Какое место молитва занимает в нашей жизни?

По словам подвижников, воистину нет ничего прекраснее, сладостнее, но и труднее молитвы. Мы часто слышим от других и говорим сами о необходимости молиться. Однако существует опасность, что, когда у нас самих нет реальной молитвы, эти призывы могут превратиться в мертвые, дежурные фразы, которыми некоторые, к сожалению, лишь пытаются защититься от соприкосновения с бедой другого человека.

В недавно вышедшем фильме «Монах и бес» есть по-своему замечательная реплика: «Думаю, просить у него вообще ничего не стоит, кроме его святых молитв». То есть практической помощи не дождешься, а вот молитвы – пожалуйста. А ведь молитва подчас труднее практической помощи! Таким повседневным забалтыванием, а на личном уровне – обычной ленью к молитвенному труду, ключевое для духовной жизни христианина понятие – «молитва» – обесценивается. Вправе ли мы так поступать? На что нас ориентирует Священное Писание, говоря о молитве? Что советовали подвижники молящимся? Как исполнять молитвенное правило в домашних условиях?

СРЕДНИЙ ПУТЬ – ЦАРСКИЙ

 У человека ленивого, пугливого, усвоившего неверные понятия о христианской жизни, не знаю, в чем еще причина, может образоваться в сознании такая деформация: молитве придается настолько много значения (при этом качество такой молитвы под большим вопросом), что практическая деятельность, реальные, закономерные шаги, направленные на решение возникшей проблемы, фактически полностью парализуются. Логика в этом случае примерно такая: «Я ничем не буду пользоваться из того огромного количества обычных, «нечудесных» способов, которые уже давно придумали другие, чтобы попытаться решить свой вопрос, но зато я буду читать акафисты или Псалтирь, и все само собой разрешится». Конечно, так думать неверно. Справедливости ради нужно отметить, что бывает очень маленький процент ситуаций и жизненных обстоятельств, когда нужно просто ждать, молясь, но большинство не таковы! Нужно решать человеческие проблемы приемлемыми для христиан человеческими же методами и при этом молиться. Вспоминается анекдот. Наводнение. Уровень воды повышается. Человек забрался на крышу дома и молится, чтобы Господь его спас. Мимо проплывает лодка, но человек отказывается сесть в нее, ссылаясь на то, что его спасет Господь. Мимо летит вертолет – человек и в него не садится. Аргумент тот же. В итоге – утонул. Предстал пред Богом и спрашивает: «Господи, ведь я так молился, почему Ты не спас меня?» Господь отвечает: «Я посылал тебе лодку и вертолет, но ты отверг их, неужели ты думал, что Я Сам сойду и вытащу тебя?» Вот как-то так и получается: мы молимся, Бог слышит и посылает нам возможности, обстоятельства, нужных людей, но мы этого не видим, не прислушиваемся к советам и в итоге проходим мимо помощи. Есть и другой перекос в духовной жизни – это настолько сильное упование на физические, социальные, психологические законы и правила падшего мира, что парализуются уже, наоборот, Богообщение и молитва. Здесь реальность опять предстает в искаженном свете: «нужно надеяться только на себя, а молитва совсем не главное». Православие говорит о совместной работе человека и Бога. Речь идет о равновесии. Есть простая формула, которая, как мне кажется, все ставит на свои места: «Молись так, как если бы все зависело только от Бога, действуй так, как если бы все зависело только от тебя».

А ПРАВДА, ЧТО БОГ НЕ СЛЫШИТ?

Нет, не правда! Христианский Бог – это не седовласый старец, который на облачке высоко задремал и не слышит. Бог знает прежде нашего прошения, в чем мы имеем нужду, потому что Он Всеведущ. Нечестиво думать, что Бог не слышит наши молитвы. Он слышит все молитвы всех, Он знает глубину каждого человеческого сердца. Если так, то зачем нам молиться, просить Его о чем-то, Он ведь и так все знает? Дело в том, что молитва нужна нам, как рыбе вода! Молитва является одним из путей Богообщения. Через нее, так же, как через милостыню, чтение Священного Писания, участие в таинствах, человек привлекает к себе благодать Святого Духа, необходимую для духовной жизни. Человек творился не как самодостаточное существо, но как существо, чьим нормальным состоянием является общение с Богом и причастие к Божественной благодатной жизни. Безблагодатное состояние – это ненормальное состояние для нас. Вот почему молитва необходима человеку. Но одни молитвы принимаются Им, а другие, как кажется, остаются без ответа. Почему? По Его любви! Потому что мы часто просим вредного для нас. Апостол Иаков прямо пишет об этом: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употреблять для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Феофилакт Болгарский, комментатор этого стиха, обращается к концу 6-ой главы Евангелия от Матфея, где Христос расставляет приоритеты в жизни своих последователей: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все [т.е. необходимые земные блага] приложится вам» (Мф. 6:33). Господь запрещает уподобляться язычникам, чрезмерно заботясь о материальных вещах, ведь христиане верят, что на земле они только странники, идущие в Горний Иерусалим будущей жизни. Заметим, Христос не говорит совсем пренебрегать пищей, одеждой, жильем, но не пленяться этим, не собирать сверх необходимого. Поэтому, кто просит Царства, тот не обманется и не навредит себе, а кто просит вредного и ведущего в погибель, тот не получит. И даже если кто-либо попросит духовный дар, но просьба эта будет исходить из греховных побуждений, то он не получит его. Так как, данный прежде времени, этот дар погубит человека.

 

НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА

Святитель Феофан (Вышенский) существенным признаком настоящей молитвы считал «возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств, устремленных к Богу». Например, чувства преданности, благодарения, славословия, прощения, сокрушения, покорности воле Божией и тому подобных. По слову подвижника, без этих чувств молитвы еще нет! Нужно воспитывать молитвенный дух так, чтобы во время молитвы эти чувства наполняли душу. Для этого есть различные способы. Первый уровень. Внимательное чтение или слушание молитв, составленных великими молитвенниками, например Ефремом Сириным, Иоанном Златоустом, Макарием Египетским и другими. Тексты молитв, написанные ими, проникнуты глубоким молитвенным духом. Когда мысль и сердце воспринимают содержание молитв, то настроение святых, выраженное в них, передается человеку. А чтобы мысль и сердце это содержание воспринимали, нужно подготовиться к молитве, совершать ее со вниманием, а не наспех и не сразу после молитв переходить к обычным занятиям. Смысл приготовления в том, чтобы благоговейно встать пред Богом. Для этого, приступая к молитвословию, утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи и в это время попытайся отрезвить мысль, оторвав ее от всех земных дел и предметов. Пойми, что ты, творение, стоишь перед Творцом. Чтобы твое тело также вовлеклось в молитву, можно положить несколько поклонов перед началом. Далее, молитвы нужно читать не спеша, вникая в каждое слово, а если отвлекся – возвращаться и читать пропущенное место заново. Учись удерживать внимание. Здесь понимать и чувствовать текст – две самые важные вещи. Неплохо определить со священником посильный для тебя объем молитвенного правила, а также еще до молитвы тщательно продумать смысл молитв, входящих в него. Если какое-либо молитвенное слово сильно тронуло душу, то задержись на нем. После окончания молитв в течение дня нужно попытаться сохранить благое настроение, приобретенное в ней. Второй уровень. Научившись молиться чужими молитвами, душа должна научиться сама вступать в молитвенную беседу с Богом, открывая Ему свои чувства и желания. Это вторая степень молитвы – молитва мысленная. Здесь задача в том, чтобы мы помнили о Боге и обращались к Нему не только во время совершения молитвенного правила, но и как можно чаще в течение дня. Например, смотря по обстоятельствам, можно молиться краткими фразами: «Боже, милостив буди мне, грешному», «Господи, помилуй», «Владычице Богородице, помилуй мя», «Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити меня». Другой способ. Так как память о Боге улетучивается из-за большого количества дел, то нужно каждое дело творить во славу Божию, так мы непрестанно будем обращаться к Богу. Третий способ – это богомыслие, т.е. размышление о Божественных свойствах и действиях: правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, чудесах Христа, Его Воскресении и т.п. Каждый день после утренней молитвы посвящай размышлению о чем-либо подобном, и это создаст молитвенный настрой на целый день. Каждый из трех указанных способов возводит душу к Богу, поэтому в них нужно упражняться. Уровень третий. Первые два упражнения подготавливают душу к «непрестанному обращению ума и сердца к Богу, сопровождаемому внутренней теплотой или горением духа». Это и есть настоящая молитва. Это возможное на земле преддверие будущего блаженства. По мысли святителя, такая молитва есть «предел, до которого должна дойти молитва, и цель, которую должен иметь в виду всякий молитвенный труженик, чтобы не бесполезно трудиться в деле молитвы». Молитва не однократное действие, но непрерывное состояние духа. Это состояние высокое, но оно может быть достигнуто каждым. Но необходим труд и усердие в первых двух видах молитвы. Преподобный Макарий Египетский наставляет: «Если, говорит он, не имеешь молитвы, трудись в молитве, и Господь, видя труд твой и по труду терпеливому в ней, как усердно желаешь ты этого блага, подаст тебе эту молитву».

