Радоница. Как мы можем помочь усопшим?

Удивительно, но до сих пор в сугубый день поминовения усопших, Радоницу, наряду с традициями Православной Церкви люди соблюдают традиции языческие, воплощающиеся в различных народных приметах и суевериях. Можно ли оставлять в этот день еду на кладбище? Можно ли работать на Радоницу? На эти и многие другие вопросы ответил протоиерей Андрей КОРШУНОВ.

Святая Церковь установила день особого поминовения усопших – Радоницу. Нетрудно догадаться, что слово «Радоница» означает «радость». Этот день установлен, чтобы мы после Пасхальной седмицы смогли разделить радость Воскресения Христова со своими усопшими родственниками и сугубо помолиться о них. К сожалению, вокруг этого праздника в народе сложилось множество суеверий, часто люди задают вопросы о том, как правильно проводить православному христианину день Радоницы.

Один из них – можно ли убираться на кладбище в день Радоницы? Православный человек, прежде чем посетить могилы своих усопших сродников, должен прийти в храм Божий, поставить свечу за упокой души, заказать панихиду или обедню, помолиться на Божественной литургии, если есть возможность – причаститься Христовых Таин. И уже потом ехать на кладбище. Туда можно пригласить священника, который отслужит заупокойную литию, либо самим совершить ее мирским чином. Наше самое яркое выражение любви к ближнему – молитва. Та ниточка, которая соединяет нас с вечностью, соединяет нас с Богом и с людьми, которые отошли в мир иной. Желательно заранее привести могилу в порядок, потому что Радоница – день не для уборок, а для молитвы.

Еще один часто задаваемый вопрос: можно ли работать на Радоницу? Православная традиция такова – если есть определенный праздник, мы стараемся этот день проводить больше в молитве, нежели в работе.

По поводу празднования дня рождения на Радоницу (спрашивают и об этом): нужно четко понимать, что есть время рождения людей и время ухода из этой жизни. Я не видел, чтобы где-то запрещали праздновать день рождения на Радоницу. Однако отмечают праздник по-разному: можно устроить «гулянку», а можно зайти в храм, заказать за своих родителей и себя благодарственный молебен ко Господу – Подателю жизни. Потом уже собраться в кругу семьи. Я не вижу в этом чего-то греховного. Что же касается крещения и отпевания на Радоницу, то, конечно же, и крестить, и отпевать в этот день не запрещено. У нас нет какого-то канонического запрета, что на Радоницу в храме не крестят.

Спрашивают про венчание и свадьбы на Радоницу. Радоница по уставу Церкви всегда выпадает на вторник. А накануне среды, пятницы, великих праздников венчание не совершается. Люди сами не захотят устраивать свадьбу на Радоницу, ведь многие знают, что в этот день вспоминают об умерших. И дело будет даже не в желании соблюсти букву закона – просто по большей части народ суеверен. Свадьба – это праздник, сопряженный с жизнью человека, поэтому лучше все-таки воздержаться и перенести дату.

Достаточно распространено суеверие, что на Радоницу можно отпевать самоубийц. В случае невменяемости человека, совершившего самоубийство, его могут отпеть по благословению правящего архиерея.

По церковным канонам в храме мы не молимся за самоубийц: какой бы праздник ни выпал, какая бы поминальная суббота ни была. Людей, которые потеряли своих близких, тем более при таких скорбных обстоятельствах, можно понять и отнестись соответствующим образом. В них жива надежда, что за человека можно помолиться хотя бы раз в году. Но ведь дома никто не запрещает молиться по определенным канонам (например, мученику Уару), творить милостыню в помин души.

Самое популярное суеверие – это оставление еды на могиле покойного. Надо сказать, что все это языческие пережитки нашего советского прошлого. Покойник не нуждается в еде, ему нужна молитва. Усопшим важна не телесная пища, которую мы предлагаем, а духовная – церковная и сугубая домашняя молитва. Еду лучше раздать нуждающимся, найти продуктам более рациональное применение. Почему приносят еду? Потому что хотят выразить любовь к усопшему, но хоть кувшин золотой поставь на могилу, значения это иметь не будет.

Существует много современных наслоений на языческие традиции, например принято на могиле покойного устанавливать его фото или оставлять сигареты. Все это – веяние времени. Раньше фотографий не делали. Устанавливался православный крест и надпись, что под сим крестом находится прах раба Божьего такого- то.

Сигареты, водка – это тоже отголоски язычества, плюс веяние нового времени. Человек, который далек от Церкви, как правило, подвержен каким-то страстям. Что он может предложить взамен молитвы, как может проявить почтение? Ему хочется выразить любовь, признательность, уважение. Поэтому любовь свою он выражает через греховные привычки. Он от сигарет получает удовлетворение, по его логике, если он курит, значит, и усопшему будет хорошо, особенно если он и сам любил при жизни покурить или выпить. Это все напрасно, это все всуе. Как пачка сигарет может помочь усопшему человеку? Только молитва может помочь.

Меня спрашивают, почему уст новлен особый день поминовения усопших, почему нельзя приходить на могилы родственников прямо на Пасху или во время Светлой седмицы? Посещение кладбища на Пасху – это опять же отголоски нашего советского прошлого. Нельзя винить людей, живших в то время. Когда храмы были разрушены, духовная жизнь была оставлена, антицерковная пропаганда имела свои плоды. Люди, не имея возможности прийти в храм, заменяли его кладбищем. Человек всегда мог прийти на кладбище, поставить свечку, даже спеть: «Христос Воскресе!» и совершить какую-то молитву. Теперь время другое – храмы открылись, уровень образованности в вопросах веры повысился, поэтому духовенство объясняет прихожанам, что есть особый день для поминовения, и правильно прийти и помянуть усопших все-таки в сам день Радоницы.

Бывает, люди в этот день зачем-то открывают форточки, говорят, чтобы через них залетали души. Это лишь народный фольклор. Он ничего плохого не несет, но это предрассудки, с которыми нужно бороться. До сих пор существуют поверья, что в этот день надо топить баню, чтобы души умерших пришли помыться, и оставить немного еды. Все это – попытки мнимого общения. Неизвестно, как рождаются все эти суеверия, но они живы в народе. Приведу еще один пример, не связанный с Радоницей. Я сталкивался с поверьем, что нельзя наступать на порог храма. Никто не мог объяснить почему, но так говорили.

Итак, Радоница – это день особой духовной радости о Воскресшем Христе. Мы можем разделить эту радость не только с живущими рядом людьми, но и с теми, кого уже с нами нет. У Бога все живы, потому что, Воскреснув, Христос смертию смерть попрал. День этот благочестивый, христианский. Если мы будем помнить наших усопших родственников, придет понимание, что и мы не вечны. Придет день и час, когда Господь и нас призовет. Никому не помешает та заупокойная молитва, которой когда- то и за нас будут молиться, потому сказано Господом: «Как хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с людьми»… Как ты молишься, так и за тебя будут молиться.

Подготовил Сергей НИКОЛАЕВ

Все новости раздела




Новости митрополии

В Карсуне прошел форум «Семья – малая церковь»

В Карсуне прошел форум «Семья – малая церковь»

В форуме приняли участие Глава администрации Карсунского района Владимир Чубаров, советник Губернатора по семейной демографической политике Ольга Желтова

В день престольного праздника храма св. Филарета Милостивого состоялось посвящение в сестры милосердия

В день престольного праздника храма св. Филарета Милостивого состоялось посвящение в сестры милосердия

14 декабря, в день памяти святого праведного Филарета Милостивого, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в одноименном храме города Симбирска.