День Святой Троицы: свет Утешителя пришел в мир

В 2018 году праздник Святой Троицы выпал на 27 мая. В этот день Церковь вспоминает Сошествие Духа Святого на учеников Христовых, которые, согласно повелению Господа, после Его Вознесения на небо находились в Иерусалиме и ждали наступления этого события. День, следующий за праздником Троицы, посвящен Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы – Святому Духу. Этот день всегда приходится на понедельник и его принято называть Духовым Днем.

Являясь членами Церкви Христовой, мы приобщаемся плодам искупительной жертвы Господа именно через действие Святого Духа, Который оживотворяет души христиан, сообщая им новую жизнь – благодатную божественную и вечную. Эта жизнь, бьющая уже сейчас ключом в христианском сердце, есть причастие благам Царства Небесного, которое откроется во всей полноте после Всеобщего воскресения мертвых и окончательного суда над злом. Знакомое всем нам слово «благодать» – это общее обозначение для различных проявлений животворящего действия Святого Духа. Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов и Духов День – это два радостных события, которые наполнены глубокими богословскими смыслами. Во-первых, мы отмечаем день рождения Церкви Христовой, так как этот момент был началом масштабной проповеди христианства, во-вторых, мы утверждаем в противовес древним лжеучителям, что Дух Святой есть истинный Бог. В-третьих, наша мысль вновь сталкивается с недоступной для человеческого понимания тайной единства и троичности нашего Бога, и, в-четвертых, мы «чаем жизни будущего века», когда весь тварный космос, живое и неживое, преобразится действием Божественной благодати.

СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА (ПЯТИДЕСЯТНИЦА) ПО КНИГЕ ДЕЯНИЙ

О событии Сошествия Святого Духа на апостолов рассказывает вторая глава книги Деяний. После Вознесения Христа Его последователи находились в доме в Иерусалиме. Здесь были собраны апостолы, ученики, Пресвятая Богородица, жены-мироносицы, братья Господни по плоти. Внезапно они услышали звук, похожий на шум сильного ветра. Этот шум наполнил весь дом. Затем появилось нечто напоминающее языки пламени, которые «почили» по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках, которых прежде не изучали. Сам Дух распределил языки между присутствующими. Это был день праздника иудейской Пятидесятницы, поэтому в Иерусалим пришло много паломников из различных стран. Звуки родного языка привлекли внимание чужеземцев. Вдохновленный Святым Духом, апостол Петр стал проповедовать о распятом и воскресшем Христе. В своей проповеди апостол сослался на ветхозаветное пророчество Иоиля, которое предсказывало излияние Духа Божия «на всякую плоть» в последние дни. В этот день через Крещение к Церкви Христовой присоединилось 3000 человек (Деян. 2:41). Далее апостолы разошлись по миру с проповедью, а число христиан умножалось. В приведенном отрывке Деяний видна связь Сошествия Святого Духа, таинства Крещения и последующей апостольской проповеди.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ. ГОСПОДЬ СООБЩАЕТ ДУХА АПОСТОЛАМ ДВАЖДЫ

Видимое дарование Святого Духа Господь осуществил не один раз, а два. Первый раз – сразу после Воскресения из мертвых: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21–23). А второй раз – в день Пятидесятницы. В чем различие? Русский богослов Владимир Николаевич Лосский разъясняет, в чем отличие. В первом случае «Святой Дух дается всем апостолам совокупно, как связь и власть священноначалия. Он не относится к отдельным личностям и не сообщает им никакой личной святости». Здесь Святой Дух дается Церкви как целому. Он – «связь единства Церкви», которая есть Тело Христово. Второй раз, в день Пятидесятницы, «Святой Дух сообщает Себя личностям, отмечая каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице, становясь «присутствующим» в каждой личности». Пятидесятница – это начало освящения человеческих личностей, начало духовной жизни и, одновременно, начало пути, который завершается в будущем веке. В таинстве Миропомазания, согласно В. Лосскому, невидимым образом происходит тот же процесс, что и в день Пятидесятницы с апостолами. В таинствах Крещения и Миропомазания действует Святой Дух: «Он воссоздает нашу природу, очищая и соединяя ее с Телом Христа, Он также сообщает человеческой личности Божественность – общую энергию Пресвятой Троицы, то есть благодать». Благодать Крещения – это основа христианской жизни. Святой Дух, присутствуя в нас, делает нас обителью Пресвятой Троицы, потому что Отец и Сын нераздельны от Божества Духа. Если до Пятидесятницы благодать была чем-то внешним по отношению к человеческой личности, то теперь сама Божественная жизнь раскрывается в нас в Святом Духе – и раскрывается прямо пропорционально тому, насколько мы согласуем свою волю с волей Божественной. Начавшись здесь, христианская духовная жизнь приведет к конечной цели – обожению в Царстве Небесном, когда человек становится по благодати тем, чем Бог является по природе. Владимир Николаевич высказывает еще одну важную мысль: Пятидесятница есть конечная цель Божественного домостроительства на земле. Христос восходит к Отцу, чтобы сошел Дух Святой, дело Христа подготавливало дело Духа: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49). Огонь – это Святой Дух.

