Главная / Митрополит / Слово Архипастыря / Выступление на пленарном заседании регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

    Выступление на пленарном заседании регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

    26 ноября в ЦКК «Патриот» в Ульяновске состоялось пленарное заседание регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году чтения посвящены теме «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». Открывая работу чтений, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин обратился к участникам

    Я сердечно приветствую всех участников и гостей пленарного заседания регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений!

    В преддверии значимой юбилейной даты, которая будет отмечаться в 2025 году, наши чтения посвящены теме «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

    Великая Отечественная война — это незаживающая рана нашего народа. Память о ней сохраняется через многие десятилетия, потому что она затронула в нашей стране каждую семью, каждое человеческое сердце. Десятки миллионов людей погибли на фронтах, в плену, на оккупированных территориях, пострадали от голода и ран, были замучены в концлагерях.

    А Победа в этой войне, которую тоже именуют Великой, — это немеркнущая радость и тот опыт, который необходимо передавать следующим поколениям ради их благополучного будущего.

    Все мы знаем, что иногда звучат голоса: «Зачем вспоминать о нашей Победе, зачем придавать ей такое большое значение? Жизнь идет вперед, и мы уже не имеем отношения к подвигу наших отцов, дедов и прадедов»… Да, мы плохие наследники, и забываем уже о многих очень важных вещах. Тем более необходимо нам сегодня размышлять о причинах, значении, уроках военного времени и Великой Победы.

    В чем сила духа нашего народа? Что его объединяет, что, наоборот, вызывает смуты и разделения? На чем основана способность человека противостоять злу — и внешнему, и внутреннему? Как сохранять человечность в бесчеловечных условиях? Ценности, за которые можно отдать саму жизнь — какие они?

    На все эти глубокие, жизнеопределяющие вопросы мы можем найти ответ, размышляя о теме наших образовательных чтений. Этим вопросам и проблемам будут посвящены выступления участников нашего пленарного заседания. Предваряя их доклады, я скажу несколько слов о том, в какой ситуации находилась Русская Православная Церковь в предвоенные годы, и какой вклад внесли верующие люди, приближая Победу.

    Вскоре после Октябрьского переворота 1917 года началась война государства с Русской Православной Церковью. Власть ставила своей задачей полное уничтожение Церкви. И к моменту начала войны государственный аппарат Советского Союза методично двигался к этой цели уже более двух десятилетий.

    Казалось, цель уже была близка. Церковь лежала в руинах. Из 40 000 православных храмов к 1941 г. осталось около ста действующих. К примеру, в Москве до революции их было около 460, осталось меньше 15. В Ульяновске было около 40 храмов, к началу войны действовал только один Воскресенский храм. Осенью 1941 года и он был закрыт, из него даже успели вывезти иконы, чтобы устроить в церкви на кладбище зернохранилище…

    Большая часть духовенства была уничтожена физически. Неизвестно даже примерное количество людей Церкви, расстрелянных и сосланных в лагеря с 1918 по 1941 год. Как правило, делали это без суда и следствия. Можно говорить о сотнях тысяч пострадавших священников, архипастырей, верующих мирян. «Союз воинствующих безбожников» обещал к 1943 «закрыть последнюю церковь и ликвидировать последнего попа». На свободе к началу войны оставалось всего 4 православных епископа и меньше 100 священнослужителей.

    Однако с первого же дня войны Церковь была со своим народом. 22 июня 1941 года Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился к «пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» с посланием, в котором, в частности, говорилось:  «Наши предки не падали ду­хом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о свя­щенном своем долге пред родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может».

    Послание завершалось памятными словами: «Господь нам дарует Победу».

    Противостояние врагу было поистине общенародным. Победа ковалась не только на фронте. Не меньшим, чем фронтовой подвиг наших воинов, в тяжелейших условиях, стал трудовой подвиг оставшихся в тылу. В помощи фронту участвовали все от мала до велика, вместе переносили трудности военного времени. И не менее важно, что буквально наполнились молящимися оставшиеся храмы. В основном это были женщины, которых потом назовут «белыми платочками»: они день и ночь молились о своих родных — сыновьях, мужьях, братьях, о спасении своего Отечества. Несмотря на десятилетия насильно насаждаемого атеизма, русские люди шли на войну с материнским благословением, крестиком или 90-м псалмом, зашитым в гимнастерку. Власти пришлось признать, что вера — это огромная объединяющая и поддерживающая сила; что значение не убитого гонениями христианства для жизни народа по-прежнему велико. Поэтому в 1942-1948 годах часть храмов была возвращена верующим, священнослужителей освобождали из ссылок и лагерей.

    Нельзя не напомнить и о заметных страницах церковной и военной истории, непосредственно связанных с Ульяновском.

    По ряду причин в октябре 1941 г. властями было принято решение об эвакуации из Москвы руководства Московкой Патриархии во главе с местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Сергием (Страгородским) и ряда других религиозных деятелей. Планировалось, что местом их пребывания станет г. Чкалов (Оренбург). Однако в дороге Митрополит Сергий заболел, и поезд был направлен в Ульяновск. Он прибыл сюда 19 октября 1941 года. Мы, верующие люди, знаем, что за каждой случайностью в нашей жизни стоит промысл Божий. Скорее всего, именно это событие — эвакуация сюда церковного управления — удержала власть от полного и показательного уничтожения Церкви на родине вождя и организатора «Русской катастрофы».

