Блаженство гонимых

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:10-12).

Один мой очень хорошо знакомый священник часто начинает беседу перед крещением с вопроса: «а чего вы ждете от Таинства?» Многие привычно говорят о том, что крестят ребенка, чтобы у него было все хорошо, крестятся сами потому, что так принято или такова традиция в семье. Многие ожидают комфорта в жизни, успехов в работе, здоровья… Таковым он – этот по-настоящему добрый священник – напоминает о словах Христа о гонениях и о земной жизни Самого Воплощенного Слова. И, исходя из того, что христианство есть христоподражание, приходит к выводу, что христианам придется тоже идти к Царству Божьему скорбным путем. Это весьма отрезвляюще действует на тех, кто хочет стать христианином в поисках бытового комфорта.

Действительно, христианин всегда гоним. Кто-то из святых говорил, что Церковь есть Тело Христово, Которое всегда ломимо. Эти гонения бывают разными: спорадическими, как на заре христианства; систематическими, как это было от Траяна – до Константина Великого; порожденные внутренними разделениями, ересями, расколами; от лжебратии, предателей внутри церковной организации и так далее и так далее… Каждому времени – свои испытания. Почему так происходит? Думаю, что из-за того, что христианство – это история инаковости. Это о том, что верующий поступает не так, как привыкли поступать все остальные и поэтому в глазах этих остальных он – глупец, юродивый. А таких необходимо вытеснить из своего мира. Не зря Павел пишет, что «все, желающие благочестиво жить во Иисусе Христе, будут гонимы» (2Тим. 3:12).

Господь был честен со своими слушателями и поэтому заповеди блаженства оканчиваются такой правдой: счастливы вы, когда гонимы за имя Мое. Когда я пишу эти строки, то ловлю себя на мысли, что легко рассуждать о блаженстве гонений, сидя с книгами и перед экраном компьютера в теплой комнате. А ведь где-то даже и сейчас за одно лишь исповедание имени Христа людей расстреливают, а ведь совсем еще недавно христиан убивали здесь, на нашей симбирской земле, ровно как и по всей России. Я не говорю уже о том, что терпели первые христиане: с живых с них снимали кожу, обливали горящим маслом, заживо сжигали, выкидывали на растерзание диким животным. Когда вспоминаешь все то, что читал когда-то о мучениках, то всегда задумываешься: а как можно в этом состоянии испытывать блаженство? Как можно обрести счастье, когда между жизнью и смертью грань практически стерлась, а стирают ее, к примеру, твои собственные родители? Это все вопросы, относящиеся, конечно, к нашей временной жизни, относящиеся к сиюминутному, а христианство – это о вечном. Оно ведь говорит о Царстве Бога. Того Самого Бога, Который ради каждого из нас – отделенных от Него бездной тварности – пострадал на Кресте, был погребен и воскрес. Того Самого Бога, Который есть не меньше, чем Любовь. Любовь совершенная, истинная. Христианский подвиг мученичества – это свидетельство верности Христу, это самая великая жертва, каковую может принести верующий в Иисуса. Пострадать за веру, значит войти в теснейшее единство с Самим Христом, а это одновременно и цель и награда для всех нас, православных. Думаю, счастье, что во всех этих страданиях ты можешь не только принимать что-то от Господа, но и по-настоящему чем-то пожертвовать ради Него. А Он всегда будет с тобой, утешая, поддерживая. Именно поэтому и многие мученики писали или говорили о том, что рады своим страданиям. По мере того как увеличиваются мучения – увеличивается и благодать Божия. По мере того увеличиваются страдания от мира, ты удаляешься от него, а значит приближается к тебе Сам Христос.

Что же скажем – неужели ради того, чтобы быть со Христом нужно обязательно умереть? Да, но не всегда физически. Иногда нужно умереть для этого мира и продолжать жить для Христа. Жить, свидетельствуя об истинности самой нашей веры; жить, ради того, чтобы и другие могли, видя доброе наше житие, обращаться к вере в Бога; жить, постоянно умирая для похотей, соблазнов тьмы этого века. Предшествующие нам поколения дорогой ценой сохраняли христианство, дорогой ценой – порою ценой собственной жизни – приобретали нам право верить. Нужно достойно принять этот дар. Искренне живущий по вере в Бога, исполняющий заповеди, творящий дела милосердия, приносящий плоды христианской веры – обличитель этого мира. Он раздражитель, он вызов этому миру, так как мир привык жить другими интересами. И, кончено, каждому из нас будут свои испытания: физические, моральные: насмешки, обвинения, клевета… Да много чего могут использовать те, кто не согласен смириться под десницу Божию. Важно помнить слова нашего Господа: радуйтесь и веселитесь! и радость эту никто у нас не отнимет!

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Священнослужитель принял участие в заседании Совета по делам национальностей Ульяновской области

Священнослужитель принял участие в заседании Совета по делам национальностей Ульяновской области

В Доме дружбы народов прошло заседание Совета по делам национальностей Ульяновской области под председательством начальника департамента национальной политики Сергея Миронова.

На большом экране показан фильм епархиальной съемочной группы «Наша общая Победа»

На большом экране показан фильм епархиальной съемочной группы «Наша общая Победа»

Вечером 21 июня в кинотеатре «Синемапарк» (ул. Московское шоссе, д.108) прошел первый открытый показ документального фильма «Наша общая Победа», посвященного бессмертному подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.