13 июля Александрина Вигилянская – правнучка святого праведного Алексия Бортсурманского, дочь известного священника Владимира Вигилянского, директор благотворительного фонда, филолог и сценарист – посетила села Сара и Засарье Ульяновской области.
Здесь прошло детство будущего чудотворца – в засарском храме Преображения Господня в XVIII веке служили диаконами дед и отец праведного Алексия.
В селе Сара гостью тепло встретил настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы иеромонах Владимир Криминский с прихожанами. Отец Владимир совершил молебен с акафистом святому праведному Алексию. Затем Александрина рассказала, собравшимся в библиотеке, сельчанам о святом чудотворце, его родословной, показала снятый о нем фильм и представила проекты, связанные с именем святого Алексия.
Житель села Евгений Морозов и Галина Воробьева, инициировавшая восстановление Покровского храма в Саре в 2014 году, сопроводили Александрину Вигилянскую в Засарье, к месту уничтоженного Преображенского храма.
О том,что происходило далее,сама Александрина написала:
«Почти все дома вокруг разрушены или пустуют, жителей осталось десятка три. В глубине пустыря – уже недействующий засарский сельский клуб, построенный, как нам рассказали, на месте разрушенного храма. Однако подойдя поближе, мы все встрепенулись и стали переглядываться, почувствовав общую смутную догадку: клуб – это и есть храм, старательно закамуфлированный советской перестройкой и штукатурной отделкой.
Внутри – разруха и мерзость запустения, сломанные полы, свалка, брошенные клубом вещи. Верх храма снесён, построена клубная крыша, окна замурованы, оборудована кинобудка для показа кино, трапезная превращена в кинозал со сценой, уже разрушенной временем. Но на месте сцены – каменное четырёхугольное основание Престола! Сомнений быть не может, это – алтарь. А вот и другой придел – ещё один алтарь, ещё один фундамент Престола, его нельзя ни с чем перепутать.
То же самое, один-в-один, мы наблюдали и в нашем курмышском храме Рождества Богородицы, во всех трёх приделах. Засарский Преображенский храм, так же, как и наш курмышский, был перестроен под Дом культуры, все признаки храма тщательно скрыты, росписи замазаны масляной краской, за штукатуркой спрятаны храмовые кирпичики и архитектурные элементы. Открытие очевидно.
Поразительно, что сами жители считали, что от храма не осталось даже фундамента, не сохранилось ни одной фотографии. Нужно было всем сарским приходом помолиться перед иконой святого Алексия Бортсурманского, чтобы пелена упала с глаз, и стало видно даже невооружённым взглядом: клуб – это храм! Изуродованный, перестроенный, заброшенный, заросший, но сохранившийся, пусть и в таком плачевном состоянии.
Уверены, что архитектурная экспертиза воссоздаст утраченный облик поруганного храма и, даст Бог, по молитвам святого праведного Алексия, начнётся и его восстановление».