Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Как вода становится Крещенской?

Как вода становится Крещенской?

С праздником Крещения Господня (Богоявления) издревле в Православной Церкви связан чин великого освящения воды. Это действо совершается в память погружения в Иордан Спасителя, освятившего, таким образом, водное естество.

Воспоминание это следует понимать не как память о чем-то безвозвратно утраченном и недоступном. Скорее, наоборот – через священнодействие чина великого освящения будто истончаются время и пространство: мы оказываемся перед той самой иорданской водой, которую очистил и освятил Христос, войдя в нее.

В отличие от чина малого освящения воды, который можно служить в течение всего года, великое совершается только два раза в году – в навечерие накануне Богоявления и в сам праздник. Вероятно, эта традиция восходит к палестинскому обычаю освящать воду утром на Иордане помимо вечернего освящения воды накануне в храме.

Великое освящение начинается с пения тропарей «Глас Господень на водах…», во время которых торжественная процессия священнослужителей, предваряемых свещеносцами, исходит из алтаря к приготовленной емкости с водой. Священнослужитель, возглавляющий богослужение, совершает троекратное каждение воды с четырех сторон.

Тропари – краткие песнопения – рассказывают об обстоятельствах Крещения Спасителя в Иордане. В них звучит призыв принять дух премудрости, дух разума и дух страха Божиего, которые имел Христос, впервые открыто явившийся на иорданском берегу перед народом. Здесь говорится также об освящении водного естества и об «удивлении» этой стихии при виде своего Творца, пришедшего в образе человека и вступающего в воду. Так создается атмосфера соприсутствия этому важному событию новозаветной истории.

Далее следует чтение трех отрывков из книги пророка Исайи, которые изображают благодатные плоды пришествия на землю Спасителя и радость от приобщения к ним. В этих текстах для обозначения спасения использован образ источника воды.

Затем читается отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам. Апостол берет ветхозаветные события перехода евреев через Красное море при исходе их из Египта, иссечение Моисеем в пустыне источника воды из камня и интерпретирует их как прообразы спасения через Христа.

Евангелие от Марка, которое читается вслед за апостольским отрывком, рассказывает о Крещении Господнем. Таким образом, все чтения из Священного Писания, помещенные в чине великого водоосвящения, говорят о спасении через Христа, используя образ водной стихии.

После того, как прочитаны ветхозаветные и новозаветные тексты, следует великая ектения – перечень молитвенных призывов, который обращен к собравшимся с целью побудить их молиться о конкретных вещах. Помимо стандартных прошений мирной ектении здесь добавляются специальные – о воде. Мы просим об освящении воды силой Святого Духа, об очищении ее действием Пресвятой Троицы, о даровании ей благословения вод иорданских, о разрушении через использование святой воды всех козней диавольских, о том, чтобы через нее мы сподобились освящения, избавления от грехов, получили исцеление души и тела.

После окончания мирной ектении следует молитва, начинающаяся троекратным возглашением «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» – это главная молитва чина, читаемая во всеуслышание. В начале молитвы прославляется Бог как Создатель мира, Который вызвал из небытия все многообразие мироздания. После того, как описаны творческие деяния, перечисляются различные явления видимого и невидимого мира, воспевающие Творца: «Тебе поет Солнце, Тебе славит Луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет. Ангельския силы Тебе служат». Затем изображается ангельское славословие Архангелов, Херувимов и Серафимов.

Следующий раздел молитвы говорит о вочеловечении Сына Божия для спасения рода человеческого, так как «…не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас». Затем от общего плана нашего спасения текст молитвы обращает наше внимание к тому эпизоду, ради которого и совершается чин великого водоосвящения: «…Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев» (то есть злых духов).

Согласно библейскому рассказу о творении мира, вода мыслится как первооснова сотворенного космоса, поэтому из-за того, что после грехопадения Адама мироздание было опутано бесовскими кознями, она стала восприниматься в христианской традиции как убежище затаившихся там злых духов. Погружение Христа в воды Иордана – своего рода начало Его победоносного сошествия во ад. Так как река символизирует не только всю воду, но и весь космос, то очищение Иордана – это символ победы над темными силами и провозглашения власти Божией над всей вселенной.

Далее по тексту молитвы следует троекратное призывание Святого Духа на воду и троекратное крестообразное осенение ее рукой священника. Затем следуют прошения о плодах, которые получат употребляющие крещенскую воду. Далее идет перечисление ряда библейских событий, в которых помощь Божия подавалась через воду. Молитва великого водоосвящения завершается ходатайством о Церкви и стране.

После возгласа «Мир всем» читается тайная молитва главопреклонения: «Приклони, Господи, ухо Твое…», в которой испрашивается освящение, здравие души и тела всем приобщающимся этой святой воде.

Затем во время троекратного пения тропаря праздника Богоявления «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» Крест погружается в воду, крестообразно благословляя ее. Молящиеся окропляются святой водой, и священнослужители возвращаются в алтарь.

Вкушение богоявленской святой воды предписывается натощак в качестве духовного утешения тем, кто отлучен на длительные сроки от Причащения Святых Христовых Таин.

 

Иерей Димитрий Трофимов

№ 1 (537) 13 января 2021 г.