Главная / Митрополия / Симбирская Епархия

Симбирская Епархия

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИМБИРСКОЙ ЕПАРХИИ

Симбирская земля до учреждения самостоятельной епархии в 1832 году

10 февраля 1648 года царь Алексей Михайлович приказал оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово и дьяку Григорию Кунакову отправиться на Волгу, в приграничные города «для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги», чтобы защитить русские границы от нагайских татар.

Эта земля принадлежит России всего 360 лет, но прежде Поволжье было настоящим бурлящим котлом народов. Через эту землю прошли балто-славяне, гунны, торговыми путями проходили норманны, затем там расселились угро-финские племена, позже пришли теснимые хазарами болгары и основали Волжскую Булгарию со столицей в г. Булгар, неподалеку от будущего Симбирска. Это было мощное государство, по многим показателям более развитое, чем страны Западной Европы того времени. Волжская Булгария вела оживленную торговлю с византийцами, арабами, хазарами и другими народами. Однако в XIII веке пришли монгольские орды. Сначала по землям Булгарии прошли воины Чингисхана (1223), потом хана Батыя. Осенью 1236 года монгольские войска взяли Великий Булгар, после чего напали на алан и кыпчаков (весной 1237 г.). С этого момента Поволжье стало ареной борьбы монгольских орд. Оставшиеся города были окончательно сметены во время противоборства Тамерлана и Тохтамыша.

«21-го числа мы оставили за собой с правой от нас стороны два прекрасных на вид места, на которых некогда стояли города, и дальнейший из них назывался Симбирская гора. Этот город разрушен был Тамерланом. Там и сям виднеются признаки и следы бывших когда- то тут городов и сел, которые все были разрушены и опустошены нашествием Тамерлана». Такую запись в своем дневнике оставил в 1633 году немецкий путешественник, секретарь голштинского посольства Адам Олеарий, когда совершал свое путешествие из Москвы в Персию. После Тамерлана гора и вся близлежащая местность сохранили название бывшего там города. Само же название пошло от имени одного из булгарских князей – Синбира. Вплоть до конца XVIII столетия город назывался Синбирск, и лишь с рубежа XVIII–XIX столетий его стали называть Симбирск. С 1438 года, после распада Золотой орды, земли по Средней Волге были подчинены Казанскому ханству. В 1552 году Казань пала, а ее земли отошли России.

Теперь, представляя себе общую историческую картину края, можно судить и о его этническом составе, а, следовательно, и о проблемах и особенностях, с которыми пришлось столкнуться прибывшему сюда духовенству. Эти особенности приходится учитывать и теперь, спустя почти тысячелетие после булгар и кыпчаков, спустя сотни лет после Тамерлана и владычества Казанского ханства. А проблема эта состоит в особенностях взаимоотношений с татарскими мусульманами, которые появились здесь куда раньше православных священников. Влияние же язычества, которым земля пропиталась еще до татар, проявляется в обычаях и традициях местных чувашей и в своеобразном их сплаве с традициями православными.

В окрестностях Симбирской горы к приходу русских проживали различные народы. Это коренные угро-финские народы – мордва и марийцы, а также народы, сформировавшиеся на базе булгарского этноса, рассеянного по всем окрестностям после татарского разгрома. Так, племена марийцев, тюркоязычных булгар и сувазов положили начало чувашскому этносу. Татары имели разное происхождение. Некоторые их группы сформировались в результате развития западной группы булгаро-буртасской части населения Булгарии, или финно-угорской мещеры, некоторые – в результате смешения булгар, славян, кыпчаков и финно-угорских племен. Сами татары себя татарами не называли вплоть до XX века. Их самоназвание было «боргарлы», у мусульман – «мослеман».

После татаро-монгольского разгрома на Симбирской горе и в ее окрестностях строились лишь маленькие татарские поселения, в целом мирные. Их жители были в основном рыболовами. Но с юга сюда стали переселяться нагайские татары, которые постоянно совершали набеги на приграничные русские территории.

Благодаря краеведческим трудам симбирского помещика, историка и литератора В. Э. Красовского, можно проследить еще ряд интересных фактов из истории Симбирской губернии еще до основания самого города Синбирска. Так, из «Хронологического перечня событий Симбирской губернии 1372–1901 годов» Красовского можно извлечь следующие события. Еще в 1372 году на реке Суре нижегородским князем Борисом Константиновичем для защиты от набегов мордвы, черемис и татар был основан город Курмыш. В1445 году после поражения при реке Нерли от казанского хана Улу-Махмета в этом городе пребывал пленный московский государь Василий Темный с князем Михаилом Верейским. В XVI веке во время похода на Казань здесь побывал царь Иоанн Грозный и основал на реке Промзе укрепленный городок Промзино, а в устье реки Алатырь – одноименный город. В Алатыри он построил деревянную соборную церковь во имя Алексия, человека Божия, с пределом Иоанна Предтечи, в который он пожаловал образ в окладе Усекновение честныя главы святого Иоанна Предтечи. В 1584 году здесь был построен Свято-Троицкий мужской монастырь. А в 1605 году курмышане вместе с алатырцами и арзамасцами, соединившись с мордвой, чувашами и черемисами, изменили царю Василию Шуйскому и отправились на верные царю Казань и Свияжск, но были разбиты. Следующий бунт вспыхнул уже через год в Алатырском уезде. Изменники грабили и резали царских чиновников. Разбили их лишь в 1609 году государевы казанские служилые люди под предводительством боярина Федора Ивановича Шереметева. В 1612 году в Алатырском уезде были разбиты нагайские татары под предводительством мурзы Кармамета, который был убит в бою, его знамена захвачены и взяты в плен 7 тысяч человек. В 1614 году Алатырский и Темниковский уезды грабил Иван Заруцкий с нагайским князем Ищереком. В 1615 году по указу Михаила Федоровича управление алатырским Троицким мужским монастырем вверяется обители преподобного Сергия, а в 1625 году по указу царя города Курмыш и Алатырь были отданы на «удовольствование» патриарху Филарету (Романову).

Ко времени основания города Синбирска на территории будущей Симбирской губернии существовало множество храмов и несколько монастырей, таких как Алатырский Троицкий мужской монастырь, Алатырский Казанский женский монастырь, Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий монастырь, Курмышский Богородице-Рождественский мужской монастырь, Печерско-Казанская, или Гнилецко-Казанская Богородицкая мужская пустынь, Никольская женская пустынь близ Промзина, у подошвы Белой горы, на вершине которой явилась промзинская чудотворная икона святителя Николая. Все это было приписано к патриаршей области и находилось в ведении патриарха. Он и стал первым архиереем для симбирских земель. Тем не менее, все города, а с ними храмы и монастыри, постоянно грабились татарами и изменниками-разбойниками, сюда же ссылались и польские пленники. Набеги нагайских татар становились все чаще.

Таким образом, появилась острая необходимость в укреплении юго-восточной границы посредством строительства засечной черты. Стала появляться единая фортификационная система. Засечная черта протянулась от западных границ – от городов Ахтырка и Белгорода – до восточных границ страны. Строительство системы валов и засек Белгородско-Симбирской черты началось в 1635 году. На один из таких участков и были присланы Богдан Матвеевич Хитрово и Григорий Кунаков. «7156 года, февраля в 10-й день, указал государь и бояре приговорили: арзамасцом обоих половин и нижегородцем и иных городов дворянином и детем боярским, и князем, и мурзам, и татаром быть на государеве службе с окольничим и воеводою Богданом Матвеевичем Хитрово, а сбираться ему, окольничему и воеводе, на Алатырь, а отпуск ему с Москвы вскоре, для того что ему на степи городы поставить и всякие крепости устроить до приходу воинских людей заранее с весны». Вместе с ними на строительство были посланы немецкие инженеры.

Сначала была возведена укрепленная приграничная черта от реки Волги до реки Барыша, после чего началось строительство крепости Синбирск. Одновременно с возведением крепости в ней строились и первые храмы. В первую очередь это два монастыря – Успенский мужской монастырь, основанный иеромонахом Макарием, и Спасский женский монастырь. Также были построены собор Живоначальной Троицы и Всехсвятская церковь. В 1649–1650 годах стольник и воевода Иван Богданович Камынин построил пригородные слободы – Сельдинскую, Тетюшскую, Мостовую и Ишеевскую. В каждой новой слободе обязательно строился свой храм. В первые же годы в Синбирске насчитывалось уже 18 церквей, три часовни и два монастыря. В 1652 году Синбирск был полностью отстроен. На вершине горы в центре города стоял Троицкий собор, под горой – Успенский монастырь, а к западной стене города примыкал Спасский монастырь. Вокруг Успенского монастыря образовалась Успенская слобода. Впоследствии, когда в 1698 году был построен Покровский мужской монастырь, вокруг него были построены Солдатская, Сиротская и Свияжская слободы. За постройкой города внимательно следил царь Алексей Михайлович. Свой интерес к его постройке впоследствии проявляли и другие русские цари.

