Утром 14 июля, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин и епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий совершили Божественную литургию в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе г. Ульяновска. Митрополит Лонгин передал в дар епископу Иннокентию икону святого блаженного Андрея Симбирского с частицей его святых мощей.
В этот же день в Ульяновском областном художественном музее открылась выставка «Соединяя берега Отечества», на которой представлены работы члена-корреспондента Российской академии художеств епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия (Яковлева) и заслуженного художника РСФСР Б.Ф. Французова, выполненные в технике графики, классического и цветного офорта.
Торжественное открытие выставки предварило выступление Архиерейского мужского хора Симбирской митрополии под управлением регента Романа Хитёва. Хор исполнил несколько духовных песнопений и народную песню «Вниз по матушке по Волге».
Участников открытия приветствовал Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин:
— Рад представить вам владыку Иннокентия — автора работ, которые экспонируются на этой выставке. Не только замечательного архиерея, монаха, но и выдающегося художника. Для нас эта выставка — важное событие, подготовленное совместно митрополией и министерством культуры области.
К собравшимся обратились заместитель председателя правительства Ульяновской области Вадим Андреев, министр искусства и культурной политики Евгения Сидорова, председатель Ульяновского регионального отделения Союза художников России Николай Маврин.
— Всю свою сознательную жизнь я занимался искусством. Когда наступило церковное возрождение, я, по образованию архитектор, помогал возрождать храмы, писать иконы. Будучи уже достаточно зрелым художником, оставил искусство и стал исполнять послушание Церкви, — поделился владыка Иннокентий.
Он рассказал о своем коллеге Борисе Французове и творческом объединении, участниками которого они были в 1970-80-е годы. Художники ставили своей творческой задачей новое осмысление русского национального сознания, изображение красоты и уникальности сотворенного Богом мира. Они неоднократно посещали Оптину пустынь — особое место религиозного и духовного возрождения России. Владыка отметил, что эти идеи вновь стали актуальными именно сейчас, когда общество и государство ищут опору в духовной жизни.
Затем гости познакомились с выставочным проектом «Соединяя берега Отечества». Выставка будет работать до 8 сентября. Она организована при поддержке Симбирской митрополии, Александровской епархии, министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.
***
Епископ Иннокентий (Яков Яковлевич Яковлев) родился в 1947 году в Южно-Сахалинске в семье кадрового военного. В 1965 году поступил в Новосибирский архитектурный институт, после окончания которого преподавал в том же институте. В 1974 году был принят в Союз художников России. В 1980-х годах приобщился к Церкви, помогая благоукрашать храмы Новосибирской епархии как архитектор и иконописец. В 1992 году епископом Владимирским и Суздальским Евлогием был рукоположен в сан диакона, а затем священника. 13 апреля 1997 года пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского. В 2011 году состоялась его архиерейская хиротония. 14 мая 2018 года решением Священного Синода назначен епископом Александровским и Юрьев-Польским. Почетный член (2019 г.), член-корреспондент Российской академии художеств (отделение графики, с 2020 г.), удостоен золотой медали РАХ.
Борис Федорович Французов (1940-1993 гг.) — один из ведущих российских графиков последней трети XX века. Мастер работал в разных техниках: офорт, линогравюра, ксилография, пастель, гуашь, акварель, рисунок, а также создал множество произведений масляной живописи. Но именно в технике классического офорта им были созданы самые известные его художественные произведения — «графические картины». В творчестве Б.Ф. Французова графика XX века приобрела, по мнению исследователей, «полноценное картинное звучание».
На творчество обоих художников оказали большое влияние идеи русской интеллигенции 1970-80-х годов — осмысление русского национального сознания, так называемое «новое почвенничество», последователями которого были академик Дмитрий Лихачев, писатели Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов и другие, объединенные журналом «Наш современник».
Название выставки «Соединяя берега Отечества» созвучно мировоззренческим поискам авторов. Берега Отечества — это не географическое понятие, а чаяния и надежды людей, живущих в разных местах нашей Родины. Пейзажи призваны передать не только красоту русской природы, но подчеркнуть: просторы России — это колыбель национального характера и глубинный свидетель истории.
Работы художников хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, художественных музеях и галереях России, в частных собраниях России и за рубежом