Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / «Держаться Господа искренним сердцем»

    «Держаться Господа искренним сердцем»

    11-я глава Книги Деяний является переходной. С этого момента читатель попадает во вторую часть труда святого Луки, которая преимущественно посвящена христианской проповеди среди язычников и деятельности апостола Павла.

    В 11-й главе рассказывается о трудах апостолов Варнавы и Павла в Антиохии, а также помощи, которую собрали эти апостолы для Иерусалимской Церкви, в которой ожидался голод: рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян. 11, 19-26).

    Язычники начинают входить в Церковь. Лука напоминает о событиях 8-й главы, когда часть иудеохристиан вследствие гонений покинули Иерусалим и переселились севернее – в Финикию, на остров Кипр, в Антиохию.

    Финикия (древний Ханаан) представляла собой узкую прибрежную полосу на восточном побережье Средиземного моря, находящуюся между Галилеей и Сирией. На тот момент территория входила в состав римской провинции Сирия. Остров Кипр являлся сенатской провинцией, которая управлялась римским проконсулом с резиденцией в городе Пафос.

    Город Антиохия неоднократно упоминается на страницах Книги Деяний в связи с историей миссионерского служения апостола Павла. Этот город был столицей римской провинции Сирия. Построенная в 300 году до н.э. царем Селевкидов и вошедшая в состав Римской империи, Антиохия стала третьим по величине городом империи после Рима и Александрии. В период расцвета она насчитывала около 500 тысяч жителей, среди которых – большая община иудеев. В XIII веке Антиохия, пережив с VI века череду завоеваний и разграблений, была до основания разрушена мамелюками.

    Апостол Лука отмечает, что христиане, ушедшие из Иудеи, благовествовали только своим собратьям-иудеям. Даже когда апостол Павел будет путешествовать для проповеди язычникам, он, приходя в новый город, сначала выступал в синагоге (что, как правило, кончалось для него плохо), а затем уже обращался с евангельской проповедью к языческому населению. В Антиохии среди прочих были также христиане, происходившие с Кипра и североафриканского побережья (киринейцы). Они стали проповедовать Спасителя эллинам (язычникам), что вызвало живой интерес той аудитории, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

    Когда новости о массовом обращении эллинов дошли до руководителей Иерусалимской Церкви, они послали апостола Варнаву, имевшего высокий авторитет в общине, в Антиохию, чтобы узнать о ситуации подробнее.

    Апостол Варнава оценил ситуацию в Антиохии как положительную. В обращении язычников он увидел действие благодати Духа Святого, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Однако Варнава понял, что с уверовавшими необходима дальнейшая серьезная пастырская работа. Для этой цели он призывает из Тарса Киликийского подходящего человека – Савла, который скоро станет именоваться Павлом, апостолом язычников. Павел имел широкий кругозор, сочетая в себе глубокое знание иудейской религиозной традиции и знакомство с модными в языческой среде философскими течениями. Это позволяло отстаивать истину Христову от нападок как иудеев, так и язычников. Таким образом, качества апостола Павла послужили соединению иудеев и язычников в единое христианское сообщество – Церковь.

    В Антиохии Варнава и Павел проповедовали целый год и учили немалое число людей. Сложность состояла в том, чтобы объяснить людям, воспитанным в языческой культуре, в языческих категориях мысли, систему христианских ценностей и нравственного поведения, вероучения, а главное – передать, привить живой опыт молитвы, участия в таинствах, общения со Христом. Это было трудно.

    Лука отмечает, что именно в Антиохии появилось название «христиане». Святитель Иоанн Златоуст приписывал изобретение этого названия самому апостолу Павлу. Среди исследователей Нового Завета есть мнение, что за основу было взято насмешливое прозвище последователей Христа, которое дали им недоброжелатели.

    В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. 11, 27-30).

    В раннехристианской Церкви особенно ярко проявлялся пророческий дар Святого Духа. В состав общины входили особые люди – пророки. Одним из них был Агав, предсказавший грядущий голод. Агав впоследствии еще раз встретится нам в Деяниях: он предскажет арест апостола Павла в Иерусалиме. Проблемы с продовольствием в каких-либо местностях в древности случались по разным причинам достаточно часто. Выражение «по всей вселенной» в данном случае следует понимать «на территории Римской империи». Римский император Клавдий правил приблизительно с 41 по 54 год. В его правление действительно возникало несколько кризисов с продовольствием как в самом Риме, так и в империи.

    Антиохийские христиане добровольно собрали помощь для Иерусалимской Церкви и через Варнаву и Павла отправили в Иерусалим. Там она могла храниться в запасе на период проблем с продовольствием. Антиохия была крупным, богатым городом и имела возможность помочь. Первые христиане воспринимали Церковь Христову как единое целое, о чем ярко свидетельствует описанная Лукой в этом отрывке взаимопомощь.

    Впервые здесь упоминаются христианские пресвитеры (старейшины). На основе Книги Деяний уже можно выделить в первохристианской общине руководящий состав – апостолов, пресвитеров и пророков.

    Иерей Димитрий Трофимов