 

КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖНА ОБЛАДАТЬ МОЛИТВА?

Господь большое внимание уделяет вере. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22). «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11:24). Апостол Иаков также призывает, чтобы человек просил с верою, «нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6–7). Апостол Иаков противопоставляет вере сомнение, которое свидетельствует о неверии во всемогущество Божие. Святитель Кирилл Александрийский считал, что сомневающийся проявляет дерзость по отношению к Богу: «Ведь если ты не уверовал, что [Бог] исполнит твою молитву, то ты не можешь не считаться обвинителем Всемогущего, поневоле став двоедушным. Поэтому необходимо, чтобы этот столь позорный недуг был преодолен». А Беда Достопочтенный видит причину сомнения в греховном образе жизни и нарушении заповедей: «Ведь если кто помнит, что преступил заповеди Господни, тот совершенно справедливо сомневается в том, что Господь его услышит». Отношение между чистотой жизни и верой находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем больше человек удаляется от зла, тем сильнее в нем возрастает вера. А что значит, что «получит все»? Все что угодно? Преподобный Максим Исповедник отвечает на этот вопрос. На самом деле человек с такой степенью веры, о которой здесь говорит Христос, уже знает, как и что нужно просить. Слово «всё», употребленное здесь, преимущественно относится к необходимым этапам на пути к соединению с Богом, т.е. опять же к Царству Небесному: добродетели, очищению сердца, покаянию, победам над грехом и т.п. В начале 11-ой главы Евангелия от Луки ученик, видимо делегированный апостолами, просит Христа научить их молиться. В ответ на эту просьбу Спаситель произносит хорошо известную нам молитву «Отче наш», которая является для христиан эталоном молитвы. Но Христос на этом не останавливается, а рассказывает ученикам интересную притчу о человеке, пришедшем ночью к своему другу, когда тот уже лег спать (Лк. 11:5–13). Ситуация такая. К человеку пришел путник, его друг, но дома у него нечего есть. Хозяин собирается и идет ночью к другому своему другу за едой, ведь круглосуточных супермаркетов не было тогда, но тот уже лег со всей семьей спать, закрыл дверь и просит не беспокоить его. Христос поясняет: «Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Иными словами, Господь ставит в пример надоедливость, настырность, упертость и неотступность – качества, незаменимые в сильной молитве. Но что же с такой навязчивостью должен просить человек? Прочитаем текст дальше. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». В молитве должна быть бодрость и постоянство (Кол. 4:2). Эти качества противоположны унынию, которое, как известно, является страшным врагом молитвы и духовной жизни. Настойчивость свойственна живому, сильному и целеустремленному человеку. И Богу это нравится. Только бы целеустремлен был такой человек туда, куда надо. Скромность, внимание и прощение обид. Господь не любит показушность и хвастовство. Не любит Он этого и в молитве. Христос прямо предостерегает не уподобляться лицемерам, которые любят останавливаться на углах улиц и молиться, чтобы их видели люди (Мф. 6:5). Это, конечно, реалии израильского общества того времени, но смысл ясен. Христос затрагивает проблему соотношения внутреннего и внешнего. Красивая оболочка без внутреннего духовного содержания – это пустышка, это, по слову Спасителя, украшенный гроб, внутри которого зловоние. Поэтому Господь продолжает: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). С одной стороны, буквальный текст призывает к скромности. Молитва – это личная беседа с Создателем, а личное – это, как правило, самое ценное и важное, поэтому оно всегда стремится удалиться от праздных любопытных глаз. Но, с другой стороны, святые отцы толкуют «комнату с закрытой дверью» как человеческое сердце, в котором должна происходить внимательная и усердная молитва. Закрытая дверь ограничивает впечатления, приходящие извне. Поэтому нужно бороться с рассеянностью. Две цитаты, одна из Ветхого Завета, другая из Нового, указывают на необходимость во время молитвы прощать своих обидчиков: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25), «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» (Сир. 28:2). Обращаясь к Небесному Отцу в молитве, мы пытаемся Ему подражать – прощать обидчиков. Христианин вообще в течение своей жизни стремится стать Богоподобным. Как богословы говорят: стать по благодати тем, что Бог есть по природе. Получить ту самую брачную одежду из евангельской притчи, позволяющую находиться на пире. Молитва, возносимая из сердца, отягощенного грехами, злобой и обидой, неприятна Богу. Это сродни тому, как если бы ты пришел на прием к Царю прямо из свинарника и даже не удосужился помыться и переодеться. Наши грехи, затаенная злоба и жажда мести смердят перед Богом. Поэтому, если уж решил ты просить Творца о чем-то, избавляйся от источника неприятного запаха. Чистота жизни. Бог милосерден и к грешникам, их он тоже слышит, лишь бы они исправляли свою жизнь. Не нужно забывать, что на небе бывает радость о кающемся грешнике. Покаянная молитва грешного человека приятна Богу. Да и Священное Писание связывает успешность молитвы с чистотой жизни. «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Пет. 3:12). «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притч. 15:29). «Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся?» (Сир. 34:26). Мы можем видеть, как в духовной жизни все переплетено: вера нужна для молитвы, она возрастает по мере удаления от зла; значит, чтобы молитва была сильной, нужно стремиться вести чистую жизнь.

