21 августа 2024 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка наместник!
С особым чувством я всегда вступаю на землю, отмеченную подвигами соловецких монахов, старцев, духовным подвигом многих людей. Здесь чувствуется Божие присутствие, да оно и не может не чувствоваться, ведь именно в ответ на Божию благодать и расцветали здесь таким ярким спасительным цветом жизни иноков, которые пренебрегли всеми благами земными и устремились сюда, на холодный Север, чтобы, отрешившись от всего, предать свою жизнь Господу в молитве и посте. Этот подвиг не очень понятен для современных светских людей, особенно если они ограничивают употребление пищи лишь когда врачи или мода это предписывают. Но если человек живет по заповедям Божиим, он ограничивает себя, в том числе, в излишествах пития и пищи и устрояет жизнь свою по Божиему закону. А такая жизнь ограждает человека, в том числе, и от разного рода физических заболеваний.
Удивительным образом, но люди, лишившие себя всех благ, ушедшие в пустыни, где нет достаточного пропитания, где иногда даже с водой непросто, жили очень долго. Любому ученому, который занимается проблемами долгожительства, следует обратить внимание на поразительный исторический опыт подвижников, которые отказывались от всякого рода лекарств, от всякого рода медицинской помощи, от всякого рода диет, но, уходя из мира для того, чтобы быть ближе к Богу, обретали особое долголетие.
Если говорить о благодатном земном долголетии и благополучии, то еще и еще раз нужно сказать, что источником всего является Бог, в том числе и нашей жизни, и нашего долголетия. Это не значит, что мы, современные люди, должны пренебрегать советами врачей или не принимать лекарства — совсем не так! Но это значит, что, делая и то, и другое, мы в первую очередь должны верить в помощь Божию, обращаться к Господу в молитвах и просить Его укрепить наши физические и духовные силы. И, конечно, нужно просить не только о себе, но и обо всем народе, о стране нашей.
Ведь, несомненно, именно в ответ на молитвы неведомого количества православных людей Руси и произошли такие радикальные перемены в нашей исторической жизни, когда от безбожной власти и идеологии Церковь и народ в одночасье обрели возможность открыто, непреткновенно исповедовать свою веру, посещать храмы. Конечно, простые люди всегда это делали, но у людей заметных, занимавших то или иное положение в обществе, внешнее выражение веры всегда сопровождалось большими рисками, и многие посещали храм, только уезжая подальше от места проживания или работы. Эти времена прошли, мы свободно исповедуем свою веру и радуемся тому, что новая эпоха сопровождается, несомненно, и особыми знаками Божиего благоволения.
Вот таким знаком Божиего благоволения было возвращение иконы Святой Троицы в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Выдающееся произведение преподобного Андрея Рублева не только шедевр средневековой иконописи, как о том говорят искусствоведы, — это видимое выражение тайны Святой Троицы. И представить было трудно, чтобы кто-то мог эту тайну изобразить, а преподобный Андрей изобразил, никак не нарушив величайшее значение таинства единого Бога, в трех Лицах являемого.
Мы знаем, что подлинник иконы Святой Троицы был изъят из Троице-Сергиевой лавры и помещен в Третьяковскую галерею. Вспоминаю безбожные годы, в течение которых проходила значительная часть моей жизни, когда всякий раз, посещая Третьяковскую галерею, мы стремились прийти в зал, где находилась «Святая Троица», и помолиться перед этой великой святыней земли Русской. Но сегодня у меня есть возможность точную копию иконы Святой Троицы передать сюда, в Соловецкую обитель. А что это за копия? Непростая — когда чудотворная икона была изъята из Троице-Сергиевой лавры, было принято решение воссоздать этот образ, чтобы не оставалось пустое место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. И вот замечательные художники выполнили, казалось бы, невыполнимое по своей сложности дело. Они создали точную копию иконы Святой Троицы — точную не только с художественной точки зрения, но и несущую в себе некую особую благодать. Перед этой иконой, точной копией рублевской «Троицы», из-за невозможности иметь подлинник в Троице-Сергиевой лавре и протекала духовная жизнь многих православных русских людей, посещавших Загорск и молившихся в Троицком соборе.
Потом я обратился к нашему православному Президенту Владимиру Владимировичу Путину с просьбой, чтобы рублевская икона была возвращена в Троице-Сергиеву лавру. Знал, что сама мысль об этом вызывает сопротивление у некоторых представителей искусствоведческого сообщества, которые опасались, что перемещение иконы Святой Троицы повлечет непоправимые последствия. Пугали многим — что слишком большое количество людей собирается в храм на молитву, люди кашляют, потеют, двери постоянно открываются, и не выдержит шедевр, написанный Рублевым, всех этих испытаний. Вот почему и представить было невозможно, что разрешат вернуть икону Святой Троицы, но по указанию нашего православного Президента ее вернули, и она заняла свое достойное место — историческое место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Вот тогда передо мной возникла дилемма. Некоторые предлагали, чтобы образ, который тоже стал чудотворным и с которым были связаны все наши молитвы в трудные советские времена, — образ Троицы, находившийся долгое время в иконостасе Троицкого собора, — был помещен в Храм Христа Спасителя, главный храм Русской Церкви. Вначале я так и сделал, и эта копия, долгое время пребывавшая в иконостасе Троицкого собора, была принесена в Храм Христа Спасителя. Но затем подумал, что в Храме Христа Спасителя много святынь — мощи святителя Филарета, другие святыни земли Русской; и Господь посетил меня мыслью — эту чудотворную копию, список иконы Святой Троицы, что находилась в иконостасе Троицкого собора на протяжении всех лет, когда страной правила безбожная власть, привезти сюда, на Соловки. И вот перед вами точная копия иконы Святой Троицы, но не музейная копия, а та, перед которой молились наши отцы, деды, наши учителя, старцы Троицы-Сергиевой лавры, студенты, потом становившиеся архиереями, священнослужителями. Полагаю, что Соловки — это очень правильное место для водворения в храме сем этого замечательного намоленного образа Святой Троицы.
Вручая Вам, владыка, эту святыню, прошу совершать перед ней точно такие же молитвословия, какие совершаются перед подлинником в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Пусть этот образ, уже прославившийся своей, может быть, не такой длинной, но яркой историей, будет отныне святыней нашей замечательной Северной Фиваиды, Соловецкого монастыря, места великих подвигов наших преподобных отцов. Пресвятая Троица, помогай нам! Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси