Главная / Кузоватовское благочиние / Храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Кивать

    Храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Кивать

    Адрес: 433791, Ульяновская область, Кузоватовский район, с. Кивать, ул. Мира, д. 28

    Контакты:

    телефон: +8 (927) 822-33-09

    Настоятель: протоиерей Александр Нуштаев

    Построен: в 1890 г.

    Святыни:

    – икона Божией Матери “Достойно есть”, написанная в Свято-Пантелеименовом монастыре на Святой горе Афон

    – иконы с мощами святых Андрея Блаженного, Симбирского чудотворца, преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Санаксарского.

    Из истории:

    Первая деревянная церковь в с. Кивать была построена в конце царствования императрицы Анны Иоанновны в 1737 году по благословению высокопреосвященнейшего Гавриила, архиепископа Казанского и Свияжского. В 1883 году храм был разобран, поскольку не вмещал всех прихожан. В этом же году построили новую церковь, которая сгорела в 1887 году во время пожара.

    Сохранившийся до настоящего времени Казанский храм был построен в 1890 году по благословению епископа Симбирского и Сызранского Варсонофия (Охотина). Он имеет два престола: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, второй – во имя святых апостолов Петра и Павла. На освящении присутствовал священномученик протоиерей Иоанн Ильинский, который ныне  входит в состав Собора Симбирских святых.

    Храм строился при настоятеле протоиерее Ираклии Жемчужникове. Основные средства пожертвовали купец-фабрикант Толстошеев, землевладелец Петров, супруги Матвей и Анна Феодоровские. Епископ Варсонофий выделил часть средств из фонда помощи беднейшим церквям. Для сбора пожертвований из Кивати в Москву был отправлен крестьянин Спиридон Лютин, который при помощи настоятеля Московского Никольского единоверческого монастыря, архимандрита Павла, сумел испросить у Святейшего Правительствующего Синода деньги на строительство.

    Подробная история храма известна благодаря уникальному документу, который хранится в государственном архиве Ульяновской области, — «Церковно-приходской летописи Богородице-Казанской церкви села Кивать». Эту летопись вел настоятель храма протоиерей Ираклий Жемчужников. Он служил на приходе с 1881 г. до кончины в 1922 г. Дело отца продолжил сын, священник Александр. Могила отца Ираклия находится в церковной ограде Казанского храма. Протоиерей Александр Жемчужников был расстрелян в 1937 г.

    В 1930-х годах Казанскую церковь закрыли. Несколько лет в ней размещалось зернохранилище, что сохранило ее от разрушения. С середины 1940-х по 1980-е гг. храм в Кивати был одним из немногих действующих, поэтому в праздники его посещали тысячи людей из разных районов Ульяновской области.

    В период временного управления Ульяновской епархией архиепископа Куйбышевского и Сызранского Иоанна (Снычева) в области действовало около шести храмов. За Казанский храм шла война с уполномоченными по делам религий. Храм периодически закрывали, не разрешали совершать богослужения. Владыка Иоанн переживал за судьбу Казанской церкви. Известно, что он встречался с В.А. Куроедовым, председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР и обсуждал положение дел вокруг Казанского храма.

    …Из дневника митрополита Иоанна (Снычева):

    17.02.1972. На сердце скорбь за киватскую церковь. Перед иконой «Взыскание погибших» во время входных молитв об одном просил Царицу Небесную – разрушить сатанинские козни и дать возможность возобновить богослужение в Кивати… А после торжества начались сплошные переживания… Скорби вызваны отказом Ульяновского уполномоченного помочь двадцатке из Кивати добиться разpешения на созвание собрания. Кондрашкина – кандидата в старосты – отстранили только потому, что он якобы самовольно созвал собрание и тем самым «нарушил» постановление Верховного Совета о самочинных собраниях. Какое «преступление»! Человек едва умеет расписаться, а он уже в «преступники» попал.

    24.02.1972. Снова ничего не получилось. Заявление было написано и подано вчера секретарю райисполкома. Заявление секретарь приняла, но разрешение на проведение собрания не дала. «Больше ко мне не приходите, – заявила она дерзко, – срок ваш уже прошел. Будете жаловаться в Москву – все равно я здесь останусь». Просто издевается над людьми. Хотел сообщить об этом уполномоченному, но он куда-то уехал…

    26.02.1972. Решил завтра ехать в Москву к Куроедову с докладом в защиту церкви в Кивати. Помоги, Господи!

    28.02.1972. Хотел попасть к Куроедову, но к нему так и не дозвонился. Принял меня В.Г. Фуров. Прочитал мой доклад и обещал сегодня же с приложением других заявлений направить в Ульяновский облисполком… Я любезно попрощался с ним и поехал в Патриархию. Там застал митр. Алексия (В то время Управляющий делами Московской Патриархии, ныне почивший Святейший Патриарх Алексий II. – прим. ред.)… Рассказал ему о своих злоключениях в Ульяновской епархии… Владыка митрополит посоветовал мне побывать у Святейшего (то есть у Патриарха Пимена – прим. ред.)…

    – Что у вас там происходит..? – спросил Святейший. Оказывается, ему уже осветил суть дела митрополит Алексий… Я передал ему копию своего заявления к Куроедову… Патриарх прочитал доклад и добавил:

    – Местные власти имеют право отводить кандидатов, но это касается одного-двух, а когда всех 30 человек отвергают, то это уже беззаконие…

    10.03.1972. …облисполком предложил уполномоченному выехать в Кивать и там на месте выяснить создавшуюся обстановку… Уполномоченный огорчен моей поездкой в Москву и заявил: «Если даже в Кивати кто-то сколачивает двадцатку, все равно ничего не выйдет»…

    11.03.1972. …вечером служил всенощную. Мысли были заняты Киватью. Половина поста прошла, а там нет службы. Люди лишены причастия и молитвы. И когда снимется запрет, не знаю…

    В 1989 году была восстановлена самостоятельная Ульяновская епархия – на кафедру был назначен епископ Прокл (Хазов). Именно в этом храме он отслужил свою первую литургию за пределами Ульяновска.

    В храме сохранился первоначальный иконостас. Церковь признана объектом культурного наследия регионального значения.