Главная / Архиереи / Архиерейское служение с 1920-1989 г.г. / Архиепископ Александр (Трапицын) 1920-1923 г.г.

Архиепископ Александр (Трапицын) 1920-1923 г.г.

В миру Трапицын Александр Иванович, родился 29 августа 1862 года в селе Волма Вятского уезда Вятской губернии, в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом.
Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее — в Вятской духовной семинарии. По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую духовную академию, где обучался на казенный счет.
По окончании в 1888 г. Казанской духовной академии со степенью канд. богословия за сочинение на тему «Постановления против симонии в Греко-Восточной и Русской Церкви» получил назначение на должность надзирателя в Вятское духовное училище.

В том же 1888 году он женился и 23 февраля 1889 г. рукоположен в сан диакона в кафедральном Всехсвятском соборе Вятки, 26 февраля — во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того он состоял членом комитета школы приготовления псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и в 1892-1897 годах — депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской городской думы.
В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги.
С 1893 г. служил законоучителем вятского Александровского реального училища.
В 1894 г. совершил продолжительное посещение Святой Земли, описанное в ряде очерков, опубликованных в «Вятских епархиальных ведомостях».
27 мая 1896 г. введен в состав епархиального училищного совета.
В июне 1897 года он был избран членом Совета епархиального женского училища, а в сентябре того же года переведен инспектором в Вятскую духовную семинарию.
26 февраля 1900 г. был пострижен в монашество еп. Вятским и Слободским Алексием (Опоцким). Новопостриженному было оставлено прежнее имя — Александр.
Вскоре после пострига был назначен исполняющим должность ректора Вятской духовной семинарии.

В начале 1900 года была проведена ревизия Калужской духовной семинарии, которую возглавил епископ Нарвский Никон (Софийский); она обнаружила много недостатков в управлении епархией, а также и в управлении Калужской духовной семинарией, которые привели к беспорядкам среди учащихся и неподчинению их начальству. В результате ревизии Святейший Синод уволил ректора семинарии, около сорока лет пробывшего в этой должности, в заштат и поставил на вид дурное поведение учащимся семинарии, но строгие меры к ним не были применены и дано было время на исправление.
28 июля 1901 г. назначен ректором Калужской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
12 декабря 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.
В ноябре 1905 года был назначен на должность председателя Владимирского епархиального училищного совета.
С 23 ноября 1907 г. — епископ Юрьевский, первый викарий Владимирской епархии .
Сотрудничал с еп. Никоном (Рождественским) во Владимирском отделе Палестинского православного общества и в Миссионерском обшестве.
С 29 мая 1912 по 1920 г. — епископ Вологодский и Тотемский.

В годы первой мировой войны организовывал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам, отряды братьев милосердия, действовавших на передовой. Участвовал во Всероссийском съезде представителей от монастырей 1917 г. с правом решающего голоса и Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. Принял деятельное участие как в общих заседаниях Собора, так и в работе отделов — по церковной дисциплине, по церковному суду, по монастырям и по монашествующим, по правовому и имущественному положению духовенства, по благоустройству прихода.

В 1919 году протестовал против осквернения и изъятия властями мощей прп. Феодосия Тотемского.

13 июля 1920 года согласно Указу Священного Синода за №2037 по благословению Святейшего Патриарха Тихона преосвященный епископ Вологодский Александр (Трапицын) был назначен на Симбирскую кафедру.В начале сентября того же года с титулом «Симбирский и Сызранский» епископ Александр прибыл на место своего нового служения.

На время управления епархией епископа Александра пришлись такие важные события 1922 года как изъятие властями церковных ценностей и начало обновленческого раскола.Кампания по изъятию ценностей благодаря еп.Александру прошла в Симбирске достаточно спокойно.Ему удалось сохранить и без того малочисленное духовенство.

В апреле 1922 года патриарх Тихон был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию ценностей.Этим воспользовалась группа священников и архиереев,которые под влиянием ГПУ создали Высшее Церковное Управление(ВЦУ) и объявили его верховной властью в Российской Православной Церкви.Они перестали признавать власть патриарха Тихона.В мае 1923 года они созвали «поместный собор»,на котором объявили патриарха Тихона лишенным всех степеней священства и монашества.  Епископ Александр первоначально не признал власть обновленцев.Вследствии этого ВЦУ отправило в Симбирск телеграмму об увольнении еп.Александра заштат «за контрреволюционную скверну».Однако духовенство и миряне Симбирска,любившие своего архипастыря,отстояли его на епархиальном съезде 3 октября 1922 года.Впоследствии власть обновленческого ВЦУ была признана еп.Александром,но лишь формально и для того,чтобы не лишать верующих епархии архиерейского окормления.Однако когда стала всё более очевидной губительность действий обновленцев,владыка принял решение уйти заштат,чтобы не подчиняться официальным распоряжениям ВЦУ.Владыка остался проживать в Симбирске и частным порядком удовлетворял нужды православных.