Алексей Михайлович заботился и о духовных потребностях города. Так, по указу царя «прислано из Москвы в Синбирск в соборную церковь: книга Кормчая, Ефрем Сирин, Часослов, Потребник, Служебник, Псалтирь малая, Канонник, ризы праздничные камчатные, стихарь подризный, патрахель да поручи атлас золотой, пояс шелковый да три колокола – весу в них 12 пудов». В этот же собор царем дарован напрестольный крест. В Богоявленскую церковь было пожаловано напрестольное Евангелие.

Все храмы Синбирска были приписаны к патриаршей области и находились в ведении казенного Патриаршего приказа, составляя собой особый церковно-административный округ – «Синбирскую десятину».

В XVII веке Синбирск представлял собой одну из важнейших крепостей в Поволжье, жители которого привыкли к полувоенной-полуразбойничьей жизни. В 1670 году на Волгу пришли донские казаки во главе со Степаном Разиным, про которого говорили, что его не берет пуля и против него ничто не может устоять. Он пользовался широкой поддержкой крестьян, и при помощи крестьянского населения быстро овладел Царицыным и Астраханью, затем на 200 стругах он добрался по Волге до Саратова и Самары и взял их. Из Самары Разин с войском в 5 тысяч человек двинулся на Синбирск, где с небольшим отрядом сидел окольничий Иван Богданович Милославский. На помощь из Казани спешил князь Юрий Никитич Борятинский. Он успел подойти к Синбирску раньше Разина. 4 сентября 1670 года к Синбирску подошел Разин. Борятинский загородил ему дорогу, и после продолжительного боя стороны разошлись. После этого Разин договорился с жителями города о поддержке и с наступлением ночи вновь напал на Борятинского. За полчаса до рассвета «воры начали приступать к Синбирску, и именно к тем пряслам стены, где стояли синбирцы. Пострелявши для виду пыжами, они пустили казаков в острог и сами бросились рубить людей боярских, не бывших с ними в одной думе». Взяв острог, Разин разорил и сжег Успенский монастырь, находившийся вне городских стен. Часть монахов тогда перешла в глухое уединенное место на берегу Волги, на север от города, они создали там Соловецкую пустынь. Эту пустынь постоянно грабили, из-за этого ее не раз закрывали, но по просьбам жителей города вновь открывали. С этой пустынью связано имя уроженца Симбирска и выпускника Симбирской духовной семинарии епископа Вологодского и Тотемского Антония (Флоренсова), принявшего активнейшее участие в ее последнем возрождении в 1909 году. Владыка Антоний был родственником, учителем и духовным отцом отца Павла Флоренского, который, в свою очередь, активно помогал владыке в восстановлении пустыни.

Между тем Разин укрепил острог, а войско его увеличилось до 20 тысяч человек. Тем не менее, город разбойникам взять не удавалось, и они пытались зажечь его, бросая за стены горящие поленья. Разинцы предприняли четыре неудачных попытки штурма города. Во время одной из таких попыток произошло событие, описанное симбирским дворянином, поэтом, фольклористом, этнографом, литературоведом, публицистом и переводчиком Дмитрием Садовниковым. Во время осады города по крепостным стенам шел крестный ход, во главе которого шел священник с крестом из Троицкого собора – даром царя Алексея Михайловича. Увидев это шествие, Степан Тимофеевич возмутился, выхватил у одного из казаков ружье и со словами: «Крестом Разина не взять!» – выстрелил в крест. «Как выстрелил, так весь своей кровью облился, а заговоренный был, да не от этого. Испугался и побежал».

В двух верстах от Синбирска произошла битва с Борятинским, продолжавшаяся целый день, в которой Разин был дважды ранен и едва не попал в плен. Мятежники были разбиты, а сам Разин бежал в острог. Последнюю попытку взять город он предпринял в ночь с 3 на 4 октября. В очередной раз у него ничего не вышло, все попытки спалить город тоже провалились. В это время князь Борятинский велел полковнику Чубареву зайти ночью с полком за реку Свиягу и делать там окрики. Мятежники решили, что пришло новое царское войско, и Разин ушел. Толпе астраханцев, царицынцев, саратовцев и самарцев он повелел стоять у города, а сам якобы собирался идти с донцами в бой против царского войска. Однако вместо этого он бросился на суда и поплыл вниз по Волге.

Узнав о бегстве Разина, Борятинский и Милославский зашли с двух сторон в острог и разбили мятежников. Большинство из них было перебито и перетоплено, 600 человек попали в плен и были либо четвертованы, либо повешены. Весь берег Волги был уставлен виселицами, а вниз по Волге поплыли плавучие виселицы с повешенными. Господь поругаем не бывает. Так был разбит разбойник, дерзнувший стрелять в крест. Разин потерял все свое войско и всю власть. После побега он рассказывал, что пушки его при последней осаде Синбирска перестали стрелять. Вскоре он был схвачен и четвертован 6 июня 1671 года.

После Разина Синбирску пришлось еще столкнуться с разбойниками: уже летом 1671 года он выдержал осаду есаула Федьки Шелудяка. Сюда привозили и уже схваченного разбойника Емельяна Пугачева.

Со временем граница России отодвигалась на юг, и военное значение города падало. С 1708 года управление засечной чертой было упразднено, в том же году Синбирск причислен к Казанской губернии в качестве провинциального города. В Синбирскую провинцию было приписано 14 городов. С 1717 по 1728 год Синбирск находился в составе Астраханской губернии, после чего вновь вернулся в подчинение Казани. С 1780 года было открыто Синбирское наместничество в составе 13 уездов. В 1796 году указом императора Павла I от 12 декабря учреждена уже Симбирская губерния с девятью уездами и населением в 13 317 человек (по состоянию на 1793 год). Количество уездов постоянно менялось. Последнее значимое изменение в составе губернии произошло в 1851 году. Правительственным указом от 1 января 1851 года была образована Самарская губерния, выделившаяся из состава Симбирской. Самарской губернии отошел город Ставрополь со своими уездами, а также новой губернии были переданы все заволжские территории с городом Мелекессом.

В XVIII веке был построен еще ряд церквей, только теперь уже каменных, а не деревянных. 2 июня 1704 года на месте обветшавшего деревянного Троицкого собора был заложен Николаевский кафедральный собор. В нем хранился пожалованный царем Алексеем Михайловичем напрестольный крест-мощевик, в который во время осады города стрелял Степан Разин, а также чудотворный образ Смоленской Божией Матери и икона Пресвятой Владычицы «Умиление сердец», присланные императором Петром Великим. В особом ковчеге хранилась частица Ризы Господней. В этом соборе впоследствии упокоились четыре Симбирских архипастыря. В советское время храм был взорван, все святыни утрачены, а тела архиереев до сих пор покоятся где-то под асфальтом площади Ленина, над которой возвышается огромный монумент вождя.

В 1677 году Казанский митрополит Маркелл благословил жителей Синбирска образом святителя Германа Казанского с частицей его мощей, а на месте встречи этого образа под Синбирском была выстроена часовня. В конце XVIII века на месте часовни был возведен каменный храм.

Во Владимирской (Ильинской) церкви, выстроенной в 1725 году на месте бывших главных крепостных ворот города, хранились старинные облачения, пожертвованные великой княгиней Еленой Павловной, а также присланные митрополитом Филаретом (Дроздовым) утварь и богослужебные книги, чудотворный образ Владимирской Божией Матери и напрестольный крест с частицей Ризы Божией Матери и мощами многих святых.

