Зачем православным святой в дупле?

С момента Сошествия Святого Духа на апостолов каждый член Церкви Христовой имеет возможность стать святым, к чему, собственно, и призван согласно Божественному замыслу. Что же такое святость?

Святитель Феофан Затворник указывает на то, что между христианской святостью и простой добропорядочностью, некой нейтральной «хорошестью», существует различие: «святой – не только "добродетельный", но главное – освященный благодатью Святого Духа, и соделавшийся жилищем Его».

Святой становится богом по благодати, весь его душевно-телесный состав освящается, пронизываясь Божественной энергией. В святом нет раздвоенности внешнего и внутреннего, он целостен: не хочет показаться людям праведным, пытаясь завоевать выгодное отношение к себе окружающих. Он праведник, для которого основная боль – подлинность его отношений с Богом. Святой добровольно подчиняет свою волю благой воле Божией, мужественно совлекая с себя греховные опухоли, образовавшиеся в душе и поразившие разум, чувства и волю.

Какие бывают святые?

 Это внутреннее делание человека может выражаться различно, поэтому в православной традиции выделяют несколько чинов святых в зависимости от того, какой подвижнический образ жизни избрал человек и чем послужил Богу.

Какие это чины?

• мученики (святые, отдавшие жизнь за Христа и веру),

• преподобные (святые монахи и отшельники),

• святители (святые епископы),

 • равноапостольные (святые миссионеры),

• праведники (святые миряне),

• благоверные цари и князья (святые христианские правители),

 • юродивые (святые, притворявшиеся безумными, чтобы принять поругание от мира и победить гордость).

Церковь видит в святых назидательные примеры, достойные подражания, поэтому она из века в век бережно хранит жития древних и запечатлевает жизнеописания новых подвижников.

Каноническое житие – это словесная икона святого, изображающая его в прославленном состоянии, которое является итогом его праведной жизни. Парадоксальные примеры Однако читая истории о жизни христианских подвижников, порой можно обнаружить, что они совершали действия весьма странные с точки зрения среднестатистического современного человека.

В свою очередь, наличие подобных фактов, зафиксированных в некоторых житиях, дает основание антихристианской критике указывать на них пальцем, говоря: «Смотрите! Вот идеал для верующих, к которому каждый из них стремится! Вот образцы поведения! Большую часть их святых следовало бы немедленно поместить в психиатрический стационар!». И дальше, конечно же, идут доказательства: тенденциозная подборка примеров, специально изложенная таким языком, чтобы пробудить в читающем максимальное отвращение или смех.

Примеров «ненормального» поведения, действительно, в житийной литературе можно накопать много. Давайте посмотрим на некоторые из них?

Преподобный Макарий Александрийский (IV в.), чтобы победить искушения беса любодеяния, шесть месяцев сидел нагим в скитском болоте, предоставив свое тело в пищу комарам.

Преподобный Симеон Столпник (V в.) тридцать семь лет совершал аскетические подвиги, стоя на столпе (в частности, терпел червей, которые завелись в его ранах, и не пытался избавиться от них).

Святой Симеон, Христа ради юродивый (VI в.), ходил нагой по рынку, у всех на виду ел мясо, пришел голый в женскую баню, за что был побит.

Преподобный Илия Пещерник, Калабрийский (X в.), жил в пещере.

Преподобный Тихон Калужский (XV в.) поселился в дремучем лесу в дупле большого дуба.

Преподобный Нил Столобенский (XVI в.) спал только сидя.

 Святой Василий Блаженный (XVI в.) ходил зимой и летом голый и кидался человеческим калом в тех, кого считал еретиками.

Преподобный Корнилий Переяславский (XVII в.) тридцать лет молчал в затворе.

Ну как, впечатляет? Может быть, всем, кто почитает таких людей, уже пора подлечиться? Но давайте все-таки подождем и прежде всмотримся в эту конструкцию. Как создать мистификацию? Нужно взять немного правды и хорошенько разбавить ложью. Каких православных святых чаще всего приводят в качестве примеров эпатажного поведения? Юродивых и преподобных отшельников. Это значит, что производится очень узкая выборка из большого спектра путей к святости, которые существуют в православной традиции, и именно эта выборка выдается критиками за единственно возможный идеал поведения для верующего.

