Главная / Без рубрики / Как подготовиться к Таинству Крещения

    Как подготовиться к Таинству Крещения

    В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви сказано, что человека, не желающего посильно потрудиться ради Бога, чтобы осознанно вступить в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно. Стремление как можно быстрее крестить человека во многих случаях является проявлением магического миросозерцания, когда «полезность» участия в Таинстве оценивается безо всякого учета свободной воли человека и его способности воспринять и сохранить благодатные дары. Таким образом, можно заключить, что стремление как можно скорее крестить обратившегося к вере взрослого человека противоречит традициям и канонам Церкви. Все люди, желающие креститься, должны иметь возможность пройти катехизацию (научение вере), а предстоятели церковных общин обязаны предоставить такую возможность.

    Невозможно допустить, чтобы из-за каких-либо ложных предубеждений верующие были лишены катехизации (научение вере), чтобы не было сказано: «дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плч.4:4). По благословению правящего архиерея желающие принять Таинство крещения обязаны прослушать две огласительные беседы, на которых изучается Символ Веры и значение каждого из 7-ми Таинств Церкви. К крещению допускаются лица православного вероисповедания, прослушавшие две огласительные беседы. (Прохождение двух бесед обязательно и для крестных родителей. Если крестится ребёнок до 15 лет, то огласительные беседы вместе с крёстными родителями проходит хотя бы один из родных родителей. Желательно оба родителя.

    Беседа № 1 проходит каждую среду в 18.00 «Толкование Символа Веры». Беседа № 2 проходит каждую субботу в 15.30 «Толкование 7-ми Таинств Церкви». Желательно перед беседой прочитать Евангелие от Марка. Запись на беседу в регистратуре.

    Для взрослого человека, желающего принять Крещение, наличие восприемника не обязательно. В то же время, по древней традиции, у взрослого оглашенного может быть опытный в церковной жизни восприемник («крестный родитель»), который принимает участие в обучении оглашенного и выступает как поручитель серьезности его намерений.

    Аскетические элементы подготовки к Крещению:

    — регулярное чтение Евангелия с выяснением всех внешних и внутренних вопросов в сопоставлении со своими устремлениями, опытом и интуицией;

    — ежедневная молитва (утренняя и вечерняя);

    — посильное участие в литургической жизни прихода (посещение вечернего богослужении и литургии);

    — стремление к нравственной жизни по Евангелию. Оглашенным желательно соблюдать пост перед Крещением в течение 2-3 дней, а живущим в браке – накануне принятия Крещения воздержаться от супружеского общения. Приступать к Таинству Крещения необходимо предельно чистыми и опрятными (женщинам – без косметики и украшений). Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения.

    Условия допуска к Крещению.

    К Крещению может быть допущен всякий человек, свободно и сознательно принимающий православную веру, готовый исповедать пред людьми свою веру в Личностного Живого Единого Бога – Святую Троицу (Небесного Бога Отца – Творца мира, в Сына Божьего Иисуса Христа – своего личного Спасителя,  и в Бога – Духа Святого, исходящего от Отца). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет», – сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк.16:16; Мф.28:19). Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения. Оглашаемый, который сознательно держится за нецерковные мифологемы, и не признает хотя бы одного из догматов Символа веры к Крещению не допускается. Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать, и потому никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещеный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь:

    Невозможно перекрещиваться правильно однажды окрестившемуся, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры.

    Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (Рим.6:3-11), последовавших лишь однажды.

    Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.

    Чтобы быть допущенным в число членов Церкви, человек, желающий принять таинство Крещения, должен отказаться от занятий, несовместимых с достоинством христианина.

    Неверные мотивы.

    В некоторых случаях Крещение понимается как магический обряд, т.е. как приносящее «пользу» само по себе – без необходимости внутреннего перерождения человека.

    Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия, чтобы самому стать «крестным родителем» младенца или исключительно ради вступления в церковный брак.

    Несомненно, что Господь ограждает крещеного человека от различных бед, но это является, скорее, следствием веры и Крещения, нежели его целью. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить свою жизнь.

    К неверным мотивам относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда Крещение понимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу.

    Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу: Твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении, неверным же и зловерным – и по Крещении не дается.

    Поэтому Крещение лиц с неверными мотивами, имеющих лишь порыв «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» необходимо отсрочить. Разрешается Крещение ребенка, у которого один из родителей не крещен или неверующий. При этом долгом матери-христианки (или отца-христианина) является стремление не лишить собственного младенца благодати Таинства Крещения, а потом проявить настойчивость и твердость в том, чтобы воспитать своего сына или свою дочь православным христианином. Крещение детей неверующих родителей и язычников недопустимо.

    О подготовке к участию в Таинстве Крещения.

    Родители и восприемники готовятся к  Крещению своих детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии. Недопустимо участие в Таинстве Крещения лиц без нательного креста, с языческими амулетами, знаками зодиака. Родителям и восприемникам детей старше 6-ти месяцев необходимо неоднократно посещать храм вместе с ребенком, что поможет преодолеть страх ребенка перед незнакомым местом и людьми. Знакомить ребенка с Церковью, учить его правильно именовать священнослужителей и святыни (священника называть «батюшкой», а не «дядей», Святые Дары – «Причастием» или «Боженькой», а не «компотиком» и т.д.). Родители и восприемники призваны научить ребёнка основам православной веры, вместе с ним регулярно читать молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево», научить его правильно и благоговейно налагать на себя крестное знамение. В качестве пособия по изучению Таинства Крещения можно использовать труд митрополита Илариона (Алфеева) «Православие» (Том 2), учебное пособие Малкова П.Ю. «Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви», книгу протопресвитера Александра Шмемана «Водою и Духом».

    Восприемник должен лично участвовать в совершении Таинства Крещения младенца или отрока. Так называемое «заочное восприемничество» не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом института восприемничества. Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в Таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому в крещении ребенку. При «заочном восприемничестве» «восприемник» в Таинстве Крещения не принимает участия и никого не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещеным младенцем не может быть: фактически, последний, остается без восприемника.