В основанном еще в конце XVII века Покровском монастыре в 1722 году вместо деревянного храма выстроен каменный с пределами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Покрова Божией Матери и святителей и чудотворцев Московских. Строительство велось на деньги помещика Петра Ивановича Муромцева, на средства которого монастырь содержался вплоть до его смерти в 1724 году. Его захоронение на монастырском кладбище положило начало дворянскому некрополю в стенах обители. На этом кладбище покоилась братия монастыря, блаженный Андрей, Христа ради юродивый и Симбирский чудотворец, почивший 28 ноября 1841 года, а также купцы и генералы со своими семьями. Интересно также еще одно захоронение – князя Михаила Петровича Баратаева (1784–1856), губернского предводителя дворянства (1820–1835), ученого­нумизмата, писателя, члена Петербургской, Парижской, Берлинской и Копенгагенской академий художеств. Рядом с ним похоронены его жена и четверо детей, умерших во младенчестве.

Также были выстроены: Тихвинская церковь (1749), Смоленская церковь (1751), Спасо- Вознесенский собор (1769), прихожанином которого был блаженный Андрей Симбирский, а клириком в свое время был великий архидиакон Константин Розов; Никольская церковь (1791), в которой молился император Николай I, посетивший город в 1836 году, в этой церкви был крещен Владимир Ульянов (Ленин); Троицкая церковь (1792); Петропавловская церковь (1754) – на том месте, где, по преданию, во время поездки в Астрахань останавливался в 1722 году Петр I, через год он вновь останавливался на этом же месте, отправляясь в поход к Дербенту. Впоследствии город посетила императрица Екатерина II, а также императоры Александр I (1824), Александр II (1837 и 1871 гг.) и Александр III (1869 и 1871 гг.).

Таким образом, в Симбирске XVIII столетия насчитывалось 14 каменных и одна деревянная церковь, а также два монастыря.

Вопрос об учреждении в Симбирске самостоятельной епархии ставился неоднократно. Такой вопрос ставился перед Священным Синодом в 1784, 1829 и 1830 годах. К 1832 году положение оказалось следующим: в Симбирской губернии насчитывалось 603 приходских церкви, в то время как в Казанской губернии, в епархию которой входила Симбирская губерния, было всего 406 приходских церквей. При этом в Симбирской губернии катастрофически не хватало образованного духовенства.

Город Симбирск до основания епархии в 1832 году

Город Симбирск (или по старому написанию — Синбирск) возник на крутом берегу реки Волга в середине 17-го века. В 1648 году 10 февраля «указал государь (Алексей Михайлович) и бояре приговорили быть окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово со дьяком Григорием Кунаковым в понизовых городах для оберегания от приходу ногайских людей и для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыш до реки Волги».

В то время границы России отодвигались все дальше и дальше на восток и юг, присоединяя к ведению московского государя территории, заселенные племенами инородцев, которые стали быстро подпадать под русскую зависимость, особенно после падения Казанского ханства.

Именно к году вышеуказанного повеления царя и относится время основания нашего города.

По установившимся тогда правилам и традициям, вокруг новооснованного города жаловались государем за службу дворянам и боярам, или же приобретались ими, поместья и земельные наделы. На этих местах, прежде всего, ставили церковь, затем рядом с храмом «усад», то есть усадьбу для нового хозяина, а уж потом рубились избы для крестьян. Поэтому неудивительно, что в первые же годы существования Симбирска в нем и вокруг него насчитывалось уже 18 церквей и часовен.


Все указанные храмы и часовни были приписаны к патриаршей области, находились в полной зависимости от казенного патриаршего приказа, и все вместе составляли особый церковно-административный округ – «Симбирскую десятину».

В 1657 году симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского и Свияжского. Такое положение симбирских и окрестных церквей было до 1799 года, когда, согласно указа о приведение епархиальных границ сообразно границам губерний, была учреждена Казанская епархия в составе Казанской губернии, «да по ближайшей смежности с оной и удобности, губернии Симбирской». Архиерей, управляющий новообразованной епархией, получил титул «Казанского и Симбирского».

В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии – и в 1784, и в 1829, и в 1830 годах.

Однако, лишь только 10 февраля 1832 года в губернии, на территории которой было к тому времени 603 церкви, была образована самостоятельная епархия. Первым архипастырем симбирским был назначен минский архиепископ Анатолий с титулом «Симбирский и Сызранский».

Симбирская кафедра с 1832 по 1917 года

На момент открытия в Симбирске архиерейской кафедры в самом городе было множество церквей. Среди них достойны внимания следующие:

  1. Николаевский кафедральный (теплый) собор, заложенный 2 июня 1704 года, а освященный в 1712 году. Был построен на месте обветшавшей Троицкой церкви, устроенной одновременно с основанием города. Храм был воздвигнут в честь победы над бунтовщиками под верховодством Стеньки Разина.


Из наиболее значимых святынь собора следует отметить позолоченный серебряный напрестольный крест-мощевик, пожалованный царем Алексеем Михайловичем в 1648 году при построении города; Чудотворный образ Божией Матери Смоленской и «Умиление сердец», в богатых серебряных ризах, присланных императором Петром Великим; часть ризы Господней.

  1. Спасо-Вознесенский собор был построен как однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня в 1769 году. После пристройки к церкви придела Воскресения Христова в 1824 году, указом Святейшего Синода она в 1844 году была возведена на степень собора. Всего в соборе в дальнейшем было устроено шесть приделов — три в верхней, холодной церкви, и три в нижней зимней.


Прихожанином собора был почитаемый в Симбирске Блаженный Андрей. Одной из достопримечательностей собора были помещавшиеся в верхнем ярусе колокольни башенные часы, подаренные городу его почетным гражданином, бывшим Санкт -Петербургским Губернским предводителем Дворянства графом В.П. Орловым — Давыдовым. О размерах этих часов можно судить по размерам боевой гири и ее весе в 25 пудов.

  1. Никольская церковь, построенная в 1791 году архитектором Бенземаном. Интересно, что эта церковь была снесена в городе после революции одной из первых – вероятно, благодаря тому, что именно в ней крестили Владимира Ульянова (партийная кличка — Ленин).
  2. Всесвятская церковь возведена одновременно со строительством города. Вначале была деревянной, затем на ее месте выстроили каменную, а в 1860 году ее капитально отремонтировали и возродили. В храме было три придела.
  3. Троицкая церковь, построенная в 1792 году на средства симбирской помещицы Н.К. Твердышевой. Сначала была ее домовой церковью, затем стала приходской церковью с тремя приделами. Эта церковь была одной из самых богатых в городе благодаря многочисленным пожертвованиям.
  4. Тихвинская церковь считается построенной в 1749 году. В ней хранился чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.
  5. Петро — Павловская церковь была построена в 1754 году на том месте, где, по преданию, останавливался в подгорье города Симбирска Петр Великий. В ограде храма рос кедр, посаженный императрицею Екатериною Великой в 1767 году.
  6. Смоленская церковь выстроена была в 1751 году. Находилась на небольшой долине, на берегу р. Волга под горой.
  7. Богоявленская (Иоанна — Предтеченская) церковь построена в 1654 году близ реки Свияги в Свияжской слободе казаками одноименной конной сотни. В храме хранилась икона св. Иоанна Предтечи, старинного письма, принесенная свияжскими переселенцами — казаками, а также напрестольное Евангелие, пожалованное царем Алексеем Михайловичем.
  8. Воскресенская (Германовская) церковь была выстроена в конце 18-го века вместо деревянной часовни на месте встречи в 1677 году образа св. Германа Казанского с частицей его мощей, которым благословил жителей города Казанский митрополит Маркелл.
  9. Владимирская (Ильинская) церковь была выстроена в 1725 году на том месте, где в первые десятилетия существования Симбирска находились главные крепостные ворота города.


В храме находились многие святыни: старинные облачения, пожертвованные Великой Княгиней Еленой Павловной, утварь и богослужебные книги, присланные митрополитом Московским Филаретом, чудотворный образ Владимирской Божией Матери и напрестольный серебряный крест с частицей ризы Богоматери и мощами многих святых.

В то же время в городе существовали несколько монастырей.

  1. Успенский мужской монастырь основан одновременно с городом Симбирском и наименование свое получил от построенной первоначальной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Находился на берегу реки Волга «под горой». Во время осады города бунтовщиками Стеньки Разина, монастырь был разорен и сожжен, однако был быстро восстановлен. В 1670 году в нем была построена одноименная с монастырем каменная церковь. С построение в городе Покровского монастыря, Успенский монастырь стал приходить в упадок, так что монашествующая братия перешла в новообразованную обитель, а сам монастырь был в 1724 году закрыт, а храм стал приходским.
  2. Часть монахов разоренной Разиным Успенской обители перешли в уединенное глухое место на берегу реки Волга, в 15 верстах от города и создали там пустынь, которая в дальнейшем получила название Соловецкой.
  3. Спасский женский монастырь основан одновременно с самим Симбирском, а уже в 1663 году игумения монастыря Юлия просила у царя Алексея Михайловича разрешение на увеличение штата с 80 до 100 стариц.