Спектакли и пустыня

 Пути к святости можно разделить на два магистральных потока: святость в миру (в обычной повседневной жизни) и святость в удалении от мира. Юродивые и отшельники относятся ко второму направлению, поэтому они по умолчанию особенно резко входят в противоречие с мирским эгоизмом, комфортом и здравым смыслом. Юродивые, оставаясь в мире, уходят из него не пространственно, затворяясь в монастыре или пустыне, а социально: они играют спектакль, притворяясь безумными, именно для того, чтобы общество отвергло их.

Подвиг юродивого – в приобретении глубочайшего смирения, а также в обличении и посмеянии над страстями, которые царствуют в людях. В подлинном юродивом царствует Бог, а не страсти, поэтому он свободен.

Христианский монах-отшельник уходит из мира не только духовно, но и пространственно, поселяясь в уединенном месте: пустыне, скиту, лесу, пещере. Его цель – победить свои страсти, чтобы в сердце воссиял Бог. И средством для этого служит особый уклад жизни: молитва и аскетические подвиги. Он много молится, трудится, мало ест, мало спит, учится терпеть неудобства. Так он ослабляет страсти, воюющие через тело и душу. Монах стремится достичь святости, максимально отказываясь от всего, что привязывает его к земле.

Посторонним вход воспрещен

Юродство и отшельничество – исключительные пути к святости: выдержать их способны единицы. И Церковь всегда подчеркивала опасность этих подвигов, а не призывала всех поголовно заселяться в дупла или кидаться в прохожих калом. Церковь Христова приняла юродство и отшельничество со всей их экзотической спецификой как подвиги, ведущие к спасению, бережно сохранила жития этих святых, но повесила большую табличку: «Посторонним вход воспрещен – опасно для жизни!».

 Игумен монастыря, в котором первоначально подвизался Симеон Столпник, например, адекватно реагировал на его чрезмерный аскетизм: «Как бы другие, более немощные, не стали подражать ему и не сделались сами виновниками своей смерти». Святой Симеон изобрел новый подвиг – стояние на столпе, поэтому святые отцы решили испытать аскета. Когда Симеону было объявлено решение собора отцов-пустынников, согласно которому он должен был оставить столп и последовать уже выработанным, проверенным формам подвижничества, святой принял это и начал спускаться со столпа. Его остановили и разрешили продолжать свой подвиг, так как он доказал, что находится в здравом уме и способен слышать голос старших и более опытных в Церкви. Таким образом, жития, изображающие подвиги святых, могут быть правильно поняты лишь в контексте православного учения о духовной жизни и церковной оценки исторического пути развития внешних форм аскетизма, специфики каждого конкретного чина святости.

Житие, вынесенное из пространства церковного понимания и препарированное секулярным сознанием в соответствии со своими гедонистическо-индивидуалистическими ценностями, превращается в каламбур. Святые смеялись над миром как совокупностью страстей, – мир смеется над святыми, ибо, если он перестанет смеяться, он ужаснется своему безумию.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Священник стал участником проекта «Хочу стать бабушкой, хочу стать дедушкой»

Священник стал участником проекта «Хочу стать бабушкой, хочу стать дедушкой»

В Ульяновске начата реализация проекта для людей старшего поколения «Хочу стать бабушкой, хочу стать дедушкой». Авторами проекта является Общероссийское общественное движение «За жизнь». Реализуется проект совместно с...

Ульяновцам презентовали книгу Людмилы Куликовой «Святой преподобноисповедник Гавриил (Игошкин)»

Ульяновцам презентовали книгу Людмилы Куликовой «Святой преподобноисповедник Гавриил (Игошкин)»

В Ульяновске прошла презентация книг «Святой преподобноисповедник Гавриил (Игошкин)» и «Загробная жизнь" действительного члена Императорского Православного Палестинского общества и лауреата премии преподобномученицы Великой княгини...