19 января — празднование Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Во всех действующих храмах Симбирской епархии были совершены праздничные богослужения и чин Великого освящения воды.
Митрополит Лонгин совершил Божественную литургию в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора иеромонах Иларион (Хроль), иерей Димитрий Трофимов, иерей Валерий Ставровский, диакон Иоанн Косяков, диакон Григорий Шевченко. За богослужением пел Смешанный хор Спасо-Вознесенского кафедрального собора под управлением регента Романа Хитёва.
По окончании Литургии Митрополит Лонгин совершил чин Великого освящения воды.
Праздник Крещения Господня установлен в память о событии Богоявления, о котором повествуется в Евангелии. В момент Крещения Спасителя (очистительного омовения в реке Иордан) видимым образом произошло явление Бога в Троице: отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17). Третье название этого праздника — Просвещение: Бог есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Накануне этого дня в древности совершалось крещение оглашенных — то есть духовное просвещение, рождение крещаемых в жизнь вечную.
В день Богоявления и накануне (в крещенский Сочельник) совершается Великое водосвятие — чин освящения воды в память о том, что Господь Своим Крещением во Иордане освятил само водное естество. Освящая воду, архиерей или священник произносит особые прошения: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…», «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов… и на всяку пользу изрядну…». Крещенская святая вода называется в Православной Церкви великой агиасмой — великой святыней. Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой людям через эту святыню.