Покровский мужской монастырь основан в конце 17-го века проживавшим в городе канцеляристом, богатым помещиком, Петром Ивановичем Муромцевым. В 1722 году им была выстроена в обители вместо сгоревшей деревянной Покровской каменная церковь с приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Покрова Божией Матери и Святителей и Чудотворцев Московских. Муромцев был не только создателем монастыря, но и полным его хозяином, хотя и не был пострижен в монашество. На его средства монастырь содержался до 1724 года. П. И. Муромцев и его супруга были погребены на монастырском кладбище. Их захоронение положило, фактически, начало дворянскому некрополю в стенах обители.В 1693 году вместо сгоревшей деревянной в монастыре выстроена каменная церковь во имя Нерукотворенного Спаса. В 1698 году в обители устроена каменная церковь во имя святителя Московского Алексия. Позже в монастыре было устроено еще несколько храмов. К 1789 году, после передачи монастырю Симбирским и Уфимским губернатором бароном О. А. Игельстромом большого участка земли на северной стороне, обитель была обнесена каменной стеной с башнями – часовнями по углам.

В связи с образованием Симбирской епархии Покровский монастырь был преобразован в Архиерейский дом и резиденцию первого симбирского архипастыря.

Высокопреосвященный Анатолий (в миру Андрей Максимович) прибыл в Симбирск 8 мая 1832 года. Владыка родился в дворянской малороссийской семье в 1766 году. Управлял Симбирской епархией десять лет до 1842 года. «По глубокой старости и упадку сил, вследствие прошения» владыка был уволен на покой и скончался в Сызранском Вознесенском монастыре 14 февраля 1844 года. Погребен он был в монастырском храме Феодоровской Божией Матери.

Ко времени управления владыки Анатолия следует отнести труды по организации как самой епархии, так и духовного образования в нашем городе. В 1840 году в Симбирске открыта духовная семинария в приобретенном у купца Косолапова доме по Большой Саратовской улице (ныне – ул. Гончарова).

В духовной жизни Симбирска 15 сентября 1841 года произошло весьма значимое событие – был освящен Свято-Троицкий кафедральный собор – храм-памятник первой Отечественной войны.


В 1842 году на симбирскую кафедру назначен викарий Новгородской епархии епископ Старорусский Феодотий (1797-1858). Сын священника с. Косиц Московской губернии епископ Феодотий (в миру Федор Озеров) окончил Санкт — Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия, был ректором сначала Уфимской, затем Рязанской духовных семинарий. Владыка был участником коронации и помазания на царство императора Александра Николаевича в 1856 году, в котором и был возведен в сан архиепископа.

При этом архипастыре в Симбирской епархии открыт Сызранский женский Сретенский монастырь, возрождена Казанская Жадовская пустынь. По его ходатайству Высочайше было разрешено ежегодное принесение из Жадовской обители в Симбирск Чудотворного Казанского образа Богородицы. В симбирском Спасском женском монастыре на изысканные владыкой средства было открыто училище для девиц духовного звания. Заботами этого архипастыря был приобретен прекрасный дом у князя Хованского, где разместился архиерейский дом (до этого находившийся в симбирском Покровском мужском монастыре), и в том же здании были выделены помещения для Духовной Консистории.

Скончался архиепископ Феодотий 28 августа 1858 года и погребен в крипте-усыпальнице под алтарем зимнего Николаевского кафедрального собора.

После кончины Высокопреосвященного Феодотия на симбирскую  кафедру, по предложению Московского Митрополита святителя Филарета, был назначен в октябре 1858 года Евгений, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. «Посылаю в Симбирск ангела мирна» – говорил тогда Митрополит Филарет. Макарий Сахаров – так в миру звали владыку – до посвящения в епископский сан в 1857 году был ректором Московской Духовной Академии. Человек в высшей степени набожный и смиренный, проводил жизнь уединенного подвижника и аскета, полную лишений и самоотречения. Вероятно, именно по этой причине нельзя сказать, что при его управлении Симбирской епархией в ней происходили какие либо значимые события. Однако, по воспоминаниям современников, преосвященный Евгений по-отечески сочувствовал всем, кто обращался к нему со своими нравственными и материальными нуждами.

В юности владыка Евгений встречался с Серафимом Саровским. Великий подвижник земли русской благословил всех из небольшой группы пришедших в Саров пешком выпускников Московской семинарии, а будущему симбирскому епископу поклонился в ноги и поцеловал руку, провидя благочестивое архиерейское житие его.

По болезни владыка Евгений в декабре 1874 вышел на покой и избрал местом своего пребывания, вместо предложенного ему Сызранского Вознесенского первоклассного монастыря, бедный Симбирский Покровский монастырь. В одной из братских келий этой обители владыка Евгений прожил почти четырнадцать лет и скончался 26 июня 1888 года. Погребен в усыпальнице под алтарем Николаевского летнего кафедрального собора.

7 декабря 1874 года Старорусский епископ Феоктист, викарий Новгородской епархии, прибыл в Симбирск для управления здешней епархией. В миру Федор Попов, владыка Феоктист родился в 1826 году в семье священника Харьковской епархии, выпускник Киевской духовной академии.

Во время восьмилетнего управления Симбирской епархией учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, Братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться  «Симбирские Епархиальные Ведомости». При владыке Феоктисте в Симбирске было организовано женское епархиальное училище.

В 1882 году епископ Феоктист переведен на Рязанскую кафедру, а в 1894 году он скончался, будучи соборованным, исповеданным и причащенным Святых Таин отцом Иоанном Кронштадтским.

В 1882 году на Симбирскую кафедру вступил епископ старорусский преосвященный Варсонофий (в миру – Иаков Охотин). Тринадцать лет управлял владыка нашей епархией, трудился над совершенствованием духовного образования, расширял сферы деятельности многочисленных благотворительных организаций, много занимался миссионерством среди симбирских иноверцев. Скончался епископ Варсонофий 13 августа 1895 года в Симбирске и погребен рядом с могилой преосвященного Евгения в усыпальнице под алтарем Николаевского кафедрального собора.

С 1895 по 1904 год Симбирской епархией управлял епископ Никандр (в миру Николай Дмитриевич Молчанов), бывший епископ Нарвский. При владыке Никандре в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, а также устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское Братство при Симбирском мужском Духовном училище.

Епископа Никандра, переведенного на Литовско-Виленскую кафедру, сменил в 1904 году епископ Самарский Гурий. Всего лишь два небольшим года управлял епархией владыка, скончавшийся 5 января 1907 года и погребенный в усыпальнице под Кафедральным собором.

25 января 1907 года архиепископом Симбирским и Сызранским назначен Ярославский архипастырь владыка Иаков. Новый симбирский архиерей был одним из лучших современных ему знатоков канона, а также прекрасным правоведом. В 1911 году архиепископ Иаков был переведен на Казанскую кафедру.

С января 1911 года епископом Симбирским и Сызранским был назначен епископ Калужский и Боровский Вениамин (Муратовский). В то время обстановка в епархии была очень сложной. Кроме православной паствы в епархии проживало около 500 человек язычников, до 175.000 некрещеных татар, до 7,5 тысяч отпавших от христианства крещеных татар и чувашей, свыше 28 тысяч раскольников — беспоповцев и 5,5 тысяч поповцев, сотни сектантов – молокан-воскресников, штундобаптистов, молокан-субботников, пашковцев, толстовцев и молокан. Особая сложность в управлении епархией была в ее больших размерах. По просьбе епископа Вениамина в 1912 году в Симбирской епархии учреждена кафедра викарного епископа. Епископом Алатырским стал настоятель Алатырского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Назарий (в миру Николай Иванович Андреев).

Во время войны 1914-1918 годов епископ Вениамин руководил Симбирским епархиальным комитетом по оказанию помощи больным и раненым воинам, а также их осиротевшим семьям. В 1914 году владыкой создается Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника «Симбирская церковная старина».

