Христос воскресе и ликует мир! Наступил долгожданный день Пасхи Господней, который является сердцевиной, средоточием нашей веры. Воскресение Христово – что этот день значит для каждого из нас? Пасха Ветхого и Нового Завета – в чем их отличие? Как провести Светлую седмицу? Подробнее – в праздничном материале.
Что такое Пасха?
Пасха – радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после распятия. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение.
«Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых – восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! – восклицает святитель Григорий Богослов. – Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».
Воскресение Христово – это смысловой центр всего христианства. Апостол Павел писал в Первом послании к Коринфянам: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 13-14).
В течение всего года все православное богослужение ориентируется на праздник Воскресения Христова. Каждая воскресная служба — это малая Пасха.
В чем особенности пасхального богослужения?
Вечером в субботу перед Плащаницей начинают читать Книгу Деяний святых апостолов. В одиннадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и Плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма – он напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе…», верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: те олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Священник с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем трижды поется тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». (Перевод: Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертью смерть и даровав жизнь находящимся в гробах.)
Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является Пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!». В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.
Почему на Пасху читают Евангелие и поют тропарь на разных языках?
Пасхальное Евангелие священнослужители читают на разных языках, в том числе на древних: еврейском, греческом и латинском, так как на них была надпись на Кресте с указанием «вины» Спасителя. Этим изображается, что проповедь о Христе распространилась по миру. Тропарь Пасхи также исполняется на разных языках, потому что мы стремимся поделиться ликованием Христова Воскресения со всеми народами.
Если Пасха – это праздник Воскресения Христова, то что отмечали люди Ветхого Завета?
Слово «Пасха» (евр. Песах) происходит от глагола «проходить» со значением «избавлять, щадить». Пасха – это реальное историческое событие, произошедшее в Египте в XIII веке до Р.Х., когда, согласно Преданию, Ангел Господень прошел мимо окропленных кровью жертвенного ягненка еврейских домов и поразил смертью всех египетских первенцев.
Несколько столетий перед этим событием еврейский народ находился в рабстве у египтян. На неоднократные просьбы израильтян отпустить их фараон отвечал неизменным отказом. В последние десятилетия рабства их положение значительно ухудшилось. Египетские власти, обеспокоенные «чрезмерной» численностью евреев, повелели умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков.
Пророк Моисей по повелению Божию пытался вразумить упрямого фараона и добиться освобождения. С этим связаны так называемые десять казней египетских, когда весь Египет (за исключением того места, где жили евреи) поочередно страдал от нашествия жаб, мошек, ядовитых мух, саранчи, моровой язвы и т.д.
Это были явные знамения присутствия Бога среди евреев, однако фараон не сдавался и не отпускал бесплатную рабочую силу. Тогда в Египте произошла последняя, десятая казнь. Бог через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца (однолетнего ягненка или козленка мужского пола), запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами. Трапеза происходила вечером, есть необходимо было стоя и с великой поспешностью, потому что Бог обещал, что ночью евреи выйдут из Египта. Кровью агнца следовало помазать косяки дверей своего жилища. Это был знак для Ангела, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, но прошел мимо тех домов, двери которых были помазаны кровью агнца. После этой казни испуганный фараон в ту же ночь отпустил евреев из Египта. С тех пор пасха празднуется израильтянами как день избавления из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.
Однако празднование проходило не один день, а семь. Эти дни каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. На время праздника из домов выносились все квасные продукты и в пищу употреблялся только пресный хлеб (маца), в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был таким поспешным, что они не успели заквасить хлеб и взяли с собой только пресные лепешки. Отсюда второе название иудейской пасхи – праздник опресноков.
Уже в первые годы христианства ветхозаветная пасха была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Иисуса Христа. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5, 7). Эти слова Иоанна Крестителя и апостола Павла лучше всего выражают отношение христиан к Голгофской Жертве.
В Египте агнец был заколот для того, чтобы избавить от смерти еврейских первенцев, а Христос принес Себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. И речь здесь идет не о физической смерти, ведь люди как умирали до Христа, так умирают и сейчас, и это продлится вплоть до Его Второго пришествия в силе и славе, когда Он воскресит умерших. Но после Воскресения Христа физическая смерть уже не тупик, а дверь. Неизбежный конец любого человека становится неизбежным условием его встречи с Богом. Поэтому в христианстве ад и рай понимаются не как места, а как состояния человека, готового или не готового к этой встрече.
Почему главная икона Пасхи – «Сошествие Христа во ад», а не «Воскресение»?
Ни на иконах, ни в текстах евангелистов мы не найдем описания Воскресения, потому что у него не было свидетелей. Евангелисты описывают события, которые последовали сразу после Воскресения.