В 1923 году,по некоторым сведениям,он был арестован по обвинению в «связи с монашеством и контрреволюционной  агитации» и приговорен к 6 месяцам принудительных работ.

На территории Симбирской епархии в это время (зима-весна 1923 года) образовалась Алатырская автокефалия во главе с епископом Алатырским Иоакимом(Благовидовым).Автокефалия не признавала власть ВЦУ,но только власть патр.Тихона.После ареста еп.Иоакима центр автокефалии переместился в Промзино.

27 июня 1923 года из заключения вышел патриарх Тихон.Началось массовое возвращение епархий под власть патриарха.Патриарх объявил обновленцев раскольниками,а все их действия безблагодатными.

Между тем,епископ Александр(Трапицын) не имел никакой возможности связаться с патриархом,вследствие чего вместе с неким архиепископом Николаем,который к тому времени возглавил Промзинскую автокефалию,он образовал временную независимую автокефальную Симбирскую Церковь.Автокефалия вначале была зарегистрирована властями,но затем,когда стала понятна приверженность автокефалии патр.Тихону,регистрация была отменена.

В июле 1924 года патриарх Тихон назначил в Ульяновск епископа Виссариона (Зорина).При этом епископ Александр(Трапицын) оставался жить в Ульяновске и помогал епископу Виссариону,пока тот не уклонился в григорианство.

В июле 1927 года к еп.Александру обращается митр.Сергий(Страгородский), поручая его окормлению жителей Ульяновска и окрестностей ввиду запрещения в служении еп.Виссариона.Только после назначения на Ульяновскую кафедру архиеп.Иоакима (Благовидова) в сентябре 1927 года и его регистрации в январе 1928 г.владыка Александр получает назначение на новую кафедру и покидает Ульяновск.Он был назначен  епископом Крымским,но пробыл им недолго.
В августе 1928 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру.
В начале 1930-х годов, в Самарской обл. закрыли многие храмы и произвели массовые аресты среди духовенства. Видя, что могут арестовать всех священнослужителей и некому будет совершать таинства, архиепископ Александр стал рукополагать священников из среды благочестивых мирян. Некоторым из них он советовал устроить у себя в доме церковь, заранее собрав для этой цели иконы и все необходимое для совершения богослужений.

Когда среди епархиального духовенства возникло разномыслие относительно Декларации митрополита Сергия, благодаря его огромному авторитету в епархии удалось избежать смятения.
В августе 1933 г. арестован ОГПУ в числе 10 священнослужителей и мирян Самары и обвинен как «руководитель контрреволюционной  группы церковников, руководил нелегальными сборищами в своем доме, на которых давал антисоветские установки». Ввиду возраста на время проведения следствия ОГПУ оставило его на свободе, взяв подписку о невыезде.

Из обвинительного заключения: «Вел проповедническую работу в антисоветском  духе, обрабатывал религиозных фанатиков для принятия ими сана попов. Вел антисоветскую агитацию среди крестьян, приезжавших к нему из деревни для подыскания попов».

Виновным себя не признал, 29 октября 1933 года приговорен к 3 годам ссылки (по одним сведениям на Урал, по другим сведениям  был сослан на строительство канала Волга-Москва).
После возвращения из ссылки поселился ненадолго в Симбирске, а потом переехал в Самару, где служил в Петропавловской церкви.
5 февраля 1935 года был назначен архиепископом Пугачевским.
29 ноября 1937 г. снова арестован в Куйбышеве и обвинен «участии в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации и организации террористических групп», виновным себя не признал. Одновременно с архиепископом Александром было арестовано 23 священника и двое мирян. Свободных мест в следственной тюрьме не было, и подследственных содержали в бараках исправительно-трудовой колонии. Некоторые из арестованных, несмотря на все усилия следователей принудить их к лжесвидетельству, держались мужественно, не оговорили ни себя, ни других и приняли мученическую кончину.

Из обвинительного заключения:»Объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих, «страдальцев за веру», что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию».
21 декабря 1937 г. тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу.
Расстрелян 14 января 1938 года вместе с 12 священниками Куйбышевской епархии, похоронен в общей могиле в Куйбышеве .

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года в чине Новомучеников и Исповедников от Самарской епархии.