В мае 1915 года преосвященный Вениамин возведен в сан архиепископа. В 1917-1918 годах он был участником Священного Собора в Москве и участвовал в избрании Святителя Московского Патриарха Тихона. Симбирской епархией архиепископ Вениамин руководил до 1918 года.

Викарный епископ Назарий в 1917 году был  назначен управляющим Енисейской епархией.

Симбирская епархия с 1917 по 1989 года

Церковная смута, начавшаяся после февральской революции, прервала развитие Симбирской архиерейской кафедры.  Среди духовенства появились «прогрессивные» деятели, которые открыто заявили о том, что Временное правительство «освобождает церковь от консерватизма и бюрократизма», приближая к идеалу – «церкви творчества», к «поре религиозного совершеннолетия» и т. д. Верующим обещали демократию не только на земле, но и на небе – «демократизацию неба»… Последний архиерей Симбирской епархии дореволюционного периода архиепископ Вениамин в 1922 году уклонился в обновленческий раскол, в 1923-м стал митрополитом обновленческой ориентации, а в 1928-м назначен Председателем обновленческого так называемого синода. В 1930 году он скончался без покаяния.


В июле 1924 года вышел первый номер «Ульяновского церковно-общественного листка», изданного обновленцами, который извещал епархию о том, что временно управляющий Ульяновской епархией епископ Иоанн (Никольский) постановлением так называемого синода утвержден правящим епископом и взведен в сан архиепископа, что сразу же после этого назначения в Ульяновск прибыл один из лидеров обновленцев, сторонников «синодальной ориентации», «профессор-митрополит» Александр Введенский, назвавший в своих «диспутах-лекциях» Патриарха Тихона «завзятым контрреволюционным деятелем». В этом же «Листке» сообщалось о назначении Патриархом Тихоном в город Сызрань епископа Серафима с правом управления Ульяновской епархией и о том, что «появился другой епископ, Виссарион, от Тихона, тоже с правом управления Ульяновской епархией».С января 1919 года по сентябрь 1920 года Симбирской архиерейской кафедрой временно управлял архиепископ Тихон (бывший архиепископ Курский). В ноябре 1920 года кафедру возглавил архиепископ Александр (Трапицын), ставший через некоторое время организатором «Симбирской независимой церкви» – движения, которое существовало недолго, но внесло в местную церковную жизнь еще большую смуту, еще больший раздор. В начале 1924 года архиепископ Александр был отправлен на покой.

Преосвященный Виссарион (в миру Василий Зорин), сын священника Нижегородской епархии. В 1909 году он был назначен ректором Самарской Духовной Семинарии. В сентябре 1923 года хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). Преосвященный Виссарион был одним из тех немногочисленных иерархов,  которые в конце 1925 года были запрещены митрополитом Сергием в священнослужении за участие в григорианском расколе, и не подчинился запрещению. В июне 1926 года он принес покаяние перед митрополитом Сергием, но затем снова отпал в григорианство.

В 1926 году в Ульяновске было два епархиальных управления и два кафедральных собора. Обновленческий архиепископ Иоанн служил в Вознесенском соборе, где, кроме служб, устраивались лекции и «Духовные концерты»; епископ Тихоновской Церкви Виссарион служил в Свято-Троицком кафедральном соборе.

В ноябре 1926 года решением Ульяновского Губадмотдела Ульяновский епархиальный совет староцерковного течения был ликвидирован. Обосновано это было тем, что, согласно 5 отдела НКЮ РСРФ от 28 июля 1924 года, епархиальные советы должны избираться от всей епархии, а данный совет был избран лишь представителями города Ульяновска, но распространил свою деятельность на всю епархию.

В конце 1926 года епископ Виссарион  стал одним из виднейших деятелей григорианского раскола. 23 марта 1927 года на съезде в городе Карсуне Ульяновской епархии он убедил большинство участников съезда в каноничности ВВЦС. Используя то, что в 1923 году он был благословлен в Ульяновск Патриархом Тихоном, несмотря на сопротивление православной части съезда, епископ Виссарион добился, чтобы его избрали архиепископом Ульяновским. На этом же съезде он предложил просить митрополита Агафангела (Преображенского) принять управление Русской Православной Церковью.

15 сентября 1927 года викарий Ульяновской епархии преосвященный Иоаким (Благовидов) был назначен архиепископом Ульяновской епархии патриаршей ориентации, а епископом Алатырским, викарием Ульяновской епархии по Ардатовскому уезду, назначен преосвященный Митрофан.

Преосвященный Иоаким (в миру Яков Алексеевич Благовидов) до принятия в 1921 году сана епископа, около тридцати лет был законоучителем Симбирской классической гимназии и настоятелем Германовского собора. Ульяновской епархией он управлял до своей кончины 18 октября 1930 года. Похоронен преосвященный Иоаким в Ульяновске на городском кладбище.

К началу 30-х годов кафедральным собором Патриаршей Церкви в Ульяновске был Воскресенско-Германовский храм, так как Свято-Троицкий кафедральный собор находился во владении сторонников григорианского раскола под управлением архиепископа Иоанникия (Соколовского), Спасо-Вознесенский собор был кафедральным собором обновленцев, возглавляемых архиепископом Иоанном (Никольским). Староцерковной ориентации в городе принадлежало шесть церквей, ВВЦС – пять, обновленцам – три.

В 1930 году Ульяновскую архиерейскую кафедру возглавил архиепископ патриаршей ориентации Митрофан (Василий Гринев). Родился владыка 17 января 1873 года в Воронеже в дворянской семье. Окончил археологический институт, богословскую школу, Николаевскую военную Академию. До 1912 года – преподаватель кадетского корпуса в Москве, подполковник российской армии. Пострижен был в монашество в 1919 году. До возведения в сан епископа в 1921 году – архимандрит и настоятель Задонского монастыря. В 1923 году за «контрреволюционную деятельность» осужден на три года лишения свободы. Срок отбывал на Соловках. С сентября 1927 года – архиепископ Алатырский, викарий Ульяновской епархии и временно управляющий Чувашской епархией.

Во время управления Ульяновской епархией, в 1932 году, Высокопреосвященный Митрофан был опять репрессирован за «контрреволюционную деятельность» и осужден на три года высылки на Север.

В 1935 году архиепископ Митрофан вернулся в Ульяновск. В ноябре того же года он был назначен самостоятельным архиепископом Арзамасским.

В декабре 1937 года, когда высокопреосвященный Митрофан уже находился на покое, он был арестован Ульяновским ГО НКВД и обвинен в «организации и руководстве церковно-монархической, фашистско-повстанческой контрреволюционной организации». 17 февраля 1938 года он был расстрелян в Ульяновске.

С 16 июля 1933 года Ульяновской епархией управлял епископ Стефан (Николай Иванович Знамировский), в 1934 году переведенный на Вологодскую кафедру.

В 1934 году для управления Ульяновской епархией был временно командирован епископ Бугурусланский, викарий Самарской епархии Артемон (Василий Иванович Евстратов).

С 30 сентября 1935 года до 22 октября 1935 года епископом Мелекесским и управляющим Ульяновской епархией назначен находившийся на покое бывший епископ Чебоксарский Аркадий (Ершов), но в управление епархией он так и не вступил из-за ареста.

В 1934-1935 годах в Ульяновской епархии не было архиерейской кафедры, а город Мелекесс, откуда осуществлялось руководство епархией, относился к Уфимской епархии.

22 октября 1935 года Ульяновская кафедра восстановлена. Епископом Ульяновским назначен бывший епископ Сарапульский Владимир (в миру Василий Петрович Горьковский). Преосвященный Владимир управлял Ульяновской епархией почти два года. Все это время он находился в Мелекессе и служил в Никольской церкви.

С 28 июля 1937 года Ульяновская архиерейская кафедра прекратила свое существование. Епископ Владимир был арестован в Мелекессе. Ему предъявили обвинение в том, что он является членом Куйбышевского руководящего объединенного центра церковно-сектантской контрреволюционной организации, что «в начале 1936 года он создал в городе Мелекессе  церковно-сектантскую к-р организацию, руководил этой организацией, через членов к-р организации собирал шпионские сведения для японской разведки… создал две конспиративные квартиры, где нелегально собирались церковники и обсуждали вопросы к-р работы».

По одному делу с епископом Владимиром проходили еще двадцать священнослужителей и верующих мирян, арестованных за участие в «к-р организации».

