Первая глава Книги Деяний святых апостолов начинается с обращения апостола Луки к Феофилу – человеку, для которого он прежде написал свою первую книгу о том, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся (Деян. 1, 1-2). Церковные толкователи видят в этой «первой книге» Евангелие от Луки. Обе книги (Евангелие и Деяния) органически связаны, обе посвящены Феофилу, имеют общие идеи, лексику и стилистику.
Вознесение Господа – это отправная точка истории Церкви. Из Книги Деяний мы узнаем, что Воскресший Спаситель до Своего Вознесения в течение сорока дней являлся апостолам и говорил им о Царствии Божием (Деян. 1, 3). По мысли святителя Иоанна Златоуста, Иисус Христос то являлся апостолам, то опять скрывался, чтобы они поверили Его Воскресению и думали о Нем выше, чем о простом человеке. При этом Господь невидимо всегда пребывал рядом. Царствие Божие являлось основным предметом проповеди Спасителя в дни Его земной жизни. Царство Божие – это синоним спасения, синоним вечной жизни в Боге. Это то, к чему стремятся все христиане.
Перед Вознесением Господь просит апостолов пребывать в Иерусалиме до тех пор, пока они не будут крещены Духом Святым, Который сообщит им силу свидетельствовать о Воскресении Христа в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8). Некоторые толкователи понимают под «краем земли» город Рим. Господь предсказывает ученикам событие Святой Пятидесятницы, когда апостолы получат благодатные дары для евангельской проповеди среди разных народов. «Свидетель», по-гречески μάρτυς, также переводится как «мученик». Это предполагает верность апостолов Христову Евангелию, чего бы она им ни стоила. И действительно, большинство апостолов погибли мученической смертью.
Лука описывает момент Вознесения: Он [Христос] поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 9-11).
В библейской традиции облако – это символ Божественного присутствия. Например, вспомним сцену Преображения Господня, когда из облака прозвучал глас Божий. Описание Вознесения перекликается с видением пророка Даниила: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7, 13-14). Иисус Христос, вознесенный в полноту Божественной жизни, и есть «Сын человеческий» из этого пророчества – Ему дана власть, слава и Царство, которые пребудут вечно.
«Два мужа в белой одежде» – это Ангелы Божии. Они возвещают собравшимся о Втором пришествии Господа, которое произойдет в конце человеческой истории.
После Вознесения, которое совершилось на горе Елеон, апостолы возвратились в Иерусалим и пребывали в верхней комнате (горнице) одного из зданий.
Евангелист Лука приводит список 11 апостолов, находившихся в горнице: Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян. 1, 13-14). Иуда Искариот, предавший Христа, к этому времени был уже мертв – он совершил самоубийство (повесился). Здесь также упомянуты Пресвятая Богородица, жены-мироносицы и «братья» Спасителя по плоти – дети Иосифа Обручника от первого брака.
Далее Лука описывает иерусалимское собрание христиан, на котором присутствовало около 120 человек. Выражение в те дни (Деян. 1, 15) означает период от Вознесения до Пятидесятницы. Здесь апостол Петр произносит речь о необходимости восполнить число 12 апостолов, избрав на место отпавшего Иуды другого человека. Возможно, так поступить велел Сам Господь.
По мнению святителя Иоанна Златоуста, которое вообще характерно для восточных толкователей, апостол Петр выступает с согласия остальных учеников: «Петр всегда первый начинает говорить, частью по живости своего характера, а частью потому, что Христос вверил ему Свое стадо и он был первым в лике (апостолов)… но смотри, как Петр все делает с общего согласия и не распоряжается ничем самовольно и как начальник. И он не сказал просто так: “на место Иуды мы избираем такого-то”».
Речь апостола Петра: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.
Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его (Деян. 1, 16-22).
Интересно, что апостол Лука переводит здесь слово «Акелдама», – это он делает специально для Феофила, которому оно не известно.
Были представлены два кандидата – Варсава (он же Иосиф, Иуст) и Матфий. Вероятно, они были из числа 70-ти апостолов. Оба удовлетворяли названным условиям – пребывали с Господом от Крещения до Его Вознесения и являлись свидетелями явлений Воскресшего Иисуса Христа.
Апостолы обратились к Спасителю с молитвой: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства (Деян. 1, 24-25). Затем был брошен жребий, через который Сам Христос, невидимо находившийся со Своими учениками, избрал на служение нужного кандидата – так же как в начале Он избрал 12 учеников. В лик 12 апостолов был принят Матфий.
Число 12 – символическое священное число: как 12 колен израилевых были основанием ветхозаветной Церкви, так и 12 апостолов, отправившиеся затем с евангельской проповедью в разные страны и основавшие первые христианские общины, стали началом Церкви новозаветной.
Иерей Димитрий Трофимов