ДОМАШНЕЕ ПРАВИЛО В СЕМЬЕ

Каждая семья уникальна. Уклад каждой семьи уникален. Но без семейной молитвы нет Домашней Церкви, поэтому нужно находить подходящие именно вашим условиям способы организовать домашнюю молитву и приучать к ней детей. В семье должна быть как общая семейная молитва, так и индивидуальная. Дети берут пример с родителей, поэтому папа и мама не только должны «заставлять» ребенка «молиться», но и сами подлинно молиться, чтобы это занятие приносило им радость. Тогда дети заинтересуются этой деятельностью. Есть разные общие советы. Если семья на молитве, то нужно давать читать и ребенку. При этом один родитель следит за правильностью чтения и поправляет, если необходимо, а второй сосредоточенно молится внутренне. В современных условиях собрать всех членов семьи на совместную утреннюю молитву весьма проблематично, поэтому целесообразно совершать общее правило один раз в день, вечером. Радостные и печальные события в жизни семьи должны находить свое отражение в общесемейной молитве, это будет приучать детей чувствовать связь молитвы и реальной жизни. Нужно продумать количество и качество входящих в общесемейное правило молитв (отобрать наиболее подходящие, а не читать все подряд), чтобы оно было интересным и не слишком утомительным для ребенка.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

В рамках Рождественских чтений пройдет Форум православной молодежи Симбирской епархии

В рамках Рождественских чтений пройдет Форум православной молодежи Симбирской епархии

С 16 по 18 ноября в гостинице Венец (ул. Спасская д.19/9) пройдет IV Форум православной молодежи Симбирской епархии.

В Симбирске пройдет региональный этап Рождественских образовательных чтений

В Симбирске пройдет региональный этап Рождественских образовательных чтений

С 18 по 21 ноября в Симбирской епархии пройдет региональный этап XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году крупнейший церковно-общественный форум будет посвящен теме «Молодежь: свобода и ответственность».