30 декабря 1937 года решением тройки при УНКВД по Куйбышевской области епископ Владимир и еще двенадцать священнослужителей и мирян были приговорены к расстрелу (остальные – к десяти годам лишения свободы). 18 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение в Ульяновске.


Члены мифической «к-р повстанческой группы» Мелекесса обвинялись также в связи с такой же мифической «церковно-монархической, фашистско-повстанческой к-р организацией для борьбы с Советской властью» в Ульяновске, руководство которой якобы осуществляли архиепископ обновленческой ориентации Иоанн (Никольский) и архиепископ на покое Митрофан (Гринев). Только по одному делу привлечены к суду были 78 человек духовенства и мирян.

15 и 29 декабря 1937 года решением тройки при УНКВД по Куйбышевской области обновленческий архиепископ Иоанн, архиепископ Сергиевской ориентации Митрофан и еще 68 человек были приговорены к расстрелу, а восемь человек – к 10 годам лишения свободы каждый.

17 февраля 1938 года в Ульяновске смертный приговор в отношении 70 представителей духовенства и верующих мирян приведен в исполнение.

Общее количество незаконно репрессированных священнослужителей, церковнослужителей и мирян в Ульяновской области в 20-30-х годах, которое удалось установить, — около 600. Из них 198 человек расстреляны, остальные приговорены к разным срокам лишения свободы.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В связи с опасностью взятия фашистами Москвы, руководством страны было принято решение об эвакуации религиозных центров из столицы в Ульяновск. 9 ноября 1941 года на особом заседании исполкома Ульяновского городского Совета депутатов трудящихся решался вопрос о размещении церковных и сектантских центров, эвакуированных из Москвы в Ульяновск. Московской Патриархии передали в арендное пользование помещение бывшего польского костела (ул. Водников, 17), которое после приезда сотрудников Патриархии было переустроено и освящено как храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Центру обновленческой церкви было передано помещение церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Всесоюзному совету евангелистов-христиан — дом № 12 по ул. К. Маркса.

Московскую Патриархию возглавлял Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский).


Центр обновленческого раскола, так называемой  церкви, возглавлял «первоиерарх-митрополит» Александр (А. И. Введенский).


Московская Патриархия находилась в Ульяновске до конца лета 1943 года. Отсюда Митрополит Сергий продолжал осуществлять церковное руководство, решая основной вопрос того времени – участие Церкви во всенародном подвиге защиты Отечества. В июле 1943 года перед отъездом в Москву в здании бывшей Ильинской церкви состоялось предсоборное совещание, на котором митрополит Сергий был рекомендован к избранию Патриархом Московским и всея Руси.

В ноябре 1941 года в Ульяновской епархии вновь открыта архиерейская кафедра. Это связано было непосредственно с переездом в город Московской Патриархии. Управляющим Ульяновской епархией стал архиепископ Иоанн (Соколов). Руководил епархией владыка менее года. С февраля 1943 года он был возведен в сан митрополита и назначен Священным Синодом митрополитом Киевским и Галицким, Экзархом Украины, которым и был до увольнения на покой в 1964 году.

С 1 августа 1942 года Ульяновскую епархию возглавил архиепископ Варфоломей (Городцев), которого 24 августа 1943 года сменил епископ Димитрий (в миру Владимир Валерианович Градусов).

В конце мая 1944 года Ульяновскую архиерейскую кафедру возглавил епископ Иларий (Ильин), переведенный в 1945 году епископом Чебоксарским и Чувашским.

В начале 1946 года епископом Ульяновской епархии назначен преосвященный Софроний (в миру Сергей Николаевич Иванцов).

30 октября 1947 года епископом Ульяновским и Мелекесским назначен преосвященный Серафим (в миру Алексей Сергеевич Шарапов). Владыку Серафима, в 1952 году назначенного епископом Полтавским и Кременчугским, в ноябре месяце того же года сменил епископ Паисий (Образцов), который, через несколько месяцев, был уволен на покой согласно прошения, и через полгода скончался в Воронеже.

С 1953 года и до закрытия в 1959 году Ульяновскую архиерейскую кафедру возглавлял архиепископ Иоанн (в миру Иван Васильевич Братолюбов).

Архиепископ Иоанн управлял Ульяновской епархией до начала еще одной волны гонений на Православную Церковь. В 1960 году уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Ульяновской области М. Кошман в отчете к своему высшему начальству сообщил: «Вопросом сокращения штатов духовенства занимался много. Нам удалось многих сократить (священников, благочинных и даже епископа Братолюбова)». Вместе с закрытием архиерейской кафедры был закрыт и кафедральный собор – церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, при которой в 1941-1943 годах находилась квартира Митрополита Сергия, будущего Патриарха Московского и всея Руси.

В июне 1959 года Ульяновская епархия перешла в ведение Куйбышевского епископа Митрофана, а после его кончины – с сентября 1959 года – управление Ульяновской епархией стал осуществлять Саратовский епископ Палладий.

В апреле 1960 года на Куйбышевскую архиерейскую кафедру был назначен архиепископ Мануил (Лемешевский), бывший Чебоксарский и Чувашский, которому было поручено и окормление Ульяновской епархией.

Высокопреосвященный Мануил обратился к духовенству и чадам Ульяновской епархии с архипастырским посланием. «С непреложным упованием на помощь Божию и всех вас, – писал Владыка, – паки и паки усердно прошу молитв ваших о мне грешном, да сохранит Всемилостивый мои слабые телесные силы для служения Церкви Христовой и да подаст мне мудрость и право править Слово истины». Имя преосвященного Мануила стоит в ряду авторитетных иерархов Русской Православной Церкви. В 1923-1924 годах в Петрограде епископ Мануил возглавил борьбу с обновленческим расколом. Благодаря его пастырским трудам началось массовое возвращение клириков и приходских советов из обновленчества в лоно Православной Церкви.


Высокопреосвященный Мануил в 1962 году был возведен в сан митрополита и продолжал свою пастырскую деятельность. Управление Ульяновской епархией он осуществлял до 1965 года.Естественно, что отношения с местным уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви у высокопреосвященного Мануила не сложились. В докладах уполномоченного архиепископ Мануил упоминается как «активный церковник и реакционная личность». Особенное беспокойство вызвало у него десятидневное пребывание архипастыря в городе Ульяновске в мае 1960 года: «Приезд Мануила в г. Ульяновск сопровождается большой активностью среди верующих, храмы переполнены». Архиепископ Мануил резко выступил против некоторых порядков, которые сложились в Ульяновской епархии при его предшественнике епископе Палладии  (отправление треб только в церквах, согласование вопросов перемещения и назначения духовенства с уполномоченным и др.), стал добиваться открытия храмов и расширения штатов в церквах города Ульяновска. Уполномоченный М. Кошман не смог убедить руководство Совета в том, что «Куйбышевскую епархию необходимо обязательно упразднить, Мануила, и особенно секретаря Савина, от руководства отстранить как особо активных лиц, борющихся за укрепление церкви», и вскоре был смещен с занимаемой должности.

12 декабря 1965 года  временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями стал архимандрит Иоанн (в миру Иван Матвеевич Снычев), ключарь Покровского кафедрального собора Куйбышева, хиротонисанный во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии. Высокопреосвященный Иоанн стал достойным продолжателем дела своего духовного отца – владыки Мануила. В 1969 году епископ Иоанн был  утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским, а в 1976 году был возведен в сан архиепископа. Ульяновская епархия была в его ведении до 1989 года, до открытия в ней архиерейской кафедры. 20 июля 1990 года владыка Иоанн возведен в сан митрополита и назначен на Ленинградскую кафедру.

Симбирская епархия с 1989 года по настоящее время

13 сентября 1989 постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода была возрождена самостоятельная Ульяновская епархия. Епископом Ульяновским и Мелекесским был назначен викарий Ленинградской епархии епископ Тихвинский Прокл (Хазов). 30 октября 1989 года в город прибыл первый после тридцатилетнего перерыва ульяновский архипастырь.


1 ноября епископ Прокл совершил молебен в кафедральном соборе Ульяновска – церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Это было не первое богослужение владыки на Симбирской земле. В 1988 году по приглашению архиепископа Куйбышевского и Сызранского Иоанна он принимал участие в торжествах посвященных 1000-летию Крещения Руси.

После молебна епископа Прокла приветствовал секретарь Ульяновского епархиального управления, настоятель храма игумен Никон (Васюков). Год спустя, по возведении в сан архимандрита, отец Никон был рукоположен во епископа Уфимского и Стерлитамакского.