ПРОПОВЕДЬ И ЦАРЬ НА ИКОНЕ

Интересно толкование и история развития образа одного из персонажей, изображенных на иконе Сошествия Святого Духа. На этой иконе апостолы сидят полукругом, а на переднем плане в темной арке – царь, держащий плат. На плате помещено 12 свитков. Фигура царя подписана словом «космос», которое с греческого языка переводится «мир». Дело в том, что описанная композиция царя символически обозначает апостольскую проповедь всему миру: царь- космос заменил собой изображение толп народов из разных стран, он благоговейно принимает 12 свитков – символ проповеди 12 апостолов. На иконе апостолы, собранные в Сионской горнице в момент Сошествия на них Духа, противопоставляются миру, который должен быть преображен Божественной благодатью: событие, произошедшее в Иерусалиме, должно распространиться на весь космос. Интерпретации фигуры царя различны. Существует предположение, что изначально на иконе изображали пророка Иоиля, чье пророчество исполнилось в день Пятидесятницы, но позднее пророк трансформировался в царя. Либо на иконе изображен царь- пророк Давид, пророчество которого о Воскресении Христа процитировал апостол Петр в своей проповеди. Согласно преданию, могила царя Давида находилась на месте Сионской горницы. Еще одним толкованием, однако менее распространенным, является понимание образа царя как Иисуса Христа, Который обещал пребывать со Своей Церковью до скончания века.

 

ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

Благодать Божия проявляется в различных дарах Святого Духа, которые являются ее особыми действиями в душе христианина, дающими силы для христианской жизни, помощи ближним и блага Церкви. Уже пророк Исайя перечисляет дары Духа, которыми будет обладать Мессия: дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия (Ис. 11:2–3). Количество даров – семь, по мнению святителя Василия Великого, указывает на полноту Божественных сил. Святитель Григорий Великий видит в перечне Исайи ступени на пути духовного восхождения. Начало премудрости – страх Господень, который является необходимой первой ступенью на пути духовного совершенствования. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел так учит о духовных дарах, которые присутствуют в Церкви Христовой: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:4–11). Дух дает дары на пользу человеку, соответственно его духовному возрасту и развитию. Церковь есть единый организм, состоящий из людей, имеющих различные духовные дарования. Таким образом, члены Церкви служат друг другу каждый на своем месте, облегчая тяготы друг друга и являя взаимную любовь. Дары Святого Духа в Церкви разнообразны: священническое служение, дары мудрости, знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, различных языков и их истолкования (1 Кор. 12:8–10), ходатайства, увещевания, даяния, вспоможения, учительства и многие другие. Однако высшим даром Святого Духа является дар любви. Одновременно совершенная любовь является и плодом христианской жизни, для приобретения ко- торого нужно много и усердно потрудиться на ниве своей души.

 

ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО

Один из часто задаваемых вопросов – это вопрос «Что такое хула на Духа Святого?» Действительно, апостол Матфей передает слова Христа, которые могут привести в недоумение: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32). По распространенному толкованию, грех хулы на Святого Духа – это нераскаянность. Человек знает, что делает грех, но не кается в нем. Если он покается, то грех ему, конечно, простится. Иными словами, здесь сам человек не желает быть прощенным. Но это не единственное мнение. Святитель Василий Великий пишет, что тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику, то есть диаволу. Клевета на христианина из зависти к полученным им духовным дарам подпадает под этот вид греха. Например, если христианин за свою подвижническую жизнь получил какое-либо дарование Духа, но это дарование приписывается действию бесовской силы, то это грех хулы. Толкование святителя Василия соответствует евангельскому контексту, в котором Христос произносит предостережение о хуле на Святого Духа: Христа обвинили в том, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Любой грех, в котором раскаивается человек, ему прощается! Другой вопрос в том, что раны, причиненные грехом, долго заживают в душе. Для того чтобы язвы душевные поскорее затянулись, необходимо воздержание от греха. Здесь речь идет скорее о сознательном противлении истине, чем о случайном, в сердцах сказанном каком-либо неблагоговейном слове на Духа Святого. Если мы можем простить оскорбляющих нас, то тем более Бог способен нас простить. Христианский Бог, как называет Его преподобный Симеон Новый Богослов, – это не гордый Бог. Но двери ада закрыты изнутри, поэтому если человек сознательно противится истине и благодати, оправдывает свой грех и не желает его исправлять, то от Божьего прощения толку не будет, так как человек не изменится.