Кроме того, православной иконы Воскресения Христова нет – потому же, почему этот момент упущен и в Евангелиях – из благоговения перед великой тайной победы Христа над смертью. А известная икона Воскресения, которая является позднейшим заимствованием западной католической традиции, представляется довольно дерзким художественным вымыслом.
Православные византийские иконописцы были чужды такой дерзости и аллегорически изобразили смысл праздника для каждого из нас – освобождение человечества от рабства греха, смерти и ада.
Как провести Светлую седмицу?
Конечно, лучше всего провести пасхальные дни в храме. Богослужения Светлой седмицы выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Таин. Молитвенное правило в эти дни особое — пасхальное и очень короткое. Часы и вечерняя служба тоже краткие – все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день. Пасха – это безусловная радость, радость вопреки всему. Все дни Светлой седмицы – это как бы один непрекращающийся день. Пасха – это радость Царствия Небесного. Каждый из нас должен поделиться пасхальным ликованием с ближними и дальними, с теми, кто болеет или одинок. Наша радость о Христе Воскресшем не должна замыкаться только на нас самих. Хорошо в эти дни посетить больных, обездоленных, пожилых людей и всех тех, кто по каким-либо причинам не может быть в храме. Но для того, чтобы мы действительно могли своим близким что-то полезное отдать для утешения их сердец, радость о Христе Воскресшем должна наполнять наше собственное сердце – хотя бы в какой-то мере.
Как меняется молитвенное правило на Светлой седмице?
Вместо обычных утренних и вечерних молитв всю первую неделю по Пасхе читаются пасхальные часы. На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. До дня Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) отменяются земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход. После напряжения поста, особенно Страстной недели, Церковь дает христианам столь необходимый отдых и послабление. Основное содержание этого времени – торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством – льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце. Обратите внимание: ведь даже обычно закрытые Царские врата алтаря всю Светлую седмицу остаются открытыми в знак того, что для человека снова открыты двери Домой, к Отцу. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес. 5, 16–18).
Нужно ли поститься на Светлой седмице перед Причастием?
Причастие в дни Светлой седмицы должно совершаться по совету духовника. Если человек ведет благочестивую жизнь, соблюдал Великий пост и благоговейно относится к Евхаристии, то, по рассуждению духовника, он может приступать к Причастию и в дни Светлой седмицы без соблюдения поста. Поскольку такой человек, не воздерживаясь в пище, может воздерживаться духовно. Этот настрой христианина будет соответствовать тому состоянию, в котором человек должен подходить к принятию Святых Христовых Таин. Правило ко Причащению составляет чтение Пасхального канона, часов Пасхи и Последования ко Святому Причащению.
Правда ли, что звонить в колокола на Пасху может любой желающий?
Да, есть такая добрая и радостная традиция. Таким образом мы возвещаем о Воскресении Господа всему миру! Чаще всего на Светлую седмицу на колокольню поднимаются дети.
Что такое артос и когда он раздается верующим?
Всю Светлую седмицу в православных храмах можно увидеть большую просфору, лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, Его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб. Продолжая апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили обычай в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным Хлебом Жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.
На пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освящения артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой. Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами, мы и видим всю Светлую седмицу. Каждый день после Литургии с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место. Ну а в Светлую субботу, опять же после Литургии, совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и разрезает артос на небольшие кусочки. Артос считается наряду со святой водой одной из святынь Православной Церкви и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной Церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил. При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, запивая святой водой.
Можно ли ходить на кладбище на Пасху?
Если мы говорим про сам день Пасхи – то нет, не стоит ходить. Это распространенная практика не соответствует церковной традиции. День Воскресения Христова является средоточием всего годичного богослужебного круга, знаменующим победу над смертью и прообразующим всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы проявляем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения. Литургическая традиция Православной Церкви предписывает совершать особое поминовение всех усопших во вторник после Светлой седмицы. Этот день называется Радоница. В этом году она выпадает на 14 мая.
Что такое Антипасха?
В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей. Почему же «Новая», почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома. В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед Своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). И увидел – через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. «Господь мой и Бог мой!» — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой. Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29), – отвечает апостолу Спаситель. «Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», — комментирует эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов). Упоминание о празднике уверения Фомы содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом. Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Хотя до самого отдания Пасхи все службы по-прежнему будут начинаться с пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!».
Пусть ответы на эти важные вопросы помогут каждому читателю радостно и глубоко прожить пасхальные дни, ощутить частичку этого ликования и обязательно поделиться ею с близкими! Христос воскресе!
Подготовила Ксения Хайсанова
По материалам сайтов «Фома.ру», «Православие.ру», «Азбука.ру»