Почему люди обращаются к Богу в скорбях, а потом исчезают из храма? В чем нуждаются прихожане? Рассказывает настоятель Никольского храма села Красный Яр иерей Николай Маляганов.
– Отец Николай, почему уже в зрелом возрасте Вы избрали путь священства?
– Это пути Господни, а они всегда неисповедимы. Поначалу я стал помогать, чем мог, храмам епархии. До принятия священства я был предпринимателем. Мои первые шаги в Церкви тесно связаны с храмом Богоявления Господня в Старой Майне. Отец Константин Фролов стал моим духовным отцом, и на протяжении 15 лет я старался быть в этом храме, чем-то помогать. Это время было действительно счастливым, наполненным, но Господь меня потихоньку направлял от помощи храмам к служению у престола Господня. Милостью Божией, владыка Диодор рукоположил меня 10 лет назад на праздник Рождества Богородицы во диакона, а вскоре состоялась и иерейская хиротония – 9 ноября. Для Господа нет возраста – Он приводит каждого человека к Себе, когда тот готов принести плоды, послужить. Так было и в моей жизни.
– Ваше восприятие служения тогда, в начале пути, и сейчас отличается?
– Конечно. Поначалу не хватало знания. И пастырского, и того, как наилучшим образом устроить приходскую жизнь. Было страшно не справиться с возложенной миссией служения Богу и Церкви. С каждым годом Господь посылал все больше сердечной уверенности, как бы постепенно открывая дальнейший путь. Конечно, бывают и периоды духовного охлаждения, но веру свою нужно подкреплять делами – все время трудиться для людей, для прихода. Потому что все, что мы у себя на приходе обустраиваем, совершаем, это все только для того, чтобы прославить Господа, проявить свою любовь к Нему. Моя дорогая матушка, моя неутомимая помощница подает мне в этом пример. Она часто говорит: «Ну нам осталось жить немножко, давай будем делать все, что в наших силах, для Господа и прихода». Вот так и трудимся.
– Отец Николай, бывает так, что есть приход, но нет общины вокруг него. Что Вы делаете для того, чтобы люди объединились, не были друг другу чужими?
– Сейчас довольно сложно объединить людей. Наверное, это бич современности. Думаю, что то, что люди объединяются вокруг нашего храма, – большая заслуга моей матушки. Священнику порой очень сложно распределять внимание, уделять время прихожанам. Вот я служу Литургию, а матушка после Литургии посмотрит, кто был, а кто не был на богослужении, узнает, не случилось ли чего, выслушает, если человек пришел с тяжестью на сердце, встретит, утешит. Люди всегда нуждаются в ласковом взгляде, добром слове. Ощущая эту заботу, люди стали тянуться к храму, стала приходить молодежь. Это происходит еще и потому, что люди не могут найти утешения в мирской суете, а Церковь – это оплот, здесь можно обрести поддержку, прежде всего от Бога, но и от добрых людей тоже. Печально, что поколение, которое строило наш храм, уже практически все отошло в жизнь вечную, кто-то уже немощен и не может посещать богослужение так часто, как раньше. Приход меняется, это процесс стихийный и неизбежный. Часто люди приходят со скорбями, плачут, а когда приходит утешение, помощь от Господа, многих людей снова закручивают мирские заботы, и они исчезают из храма. Так что в жизни любого прихода бывают своеобразные приливы и отливы верующих, этот процесс действительно похож на волны морские, только у нас они житейские. Самое главное – когда приходит утешение, не давать Богу непосильных обещаний, потому что если мы что-то пообещали Богу за Его благодеяние и не исполнили, то мы должны быть готовыми понести последствия.
– При Никольском храме есть воскресная школа для детей и молодежный клуб. Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте, как устроены занятия, встречи?
– Молодежный клуб организовала Алена Александровна Стакина, он существует уже больше года. Ребята собираются вместе, иногда устраивают поездки, зовут к нам интересных гостей. Тут важно понимать, что когда мы начинаем какое-то благое дело, то поначалу не ощущаем сложностей, потому что Господь дает благодать и вдохновение, а потом уже начинается труд. Алена Александровна, например, делится тем, что стало труднее всех собрать, встречи не всегда проходят регулярно, но главное – молодые люди знают, что им здесь рады, а значит, смогут присоединиться вновь, когда почувствуют душевную потребность. Воскресную школу мы открыли уже давно, уже можно говорить о том, что сменилось несколько поколений воспитанников. Те, кто были первопроходцами, уже сами приводят своих детей на богослужения и на занятия. И конечно, это не может не радовать. Что касается детей, то здесь всегда главную роль играет пример родителей. Если родители определили ребенка в воскресную школу, но сами в храм не ходят и в таинствах не участвуют, то это напрасный труд. Церковная жизнь тогда становится для ребенка живой и органичной, когда вера является фундаментом семьи. И когда ребенок вырастает, то он уже понимает, что теперь и он может чем-то помочь Церкви, послужить ей, ему это не чуждо.
– Отец Николай, каждому человеку на пути встречаются люди, через которых открывается нам Господь, Его любовь. В Вашей жизни есть такие люди?
– Конечно, Господь каждому из нас дает таких людей. Отец Константин, который стал моим духовным наставником много лет назад, был и остается для меня примером. В отношениях священника и человека, к нему приходящего, всегда должна быть некая грань. Здесь недопустимо отношение на равных. И вот эта очень ценная грань всегда присутствовала у нас с отцом Константином в общении. Если спрашиваешь у священника совета или благословения, то ты должен приложить все усилия, чтобы его исполнить, а если не уверен в себе, то лучше и не спрашивать. Безусловно, много теплых воспоминаний сохранилось в сердце о владыке Прокле. Это был удивительный человек и пастырь. Может быть, наши встречи и не были столь частыми, но владыка всегда говорил ласково, как будто разговаривает с любимым ребенком. Он был немногословен, но от этого хотелось еще внимательнее его слушать, сердцем впитывать сказанное. Добрый след в моей жизни оставил отец Николай Гуменюк, настоятель Покровского храма в Чердаклах. В памяти осталось то, как отец Николай непременно благословлял каждого человека, стоящего в храме. Теперь и я стараюсь делать так же. Ведь людям нужна всего лишь капелька внимания, добрый взгляд, и даже те, кто пришли к концу богослужения, но получили благословение, уходят обрадованными, а это важно.
– Отец Николай, не могу не спросить Вас о помощи святителя Николая, поскольку приход освящен в его честь, да и Вы носите его имя. Ощущаете помощь Божию по молитвам святого?
– Безусловно! Даже если опускаются руки, помолишься святителю – и чувствуешь, что он здесь, совсем рядом. И это не просто слова. Иногда как священник я становлюсь свидетелем чудесной помощи по молитвам к Николаю Угоднику. Помню, пришла однажды в храм семейная пара, обоим уже за сорок лет. Женщина плачет, нет детей, лечение не помогло. Они молились горячо перед иконой, а потом через год приехали уже с малышом на руках.
– Батюшка, в чем, на Ваш взгляд, главная задача священника?
– Сердцевина служения – совершение Божественной литургии. Но помимо этого, служение священника направлено на то, чтобы привести человека к Богу. Не формально привести, а по-настоящему. Самая большая радость для священника – видеть, как человек изменяется, пусть не сразу, но идет своим путем ко Христу. И наблюдать за этим путем – счастье и ответственность.
Беседовала Ксения Хайсанова