Через чудо – ко Христу

    В третьей главе Книги Деяний апостольских рассказывается об исцелении хромого нищего, просившего милостыню около Иерусалимского храма, и приводится вторая речь апостола Петра об Иисусе Христе.

    Апостолы продолжали соблюдать благочестивые иудейские обычаи – Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый (Деян. 3, 1). Считалось, что в Иерусалимском храме молитва имеет особую силу. Существовала традиция совершать молитву трижды в день. Девятый час соответствовал современному третьему часу. В это время совершалась молитва перед закатом.

    Спаситель учил, что к Богу можно обращаться в любое время и в любом месте, потому что молитва – это сокровенное поле личной встречи человека и Творца. Первое время после Пятидесятницы – когда Иерусалимский храм еще не был разрушен, а отношения христиан из иудеев и иудеев еще позволяли – по привычной с детства религиозной традиции иудеи, члены первохристианской общины, посещали Храм, хотя проводились и отдельные богослужебные собрания христиан «по домам» с чтением Писаний, проповедью и Евхаристией.

    Перед входом в Храм сидел человек, хромой от рождения, которого приносили туда каждый день на носилках, чтобы он мог просить милостыню. Он обратился к апостолам Петру и Иоанну, надеясь получить от них подаяние. Дееписатель святой Лука описывает произошедшее чудо так: Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним (Деян. 3, 4-10).

    Стремительность того, как хромой поднялся, напоминает пророчество Исаии о конце времен: хромой вскочит, как олень (Ис. 35, 6). Во Христе Царство Небесное уже пришло на землю. Наступило мессианское время. Исцеленный хвалит Бога, то есть воспринимает с благодарностью чудо, произошедшее с ним.

    Случившееся привлекает внимание народа. Исцеленный, которого все знали, не отходил от апостолов, и Петр обращается к людям в Храме. Он произносит свою речь в притворе Соломона – крытой колоннаде, где можно было укрыться от солнца и дождя.

    Апостол объясняет, что хромого исцелили не они своей силой, но Сам Иисус Христос, незримо присутствующий среди них, Который был несправедливо отвергнут аудиторией, распят, но воскрес из мертвых, чему апостолы являются верными свидетелями.

    Мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами (Деян. 3, 12-16).

    Важно, что Петр переводит внимание слушателей с апостолов на Иисуса Христа, Чьим именем и силой больной получил здоровье. Здесь Петр является примером для всех пастырей Церкви, в обязанность которых входит не заслонять собой Бога, но приводить человека к Самому Христу.

    Далее следует краткое изложение сути веры первых христиан в страдание, смерть и воскресение Спасителя. Ссылаясь на древних патриархов Авраама, Исаака и Иакова, апостол Петр связывает историю Ветхого Завета с евангельским временем – везде действует один и тот же библейский Бог. Иерусалим не узнал своего Мессию, и Источник жизни – Христос – был убит.

    Апостол Лука, напомнив присутствующим историю суда над Иисусом и их роль в тех событиях, несколько смягчает обвинения, так как они поступили так «по неведению». Апостол призывает иудеев к покаянию и вере в распятого ими Иисуса из Назарета, о Котором пророчествовали все библейские пророки. Петр приводит ссылки на тексты Пятикнижия Моисея. Фраза в семени твоем благословятся все племена земные, сказанная Аврааму Богом (ср.: Быт. 22, 18), указывает на Христа, Который является тем «семенем», то есть потомком Авраама.

    Покаяние и обращение ко Христу имеют два следствия. Первое – изглаждение грехов, то есть буквально «стирание, смывание записи из книги». Второе – «отрада от лица Господа», то есть покаявшемуся даруется «облегчение, отдых». Речь идет об эсхатологическом времени, об участии покаявшихся в вечной жизни после Второго пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда.

    …я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших (Деян. 3, 17-26).

    Апостол Петр заканчивает свою речь идеей о том, что иудеи, как наследники Божиих обетований, первые слышат евангельскую проповедь, но далее Благая Весть должна распространиться по всему миру. Результат благовестия апостол Петр формулирует предельно ясно – человек должен отвернуться от своих злых дел, то есть буквально повернуться к ним спиной (перестать им служить, слушать их, уделять им внимание), а лицо обратить ко Христу и следовать за Ним.

     

    Иерей Димитрий Трофимов