Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Посвященные Пресвятой Троице

    Посвященные Пресвятой Троице

    23 июня Церковь молитвенно отмечает праздник Сошествия Святого Духа на апостолов. Иначе этот день называют Троицей. Рассказываем читателям о храмах митрополии, которые скоро отметят престольный праздник.

    «Краеугольный камень прихода – благодать Христова и совместная молитва»

    История появления первой церкви в селе Кремёнки, которое позднее стало одним из микрорайонов города Новоульяновска (Симбирская епархия), начинается в XVIII веке.

    Церковь была деревянная, с одним престолом во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1848 году село посетил император Николай I, который подарил церкви дорогие подарки: иконостас, ризы, священные сосуды. Главной святыней церкви считался серебряный позолоченный напрестольный крест, внутри которого находились часть Ризы и Креста Господних, частицы мощей Пророка и Предтечи Господня Иоанна, апостола и евангелиста Луки, великомучеников Феодора Тирона и Димитрия Солунского, святых бессребреников Космы и Дамиана.

    В 1849 году под деревянный храм был подведен каменный фундамент, построена новая колокольня. 1 февраля 1870 года церковь сгорела при пожаре.

    Прихожане не могли долгое время оставаться без Литургии, и уже 9 февраля община начала строить молитвенный дом, а на месте сгоревшего храма на средства прихожан и меценатов возводили новую деревянную двухпрестольную церковь. Главный (холодный) престол – во имя Святой Живоначальной Троицы – был освящен в 1871 году. Боковой придел (теплый) – во имя святой Параскевы Пятницы – в 1877-м. В 1912 году был построен еще один придел — в честь Преображения Господня. Однако в 1928 году опять произошел пожар: возгорание началось с колокольни, и многие иконы успели спасти.

    Современный Троицкий храм Новоульяновска был заложен осенью 2002 года по благословению архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла. С 2014 года в нем начали совершать богослужения.

    – Сейчас на приходе действует воскресная школа. Занятия проводим как для детей, так и для взрослых, – рассказывает настоятель храма иерей Николай Генсицкий. – Стараемся, чтобы дети и подростки разного возраста приходили к нам на занятия, узнавали о Боге и традициях Церкви. Воспитанников делили на три возрастные группы, но уже в грядущем учебном году сформируем еще одну. С недавнего времени в нашем храме прихожане ежедневно раздают благотворительные обеды для нуждающихся – это своего рода форма христианского служения, без которого не может в полной мере существовать приход. Слава Богу, люди у нас деятельные и отзывчивые! В основе любой приходской общины – литургическая жизнь, совместная молитва. Нередко бывает такое, что люди приходят в храм пообщаться, а должно быть наоборот – единение и общение должны быть радостным дополнением, которое естественно возникает внутри общины, когда люди стоят вместе за богослужением. Главное – помнить: краеугольный камень прихода – благодать Христова и совместная молитва.

    «Хранить, беречь и восстанавливать»

    Одним из самых величественных среди поруганных в богоборческое время храмов является каменный пятиглавый во имя Живоначальной Троицы села Пятино Инзенского района (Барышская епархия). Одиноко стоящий в поле, заброшенный, с покосившимися крестами, молчаливый свидетель драматических событий.

    Село Пятино – бывшее родовое имение дворян Анненковых, занимавших высокое положение в русском обществе конца XVIII века. Александр Никанорович Анненков служил в знаменитом лейб-гвардии Преображенском полку. В чине капитана он вышел в отставку и перешел на статскую службу. После его смерти супруга Анна Ивановна осталась с тремя детьми на руках и стала полновластной хозяйкой нескольких имений.

    В 1823 году она заложила храм в Пятине в память о покойном муже. Однако строящийся храм стал еще и молитвой за грехи сына – декабриста Ивана Александровича Анненкова. По одной из версий, проект великолепного пятиглавого храма, принадлежавший академику Михаилу Коринфскому, был продан Анненковой по ее настоятельной просьбе. Изначально этот проект был разработан для строительства Троицкого собора Симбирска. Величественный пятиглавый Троицкий храм в селе Пятино выделялся среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами, но и художественной отделкой всех внутренних помещений.

    Судьба Анненковых заинтересовала французского романиста Александра Дюма-отца. На основе рассказов бывшего учителя фехтования Огюстена Гризье, который обучал Ивана Александровича, Дюма написал роман «Учитель фехтования». В романе изложена судьба «графа Алексиса Ванинкова», от которого отвернулась богатая родня и которому осталась верна лишь его любовница-модистка, ставшая впоследствии его женой. Анненков превращен в «кающегося заговорщика», не верившего в успех восстания, но принявшего в нем участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом.

    В 1918 году красноармейские отряды отправились по селам забирать из храмов дорогостоящую утварь. В Пятине командированная группа обнаружила, что все иконы в золотых и серебряных окладах исчезли. По воспоминаниям местных жителей, один из крестьян указал на настоятеля храма священника Иоанна Ягодинского, якобы спрятавшего святыни. Однако обыск храма и дома настоятеля ничего не дал. После допроса, на котором отец Иоанн, не побоявшись угроз, молчал, священника расстреляли, и пятинцы похоронили батюшку в церковной ограде. Храм богоборцы закрыли.

