покровителя нашего города святого блаженного Андрея Симбирского (+1841).

 Может быть, юродивые и сегодня есть где-то среди нас, но мы их не заметим, потому что они сделали все, чтобы мы сочли их малозначимыми людьми

 

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

В неделю 17-ю по Пятидесятнице митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

В неделю 17-ю по Пятидесятнице митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

23 сентября, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном районе города Ульяновска.

В поселке Плодовый будет построен храм в честь иконы Божией Матери  «Умиление»

В поселке Плодовый будет построен храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»

В воскресенье, 23 сентября, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий совершил архипастырский визит в поселок Плодовый Железнодорожного района города Ульяновска.