Первые поездки по епархии у архипастыря сложилось точное представление о состоянии церковных дел в Ульяновской области. Ставший «большевистским Вифлеемом», Ульяновск превратился воистину в «Родину Ленина – город атеизма». В городе, в котором до революции было около тридцати храмов и два монастыря, осталось лишь две действующие церкви — Неопалимовская и Воскресенская на старом городском кладбище. Монастырей не стало ни в городе, ни в епархии. И если в других областях можно было хоть что-то восстановить, то в Ульяновской области  такой возможности не было – все храмы и, как тогда говорили, «культовые строения» в городе были подчистую разрушены. Осталось лишь два храма, в которых богослужения не совершались. Первый – бывший Германовский собор, с которого были снесены маковки и кресты, разрушена колокольня, а вместо нее к обезображенному зданию было пристроена четырехэтажная «коробка» из силикатного кирпича. В этом здании расположился областной архив. В алтаре храма был устроен читальный зал. Второе здание – полуразрушенное здание Христорождественского храма в пригороде – пос. Мостовая. Этот храм сегодня восстановлен и в нем ведутся богослужения.

В епархии, в которой в 1914 году насчитывалось около 890 приходов, в 1989 году действовало лишь девять. Все было буквально поругано.

Первые полтора года пребывания в Ульяновске епископ Прокл прожил на девятом этаже гостиницы «Венец» – жилье архиерею предоставлять отказывались по причине того, что у владыки была однокомнатная квартира в Ленинграде. Разницы между личным жильем и служебным старались не видеть.

Епархиальное управление сначала находилось в подвальном помещении Неопалимовского храма. В комнатушке три на четыре метра разместились архиерей, секретарь епархии и бухгалтер. Лишь через год епархии было передано старое деревянное здание рядом с храмом, ранее ему и принадлежавшее.

Наконец 1999 года в Ульяновской епархии было зарегистрировано сто приходов. Из них действующих – 84. Остальные 16 обустраиваюлись и занимались либо восстановлением, а в большинстве случаев – строительством храмов и молитвенных домов. Обычно восстанавливать было нечего. В самом Ульяновске богослужения совершались в девяти храмах и одном молитвенном доме. В Заволжском районе появился целый храмовый комплекс – во имя святого прававедного Иоанна Кронштадтского. В городе действовал национальный приход – чувашский Духосошественский храм, в котором богослужение велось на чувашском языке.

В 1994 был открыт новый женский монастырь – при Михаило-Архангельском храме в с. Комаровка (Ульяновский р-н). Устроительницей монастыря, а затем его первой настоятельницей была утверждена монахиня (впоследствии игумения) Магдалина (Митропольская).

В 1997 году была возрождена Жадовская мужская обитель в Барышском районе Ульяновской области. В этом же году вновь была обретена Чудотворная Жадовская икона Казанской Божией Матери.

Первым наместником обители стал иеромонах (впоследствии – игумен) Агафангел (Семенов). В 2000 году в виду тяжелой болезни игумена Агафангела наместником стал иеромонах Филарет (Коньков), ныне епископ Барышский и Инзенский.

В феврале 1998 года  владыка Прокл был возведен в сан архиепископа.


3 июня 1998 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Ульяновской епархии святого блаженного Андрея, Симбирского Христа ради юродивого, Чудотворца.

13 июля 1999 года в Ульяновск прибыл водный крестный ход «Волга-Днепр-Западная Двина», посвященный 2000-летию Рождества Христова. На следующий день архиепископ Прокл возглавил крестный ход по центральным  улицам города. На  ул. Гончарова им был установлен и освящен поклонный крест.

13-16 августа 2000 года в Москве прошел Юбилейный Архиерейский собор, который причислил к лику святых сонм подвижников в чине Новомучеников и Исповедников Российских. В числе других были канонизированы архимандрит Гавриил (Игошкин) (+1959) и протоиерей Неофит Любимов (+1918). Впоследствии в 2012 году они были включены в состав Собора Симбирских святых. В августе 2004 года были канонизированы Симбирские святые иерей Александр Гневушев (+1930), иерей Александр Телемаков (+1938) и рясофорная послушница Екатерина (Декалина) (+1938). В октябре того же года Архиерейский собор причислил к лику общецерковных святых блаженного Андрея Симбирского.

27 июня 2001 года было возвращено здание игуменского корпуса бывшего Спасского женского монастыря г. Симбирска (ул.К.Маркса,д.4) и передано в бессрочное и безвозмездное пользование Михаило-Архангельскому женскому монастырю в селе Комаровка.

17 июля 2001 года Священный Синод изменил титул архиерея и название Ульяновской и Мелекесской епархии, указав архиерею именоваться Симбирским и Мелекесским, а епархии – Симбирской и Мелекесской.

Строительство и освящение храмов в епархии продолжилось.

17 апреля 2003 года был освящен храм св. Ксении Блаженной в с. Арское.

2 мая 2003 года архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл передал в Жадовский монастырь икону Казанской Жадовской Божией Матери, которая со времени своего второго обретения в 1997 году находилась в Свято-Богородице-Неопалимовском кафедральном соборе г. Симбирска (Ульяновска). На следующий год была возобновлена традиция Крестного хода с Жадовской иконой из Жадовского монастыря в Симбирск. Первый Крестный ход вышел из Жадовского монастыря 10 мая 2004 года, прибыл в Симбирск 16 мая 2004 года и завершился в Жадовской пустыни 2 июня 2004 года. С этого времени Крестный ход совершается ежегодно в мае-июле. В последующие годы после пребывания в Симбирске икона стала посещать также и населенные пункты Заволжской (левобережной) части епархии.

В 2004 году в г. Мелекессе было начато строительство Спасо-Преображенского храма. Храм был освящен архиепископом Проклом 30 октября 2007 года. В настоящее время храм является кафедральным собором Мелекесской епархии.

В следующем, 2005 году, был  построен храм Преображения Господня в пгт. Новоспасское. Храм был освящен архиепископом Проклом 30 октября 2005 года. В конце 2006 года был построен небольшой деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила в Засвияжском районе г. Симбирска (Ульяновска). Храм был построен на средства мецената А. А. Майера, генерального директора ООО «СП ВИС-МОС».

В том же 2006 году в апреле был заложен первый камень в основание строящейся Православной гимназии «Дар» в Железнодорожном районе г. Симбирска.  Инициатором строительства первой в городе Православной гимназии стала Группа Компаний «Дворцовый ряд» и ее руководитель Михаил Николаевич Урясов.

11 апреля 2006 года Священный Синод на своем заседании причислил к лику святых в чине Новомучеников и Исповедников от Симбирской епархии сщмч. протоиерея Иоанна Ильинского (+1918) и сщмч. иерея Николая Покровского (+1919). 22 октября 2006 года во Всесвятском храме Симбирска была освящена икона «Собор Симбирских святых» (в составе 12 подвижников). Ранее в том же храме были  освящены 10 персональных икон подвижников из числа изображенных на общей иконе. В 2007 году вышла книга протоиерея Алексея Скала «Церковь в узах. История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917-1991 годы)», явившаяся итогом его многолетней подвижнической работы.

8 мая 2008 года был заложен Иоанно-Предтеченский храм в Железнодорожном районе г. Симбирска (Ульяновска). 14 августа 2009 года на колокольню новопостроенного храма был поднят главный колокол весом в 500 кг — дар предпринимателя И. В. Любченкова. Храм был освящен Архиепископом Проклом 22 января 2012 года.

1 сентября 2008 года архиепископом Проклом совершено торжественное открытие Православной гимназии «Дар» в г. Симбирске. В открытии Гимназии принимали участие губернатор С. И. Морозов и мэр г. Симбирска (Ульяновска) С. Н. Ермаков.