    В 2015 году неравнодушными людьми было принято решение восстанавливать храм: кирпичом выложили своды, сделали временную крышу, закрыли окна поликарбонатом. В 2016 году по благословению епископа Барышского и Инзенского Филарета рядом с храмом Живоначальной Троицы был возведен небольшой храм во имя преподобного Серафима Саровского.

    – Я начал приезжать в Пятино в 2016 году добровольцем. Помню, как мы вырубали деревья на крыше храма, убирали территорию, потом я стал алтарником, а затем священником. Уже год я являюсь настоятелем этого прихода, – рассказывает иерей Александр Кечин. – Конечно, работы предстоит еще много, но я стараюсь с радостью и упованием смотреть вперед, зная, что Господь не оставит. Я еще не видел человека, которого бы красота и дух пятинского храма оставили равнодушным. Так что наша прямая задача – хранить, беречь и восстанавливать дарованный Господом храм. Совсем недавно я встречался с архитектором, который в ближайшее время подготовит проект восстановления храма. Даст Бог, в скором времени начнем ремонт кровли, сейчас делаем отливы купола, чтобы внутрь не проникала влага. В рамках проекта «Школа хранителей храмов» планируется получить консультацию от экспертов по вопросам сохранения храма как объекта церковно-исторического наследия.

    В храме во имя преподобного Серафима Саровского, в котором сейчас проходят богослужения, находится могила почитаемого пятинцами старца Максима.

    – Мы продолжаем сбор информации о жизни старца, собираем свидетельства о его молитвенной помощи. Чудеса происходят и сейчас: мы замечаем, что становимся непосредственными участниками или свидетелями того, как Господь ежедневно являет Себя, – делится отец Александр.

    История и чудеса молвинского прихода

    Село Молвино (Рюмино-Троицкое) Тереньгульского района (Мелекесская епархия) образовано во второй половине XVIII века помещиком Иваном Георгиевичем Кротковым в пяти верстах от родового имения. В 1774 году в селе был построен первый деревянный двухпрестольный храм во имя Живоначальной Троицы.

    Впоследствии село принадлежало родам Гончаровых и Фатьяновых. Деревянный храм служил верующим до начала XX века, но к этому времени он уже совершенно обветшал. Тогда прихожане решили построить каменный храм и начали сбор средств. Возведение церкви началось в 1903 году, в 1908 году она была освящена. После Октябрьской революции молвинцы приняли активное участие в восстании против советской власти. Настоятель храма иерей Александр Евграфов отмечает:

    – Тяжелое было время, безбожное, тех, кто исповедовал веру во Христа, жестоко гнали, убивали. Относительно недавно на территории храма проводили водоснабжение, и мы обнаружили шесть захоронений внутри церковной ограды. Не вызывает сомнений, что они относятся к тому страшному периоду в истории Русской Церкви. Местные жители, старожилы села, рассказывали мне, что перед началом Великой Отечественной войны храм закрыли. Священник, который был настоятелем храма в то время, поехал в Москву к Иосифу Виссарионовичу Сталину, с которым они были однокурсниками в семинарии. После этого дерзновенного визита храм вновь был открыт, а богослужения возобновлены. К сожалению, после смерти настоятеля церковь все же закрыли.

    Вновь храм открыли только в 1995 году. Троицкий приход был первым в Тереньгульском районе, где возобновилась литургическая жизнь. Сейчас на приходе ведутся ремонтные работы. Господь посылает неравнодушных людей, меценатов, которые готовы оказать посильную помощь. В прошлом году удалось приобрести колокола для храма.

    – Приход у нас небольшой, поскольку село маленькое. Летом людей больше приезжает – из Ульяновска, Сенгилея, Тереньги. Местночтимой святыней молвинского храма является чудотворный Владимирский образ Божией Матери. Икона была явлена в селе Ясашная Ташла. Верующие сохранили икону и передали Троицкой церкви в Молвине. Люди стекаются к образу Богородицы и по молитвам перед Пречистой Владычицей получают просимое. Недавно мальчик по милости Божией исцелился от онкологического заболевания по молитвам к Богородице. Радостно, что недавно вся семья вновь приехала в наш храм, но уже для того, чтобы поблагодарить Господа и Богородицу. Нередко к нам приезжают бездетные пары с просьбой к Господу благословить их брак и даровать долгожданное чадо. Мне радостно быть свидетелем того, как Бог являет Свою милость и в семье рождается ребенок, – делится отец Александр.

    Памятник истории и культуры

    Храм в селе Троицкое-Куроедово, которое сейчас входит в состав города Барыш, был построен в 1754 году. Престол был посвящен Живоначальной Троице. В начале XX века был построен Успенский придел.

    В 1935 году храм был закрыт и частично разрушен: снесены колокольня и купола, обрушены своды храма. В дальнейшем здесь располагался пищекомбинат, позже – магазины.

    В 1990 году здание было возвращено Церкви, возобновлены богослужения. Решением исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов храм был признан памятником истории и культуры.

    В 1996 году был построен придел во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. С 2012 года, с момента создания Барышской епархии, Свято-Троицкий храм имеет статус собора.

     

    Ксения Хайсанова