17 апреля, в Великий Четверток, Воспоминание Тайной Вечери, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин совершил вечерню в соединении с Литургией Василия Великого и чин умовения ног в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Симбирского епархиального управления, благочинный 3-го городского округа иерей Роман Солодко, протоиерей Сергий Ефремов, заведующий канцелярией Симбирского епархиального управления протоиерей Илия Кузнецов, благочинный 1-го городского округа протоиерей Николай Архангельский, благочинный 2-го Симбирского городского округа иеромонах Георгий (Карпов), благочинный Новоульяновского округа иерей Николай Генсицкий, благочинный Цильнинского округа иерей Владимир Маняков, ключарь Спасо-Вознесенского кафедрального собора иеромонах Иларион (Хроль), иерей Никита Рыбаков, иерей Димитрий Трофимов, иеромонах Антоний (Зажеко), руководитель службы протокола Симбирского епархиального управления иерей Валерий Ставровский, диакон Иоанн Косяков, диакон Григорий Шевченко, диакон Василий Карзанов, диакон Василий Кормишин. За богослужением пел Смешанный хор Спасо-Вознесенского собора под управлением регента Романа Хитёва.
В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками — апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное церковное Таинство — Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы. Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.
Обратившись к собравшимся в храме, Митрополит Лонгин подчеркнул, что Великий Четверг Страстной седмицы — особо важный, по-настоящему праздничный день для каждого христианина:
— Это день, в который Господь на Тайной Вечере установил таинство Евхаристии — Святого Причащения. Сегодня, совершая Божественную литургию, за каждой службой мы так же причащаемся Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которые Он преподал ученикам на Тайной Вечере, и которые будут преподаваться верным до скончания этого мира.
В этот же день после Божественной литургии в ряде кафедральных соборов на архиерейских богослужениях единственный раз в году совершается чин умовения ног. Это последование известно христианской Церкви с VI-VII веков. Его Евангельским основанием служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13, 4-5). Этим Спаситель на деле показал, как исполнять данную Им заповедь о любви.
По завершении этого чина Владыка напомнил собравшимся о его смысле:
— На Тайной Вечере, как бы отвечая на спор учеников, кто из них больше (а это очень распространенное человеческое качество), Господь умывает им ноги. Это был повсеместный в древнем мире обычай, имеющий практическое значение, — но это было и проявление внимания, уважения и почтения. Высокому гостю ноги умывал хозяин дома. Господь поступает наоборот: Он смирил себя для того, чтобы наглядно показать ученикам одну очень важную истину: «кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 26). Эти слова Господа должен помнить каждый христианин.
Мы всегда чего-то требуем от людей, которые нас окружают: чтобы нас уважали, любили, чтобы к нам обращались соответствующим образом. На самом деле, так быть не должно. Наоборот: мы сами должны считать себя обязанными всем, и первыми проявлять любовь, милосердие, доброе отношение, гостеприимство. С древних времен в Церкви сохранился литургический обычай — совершать в Великий Четверг чин умовения ног, когда Архиерей, символизирующий Христа, омывает ноги двенадцати священникам, как бы наглядно показывая, что такое смирение. Времена и обычаи меняются. Но остается главное — необходимость проявить к любому человеку уважение, помнить, что ты должен окружающим людям только терпение, смирение и любовь. Всем нам желаю приобрести в избытке эти добрые качества, особенно в дни Страстной Седмицы.
Сегодня вечером мы будем совершать чтение 12-ти Страстных Евангелий с удивительно глубокими антифонами. Это долгая, но очень благодатная служба. Всех вас приглашаю сегодня вечером на это богослужение.