Долгим был путь к возвращению епархии Воскресенско-Германовского храма г. Симбирска. Этот храм самый большой и красивый из сохранившихся с дореволюционных времен храмов г. Симбирска. Долгое время в нем располагался Государственный Архив Ульяновской области. Хотя еще в 2003 году комиссия городской администрации по рассмотрению вопросов передачи собственности религиозным конфессиям приняла решение о возвращении Симбирской епархии Воскресенско-Германовского храма, архив так и оставался в здании храма. Только в апреле 2008 года в здании храма был отслужен первый молебен. 13 апреля 2009 года была начата установка куполов на Воскресенско-Германовский храм г. Симбирска. Архиепископ Прокл отслужил молебен и освятил купола. На храм был установлен главный купол. В этот же день начался переезд Областного архива из здания Воскресенско-Германовского храма. 1 апреля 2010 года было совершено малое освящение храма и 4 апреля 2010 года в Пасхальную ночь отслужена Божественная Литургия, первая после закрытия храма в 1930-е годы. 6 ноября 2010 года Воскресенско-Германовский храм получил статус кафедрального собора Симбирской и Мелекесской епархии (до этого Кафедральным собором являлся Свято-Богородице Неопалимовский храм). 30 июня 2012 года архиепископом Проклом отслужен молебен и освящены купол и крест для вновь построенной колокольни собора, которые затем были установлены на колокольню.

Вместе с восстановлением Воскресенско-Германовского собора шло строительство Спасо-Вознесенского собора на пересечении улиц Минаева и 12 сентября. Еще в 1996 году на участке, выделенном для строительства храма, была построена церковь во имя Всех Святых. 2 июня 1998 года в храме были положены мощи Блаженного Андрея, покровителя Симбирска. Строительство главного собора шло с перерывами. В основном здание было построено с 2006 по 2009 годы. 22 марта 2009 года на колокольню собора были подняты колокола. Отделка внутреннего пространства храма продолжалась до 2015 года. Вместе с собором было построено здание епархиального управления и помещения для других епархиальных служб. В 2013 году рядом с комплексом собора открылся сквер «Возрождения духовности», в котором были установлены каменные плиты с начертанными на них евангельскими заповедями блаженств.

После подписания соглашений о сотрудничестве Симбирской и Мелекесской епархии с учреждениями образования и здравоохранения стали появляться храмы и при этих учреждениях.

С 2011 года в Ульяновске появилась возможность получить теологическое образование. В Ульяновском Государственном педагогическом университете открылась кафедра теологии и был проведен набор на 1 курс очной формы обучения по специальности «Теология». 1 сентября 2013 года открыто заочное отделение по этой специальности и проведен первый набор.15 июля 2015 года состоялся первый выпуск бакалавров теологии. С 1 сентября этого же года была открыта магистратура по теологии и проведен первый набор на заочное отделение магистратуры.

После подписания соглашения о сотрудничестве  епархии с Федеральной службой исполнения наказаний(ФСИН) ускорился процесс возведения храмов в местах лишения свободы. Действующие до этого в колониях молитвенные комнаты стали преобразовываться в храмы.

16 июня 2012 года резолюцией Святейшего Патриарха Кирилла установлен состав Собора Симбирских святых (8 подвижников) для включения в общецерковный календарь. В состав Собора Симбирских святых вошли: блаженный Андрей (Огородников), сщмч. Иоанн Ильинский, сщмч. Неофит Любимов, сщмч. Николай Покровский, сщмч. Александр Гневушев, сщмч. Александр Телемаков, прпмч. Екатерина (Декалина), прписп. Гавриил (Игошкин).

26 июля 2012 года Священный Синод на своем заседании в Киево-Печерской Лавре преобразовал существующую Симбирскую и Мелекесскую епархию в Симбирскую митрополию, состоящую из трех епархий: Симбирской, Барышской и Мелекесской. Правящим архиереям определено иметь титулы: Симбирский и Новоспасский, Барышский и Инзенский, Мелекесский и Чердаклинский.

Главой Симбирской митрополии определением Синода назначен архиепископ Симбирский и Новоспасский Прокл, который во время Божественной Литургии в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре 1 августа 2012 года был возведен в сан митрополита Святейшим Патриархом Кириллом.


10 октября 2013 года митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл торжественно отметил свой 70-летний юбилей. Поздравить владыку приехали 11 архиереев, в том числе двое постоянных членов Священного Синода. К юбилею владыки была издана книга «Пастырь добрый», описывающая жизненный путь владыки и его деятельность по возрождению Ульяновской (Симбирской) епархии.

23 марта 2014 года митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (Хазов) скоропостижно скончался. Временно управляющим епархией назначен архиепископ (впоследствии митрополит) Саранский и Мордовский Зиновий (Корзинкин).

26 марта 2014 года в  Воскресенско-Германовском соборе г. Ульяновска было совершено заупокойное богослужение – Литургия Преждеосвященных Даров и отпевание новопреставленного митрополита Прокла. Похоронен владыка Прокл был в склепе под алтарем строящегося Спасо-Вознесенского собора Симбирска. Отпевание возглавил первый викарий Святейшего Патриарха  Кирилла митрополит Истринский Арсений в сослужении митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина, архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы, епископа Краснослободского и Темниковского Климента, епископа Барышского и Инзенского Филарета, епископа Алатырского и Порецкого Феодора, епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора, а также сонма духовенства Симбирской и других епархий Русской Православной Церкви.

30 мая 2014 года Священный Синод на своем заседании в Санкт-Петербурге назначил митрополитом Симбирским и Новоспасским митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана (Ашуркова).


10 декабря 2014 года  в день памяти Блаженного Андрея Симбирского митрополит Феофан совершил первую Божественную литургию в кафедральном Спасо-Вознесенском Соборе. Владыке сослужили Епископ Барышский и Инзенский Филарет и духовенство Симбирской Митрополии.

5 февраля 2015 года  на территории Спасо-Вознесенского собора состоялось торжественное открытие памятника святому Андрею Блаженному, сооруженного по проекту скульптора Игоря Смиркина.

20 мая 2015 года начался патриарший визит в Симбирскую митрополию. Предстоятель Русской Церкви освятил стеллу в память о пребывании в Ульяновске в 1941-1943 годах в эвакуации руководства Московской Патриархии во главе с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием(Страгородским) ( с 1943 г.- Патриархом Московским и Всея Руси).

В этот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Воскресенско-Германовском соборе г. Симбирска. 21 мая 2015 года в праздник Вознесения Господня Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор в Ульяновске.

9 июля 2015 года было открыто новое здание Симбирского Епархиального управления на ул. Ульяновской, д. 2, рядом со Спасо-Вознесенским Кафедральным собором.

13 июля 2015 года главой Симбирской митрополии назначен митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин).


22 октября 2015 года по инициативе Симбирской единоверческой общины принято решение возобновить практику совершения богослужений древнерусским чином в храме св. равноапостольной  княгини Ольги на территории Князь-Владимирского прихода г. Симбирска.

9 декабря 2015 года  перед началом Всенощного бдения накануне дня преставления св. блаж. Андрея Симбирского мощи св. блаж. Андрея торжественно перенесены из Всесвятской церкви в Спасо-Вознесенский Кафедральный собор и положены в новую раку на солее перед иконостасом в левой части храма. Торжественную церемонию возглавил митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий в сослужении епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия.

За время служения на Симбирской земле (июль 2015 – август 2019) митрополит Анастасий совершил 1206 богослужений.

Количество храмов и часовень возросло  со 104 до 128 (построено и восстановлено 24 храма). Активно восстанавливается Спасский женский монастырь (решение о юридическом воссоздании монастыря было принято Священным Синодом в 2017 году).

В годы управления Симбирской епархией владыка Анастасий совершил 22 хиротонии. При его участии были организованы курсы повышения квалификации для священнослужителей; выстроена система поддержки семей священников, оставшихся без кормильцев.

27 августа 2019 года митрополиту Анастасию исполнилось 75 лет. Согласно пункту 26 главы ХV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».

На заседании Синода Русской Православной Церкви 30 августа 2019 года было рассмотрено прошение Преосвященного митрополита Cимбирского и Новоспасского Анастасия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия.

Синод постановил прошение удовлетворить, определить для Преосвященного митрополита Анастасия местом пребывания на покое город Казань.

30 августа 2019 года главой Симбирской митрополии назначен митрополит Курганский и Белозерский Иосиф.

10 сентября 2019 года в канун праздника Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи Господня митрополит Иосиф совершил первое богослужение на Симбирской земле – всенощное бдение в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе архиерейским чином. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Барышский и Инзенский Филарет, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, духовенство митрополии. От лица духовенства главу митрополии приветствовал благочинный г. Симбирска протоиерей Николай Косых. Он преподнес в дар владыке памятную икону – образ Иисуса Христа. Также с прибытием на Симбирскую землю архипастыря поздравили монахини Спасской обители и сестры милосердия.