ИСТОРИЧЕСКОЕ: ПЯТИДЕСЯТНИЦА

В древние времена Пятидесятницей назывался период от праздника Пасхи до дня Сошествия Святого Духа на апостолов. Сам этот день также назывался Пятидесятницей. В первые три века литургически Пятидесятница была тесно связана с Вознесением. К концу второго века относится свидетельство святителя Иринея Лионского о том, что в Пятидесятницу, как и на Пасху, не приклоняли колен. Почти все писатели и памятники III века говорят о Пятидесятнице. Тертуллиан делает ударение на Пятидесятнице как на периоде времени, а Ориген пишет о ней как об отдельном праздничном дне. В Постановлениях апостольских прямо заповедуется праздновать Пятидесятницу как день Сошествия Святого Духа, а также освобождать в этот день рабов от работы. У святых отцов IV века Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, блаженного Августина праздник Сошествия Святого Духа часто встречается под именем Пятидесятницы. Согласно преданию, на месте Сошествия Святого Духа на апостолов находился первый христианский храм, который в IV веке был восстановлен святой равноапостольной царицей Еленой. В пятидесятидневный период после Пасхи в древней Церкви полагалось чтение книги Деяний Апостольских, как это происходит и теперь. В сам день праздника торжественно совершалось Крещение оглашенных. В VIII веке Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника Пятидесятницы многие песнопения, которые поются и в настоящее время. В праздник Пятидесятницы сразу после Божественной литургии совершается вечерня, во время которой в Царских вратах священнослужители, стоя на коленях, во всеуслышание читают три молитвы, составленные святителем Василием Великим. Впервые после последних коленопреклонений перед Пасхой верующие в храмах становятся на колени. В этих молитвах христиане исповедуют свои грехи, испрашивают помощь Божию против козней бесовских, просят дарования Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в исполнении заповедей, прославляют Сына Божия, пострадавшего ради нашего спасения, и молятся об упокоении усопших. В Русской Церкви название праздника Пятидесятницы постепенно изменилось – он стал называться праздником Святой Троицы. Русское название отражает сокровенную сущность праздника, ибо говорит о Третьем Лице Пресвятой Троицы, явившем троичность Бога. Святитель Григорий Богослов, размышляя о Пятидесятнице, так говорит о постепенном откровении Бога: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам ясное о Нем познание. Небезопасно было, прежде нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына и, прежде нежели признан Сын, обременять нас проповедью о Духе Святом». В праздник Троицы, по русскому обычаю, храмы и дома верующих украшаются деревьями, травой и цветами. Это указывает на обновление людей силой нисшедшего Духа Святого, а также на весеннее обновление природы. Праздник Пятидесятницы имеет шесть дней попразднства, а седмица, следующая за ним, является сплошной, то есть ради великой радости праздника отменяется пост в среду и пятницу.

 

ДУХОВ ДЕНЬ

Следующий за праздником Троицы день посвящен прославлению Пресвятого Духа. По-другому он еще называется понедельником Святого Духа. Церковь установила этот день для противодействия еретическим учениям, отвергавшим Божество Святого Духа. Равное достоинство Святого Духа с Богом Отцом и Богом Сыном закреплено в основном вероучительном тексте Православной Церкви – Символе веры. Его восьмой член гласит: «Верую и в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков». То есть верующие призываются поклоняться Святому Духу как Богу наравне с Богом Отцом и Богом Сыном. Восьмой член Символа веры начинает вторую часть этого произведения, которая была принята на Втором Вселенском Соборе в 381 году в городе Константинополе. В истории Церкви была так называемая эпоха тринитарных споров, во время которой появлялись различные учителя, неверно понимавшие учение о христианском Боге. В диалоге с ними Церковь создала более четкие формулировки богословия. Кстати, изначально слово «богословие» относилось исключительно к учению о Троице, Боге в Самом Себе. Еретики утверждали тварность Сына и Святого Духа, Их соподчинен- ность друг другу. Были такие, кто считал, что Отец, Сын и Дух – это три различных Бога. Или что Отец, Сын и Дух – это лишь маски одного Бога. Все эти воззрения Церковь не принимала! Христиане верят в Пресвятую Троицу, то есть Бог един по существу, но троичен в Лицах. Отец, Сын и Святой Дух – это три Ипостаси (Личности) Троицы, которые имеют одну и ту же общую Божественную природу (сущность). Ипостаси пребывают во взаимной любви и единстве. Троичный догмат превосходит человеческое понимание, но святые отцы приложили максимум усилий, чтобы установить границы этого понимания для человека: здесь еще православие, а дальше уже нет, будь осторожен. Святой Патрик, просветитель Ирландии, объяснял троичный догмат на примере клевера. Он показывал лист клевера и говорил, что на едином стебле три листка, но все это один лист. В церковном литургическом календаре мы часто можем встретить явление, при котором следующий день после большого церковного праздника посвящен лицам, принимавшим участие в событии, праздновавшемся накануне. Например: Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор святого Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня. По этой логике установлено и празднование Духова Дня, который посвящен Тому, Кто действовал в день Пятидесятницы.

 

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

В Спасо-Вознесенском соборе состоялось совещание по вопросам сохранения исторической памяти

В Спасо-Вознесенском соборе состоялось совещание по вопросам сохранения исторической памяти

В конференц-зале Спасо-Вознесенского кафедрального собора прошло совещание по вопросам сохранения исторической памяти и увековечения памяти жертв политических репрессий.

Спасскому монастырю передана икона преп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей

Спасскому монастырю передана икона преп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей

В Иверском храме Спасского монастыря состоялась торжественная встреча иконы святого преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.