Главная / Публикации / «День Победы постепенно стал для меня личным праздником»

    «День Победы постепенно стал для меня личным праздником»

    Отрывок из книги монахини Евфимии (Аксаментовой) об отце Кирилле Павлове “Увидеть однажды”, изданной Симбирской епархией в 2022 году.

    Воспоминания о войне не покидали старца никогда. Как и все фронтовики, он мало говорил о страшной, трагической стороне войны — все больше о том, уже общеизвестном, случае с найденным в сталинградских руинах Евангелием.

    Этот случай был для батюшки отправной точкой на жизненном пути, точкой его внутреннего обновления и преображения. Воспоминанием об этом случае он делился как радостным и сокровенным назиданием. Делился, словно приглашая каждого из нас по-новому прочувствовать наши собственные взаимоотношения со Словом Божиим. Но, как бы бодро ни звучали заголовки иных интервью со старцем («Я шел с Евангелием и не боялся» и т.п.), его встреча с Евангелием оказалась в большей степени сакральна и уникальна, чем общеприемлема. И опыт этот остается опытом его личного благодатного бесстрашия. Бесстрашия не только защитника Отечества, но и инока, услышавшего зов Божий и откликнувшегося на него всем сердцем.

    В годы затяжной болезни мы узнавали о его военных переживаниях и такое, от чего холодело внутри. Болезнь подчас обнажала то сокровенное, что в годы здравия старец предпочитал хранить в тайниках души.

    Например, как-то в мое ночное дежурство старец не мог сомкнуть глаз. Сон его, в принципе, и так был безнадежно нарушен инсультом, и мало что могло тут вызвать беспокойство, но батюшка словно метался, словно места себе не находил… Это была война. Воспоминания об однополчанах (совсем молодых ребятах), погибших от взрыва мины у них под ногами, в то время, когда они мирно прогуливались по лесной дороге, резвились и смеялись, улучив хоть несколько минут нормальной жизни без окопов и атак. Батюшка в тот момент шел не вместе со всеми, а поодаль, по лесной тропинке, и как бы вдоль, параллельно той злополучной дороге… Случайность? Потом его буквально забросало разорванными в клочья телами своих товарищей. Разве такое забудешь, говорил батюшка в ту тревожную ночь…

    Летом 2010 года мы в буквальном смысле запели Пасху. У батюшки были гости. Старец попросил подать ему корзинку с деревянными пасхальными яйцами и долго раздавал их дрожащей рукой, внимательно вглядываясь в лица невидимых нам посетителей…

    — Кто пришел к тебе, батюшка? — спрашивали мы, обескураженные и взволнованные.

    — Мои боевые товарищи,— отвечал старец, и слезы текли из его глаз.

    Затем торжественно и вдохновенно он пропел им Вечную память. Голос его срывался и дрожал, но был как никогда отчетлив и внушителен. Сколько их было тогда, подле его одра? Чувствовалось, что многих из них он всю свою жизнь в монастыре помнил и поминал. Однополчане…

    Почти в каждый День Победы я старалась залезать на крышу котельни старого корпуса резиденции, а после — и на крышу самой резиденции. Поздним вечером, поближе ко времени салюта на Поклонной горе. День Победы постепенно стал для меня личным праздником, наверное, с той незапамятной поры, когда мы со старцем, в сумерках, под трели соловьев, по шаткой каркасной лестнице «атаковали» эту крышу вдвоем. Это было нашей маленькой «военной» тайной. 1995 год, 50 лет Победы. Мне бы непременно «влетело» за то, что я плохо «присматриваю» за батюшкой — ведь лестница шаталась, а с крыши можно было вообще упасть, поскользнувшись. Но батюшке очень хотелось увидеть салют. И мы начинали с того, что проделывали несколько конспирологических кругов вокруг нашей «высоты», которую намеревались в скорости взять — лишь только в главном здании резиденции занавесят все окна и нас никто не сможет внезапно рассекретить. Старец поднимался по лестнице первым, очень бодро и уверенно. Я же — шла за ним след в след, приглядывая за подолом батюшкиной рясы, в котором вполне себе можно было запутаться старому человеку.

    Для меня это было всего лишь маленькое, жизнеутверждающее приключение, не более. Мне было непередаваемо радостно рядом с батюшкой, и меня забавлял сам факт того, что мы вот так, в темноте сумерек, осуществляем очень важное для него, и даже секретное дело — почти военную операцию!

    Я и не догадывалась тогда, что не способна почувствовать и сотой доли того, что чувствовал и переживал на этой крыше мой бесценный старец. Особенно когда надевал свои очки и замирал, неожиданно строго вглядываясь в направлении Поклонной горы.

    — Вы даже представить себе не можете, что мне довелось пережить! — вырвалось как-то из уст батюшки уже в годы болезни…

    …В 2016-м на Благовещение дыхание старца непоправимо изменилось.

    Если раньше батюшка дышал относительно ровно, и лишь тяжелый надсадный кашель то и дело разрывал келейную тишину; если первые годы мы только в ночное время и при скачках температуры давали больному дополнительный кислород, то теперь кислород требовался постоянно, ибо дыхание старца стало невыносимо тяжелым — он попросту задыхался. Больно было даже слышать это, а уж каково было самому батюшке!?

    Конечно, необходимое медицинское оборудование у нас было всегда наготове, и оно существенно облегчало страдания больного, но… Все очевиднее становилось одно — процесс ухудшения уже необратим.

    Старец вступал на поприще последних своих страданий.

    Пример его верности Богу и стойкости перед лицом этих испытаний удивителен. Иные говорят, что одна из особенностей инсульта — больной не вполне понимает, что с ним, а значит, не в полной мере и страдает. В случае с отцом Кириллом это не так. Листая свои дневниковые заметки тех лет, я обнаружила, что записала несколько его сокрушенных высказываний о том, как измучен он долгим, изнурительным лежанием, и как грусть временами закрадывается в его сердце. Он прекрасно отдавал себе отчет в том, что с ним происходит, но на мой вопрос, не унывает ли он, старец отвечал вопросом: «А зачем?»… Одно дело — момент грусти, другое — трясина уныния. А уныние — это совсем не про него.

    В какой-то своей давней великопостной проповеди батюшка писал: «Пусть никто не уничтожает в себе насильственно живой восприимчивости к огорчениям и страданиям. <…> Эта скорбь среди страданий является делом чисто естественным и придает страданиям характер истинно христианский, истинно человеческий»…

    Такая живая восприимчивость была и в его сердце.

    Но тяжелой дорогой предсмертных мук в тот свой последний год он пошел, как мне верится, совсем один. Да, все мы по-прежнему были рядом, поблизости: хлопотали с приборами, готовились к богослужениям, несли свои обычные повседневные труды. Но было в душе скорбное и какое-то величественное предчувствие — у старца теперь своя война, своя последняя, завершающая битва, и мы ему уже не помощники. Ни кивнуть, ни ответить легким движением руки старец больше не мог — он весь словно ушел в свое мучительное дыхание… Простившись с нами однажды, еще в первые дни после инсульта, он был занят этой последней битвой, как и прежде, не требуя к себе нашего повышенного внимания — кротко, смиренно…

    Пока дыхание его не прекратилось совсем.