    Митрополиту Сергию был выделен сначала «недоразгромленный» Воскресенский храм. Но поскольку он все-таки очень пострадал, был довольно маленьким, и негде было разместить прибывших, Патриархии был выделен для обустройства бывший католический костел. Других храмов в городе не оставалось. Митрополит Сергий торжественно освятил этот храм как Патриарший Казанский собор в честь почитаемой на Симбирской земле Жадовской Казанской иконы Божией Матери. Сразу скажу, что в 1959 г. и этот храм был уничтожен.

    События, которые происходили в Ульяновске в период эвакуации сюда церковного управления, свидетельствуют: Русская Церковь была крайне обескровленной, но дух ее был не сломлен. И Церковь вместе с народом делала все, чтобы приблизить Победу — невзирая на то, что сама понесла огромный материальный и человеческий урон.

    Митрополит Сергий написал и опубликовал здесь ряд посланий к русскому православному народу, в том числе к христианам оккупированных областей, к жителям осажденной Москвы, с призывами о помощи фронту. К лету 1942 года верующими Ульяновска было собрано более 3 млн. рублей и необходимые для фронтовиков вещи.

    30 декабря 1942 года было опубликовано обращение о сборе средств на танковую колонну: «Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колону танков имени Дмитрия Донского». На собранные Церковью средства было построено 40 танков, поступивших на фронт в марте 1944 года.

    На пожертвования православных христиан по призыву Патриаршего местоблюстителя была построена также эскадрилья самолетов имени Александра Невского, в Фонд обороны было внесено более 300 млн руб.

    Этот двухлетний исторический период завершила встреча в Кремле главы государства и митрополитов Русской Православной Церкви в ночь с 4 на 5 сентября 1943. Церковь получила разрешение открыть духовные школы для подготовки духовенства, начать издание богослужебной литературы и «Журнала Московской Патриархии», и главное — провести избрание Предстоятеля Русской Церкви. 8 сентября состоялся Архиерейский Собор, первый после 1918 года, на котором митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси. Этот период «оттепели» был коротким, но удалось что-то сделать для возрождения церковной жизни в России.

    Говоря о духовных истоках Великой Победы, я хотел бы подчеркнуть следующее.

    Третий рейх стремился уничтожить Россию как таковую. И победили в этой войне не большевизм, не советская идеология. Россия, вопреки всему, не утратила своих глубинных духовно-нравственных корней, не потеряла того лучшего, что всегда было в русском и в других народах, населяющих ее просторы; которая в этой страшной беде сумела собрать все свои силы, проявить невероятное  мужество, любовь к своим ближним и своей земле, великую жертвенность и терпение. Но дело в том, что эти замечательные человеческие качества не воспитываются сами собой, не прививаются извне какими-то определенными мерами. Они были воспитаны в нашем народе православной верой за тысячелетний христианский период его истории.

    Надо помнить, что еще многие десятилетия после Октябрьского переворота власть пользовалась потенциалом, накопленным дореволюционной Россией — православной Российской империей. И если говорить о человеческом потенциале, — это были люди, воспитанные в христианстве, которое вошло в их плоть и кровь, и проявлялось в их отношении к самим себе, к ближним, своему делу, своему Отечеству. Недаром большевизм проявлял себя даже не столько как идеология, а как квазирелигия. Он ставил самые высокие цели: всеобщей справедливости, равенства, братства, взаимопомощи. А дело в том, что высоким понятиям о человеческой жизни, ее цели и смысле есть место только в религиозном обществе.

    Еще несколько лет назад многим казалось, что уроки той войны и Победы имеют для нас лишь историческое, сугубо теоретическое значение. Это неправда. Они имеют самое прямое отношение к сегодняшней жизни каждого человека, определяют способность народа к самостоянию в непростые периоды истории — а разного рода кризисы и военные столкновения, к сожалению, в мире происходят регулярно.

    Вот и сегодня на исторических землях Святой Руси ведутся военные действия, гибнут люди. Это страшная трагедия. И у нее есть свои причины. Государственное образование, которое «выросло» на месте братской Украины (иногда говорят, «анти-Россия», то есть общество, враждебное ко всему русскому), возникло в том числе потому, что существовало движение по пересмотру итогов Великой Отечественной войны, превозносились лидеры бандеровских формирований. Буквально за несколько десятилетий стала господствующей идеология, которая привела к катастрофе. Это нужно понимать, и об этом нужно помнить.

    Сегодняшним воинам, защитникам нашего Отечества, нужна помощь, — и все приходы епархии оказывают ее как делом, так и совместной  молитвой к Богу о победе, о мире на нашей земле.

    Что же касается сегодняшнего российского общества — нам крайне необходимо внутреннее объединение, духовное укрепление, бережное отношение к своей истории и духовной культуре, и в то же время и трезвый взгляд на нравственное состояние современного человека.

    Именно этому посвящены наши ежегодные образовательные чтения. Их цель не меняется с годами, и она такова: благодаря доброму соработничеству Русской Православной Церкви и научного, культурного, образовательного сообщества нашего региона вновь открыть для наших современников глубины отечественной духовной традиции и российской истории.

    Весь опыт Русской Православной Церкви, и весь жизненный опыт каждого, кто старается жить по Евангелию, говорит об одном: только человеческая жизнь на основе заповедей Христовых становится полной, красивой и счастливой, народ — внутренне сильным, страна — благополучной и самостоятельной. И мы хотим поделиться этим опытом.

    Благодарю всех вас за труды, за участие в Рождественских образовательных чтениях,  и от души желаю помощи Божией!

    Митрополит Симбирский и Новоспасский ЛОНГИН