До 8 сентября в Ульяновском областном художественном музее будет представлена выставка епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия (Яковлева) и заслуженного художника РСФСР Б.Ф. Французова «Соединяя берега Отечества». Владыка Иннокентий поделился с нами рассказом о своем пути к Богу и творчеству.
– Владыка, где Вы находите сюжеты для своих работ?
– Каждый сюжет – это отражение того, что меня впечатлило, оставило след в душе. Например, я был в поселке Анга Иркутской области, там проходили праздничные мероприятия, посвященные юбилейной дате со дня рождения просветителя Сибири и Америки святителя Иннокентия (Вениаминова). Именно в Анге начинается река Лена. Там я увидел дом-музей, где родился будущий святитель, и решил сделать серию работ о его жизни.
Когда приходит вдохновение, появляется внутреннее стремление как-то выразить себя. Душа ищет форму выражения и на полотне, и через объектив фотоаппарата.
– Вы занимаетесь и фотографией?
– Да. Фотоаппарат для меня – как и кисть и холст – просто инструмент. Сейчас готовлю две фотовыставки – одна из них, уличной фотографии, будет проходить в Суздале.
– Выставка «Соединяя берега Отечества» – о России, при этом Ваши работы воспевают не только красоту русской природы, но и национальный характер, историю. Как появилось название выставки?
– Мы долго искали его перед тем, как открыть первую выставку. В «почвеннические» годы В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин, Д.С. Лихачев много говорили о Родине, мы встречались с этими писателями. Мне были очень близки идеи опоры на родную историю, на национальную определенность, внимательное отношение к Православию, к народной культуре. В моих картинах я стремился отразить русскую природу и людей, не делая привязки к политическим событиям. Мир меняется, но тяга людей к простоте, ясности, Божественной чистоте осталась.
– Как в Вашем творчестве выразилась приверженность к «новым почвенникам»?
– Я уже по-новому иллюстрировал роман Достоевского «Братья Карамазовы». Главным героем у меня там был старец Амвросий. Тогда никто про него не говорил, он еще не был канонизирован, просто знали, что был такой старец в Оптиной пустыни.
И вообще я рисовал много пейзажей Оптиной пустыни. Но тогда там еще был сельскохозяйственный техникум, никто туда не ездил, жили одни хулиганы.
– Для Вас вера и искусство взаимосвязаны?
– Конечно. Вера – это творчество, над самим собой в том числе. И это очень естественно, потому что Господь – Творец, а мы – Его создания. И так как мы Его соработники в Его деятельности, в Его Промысле, то и мы – творцы. Душевное творчество, следовательно и духовное, связано с образованностью, со знаниями, с текстами и с широтой понимания мира. А раз есть такая широта, то она предполагает творческое начало.
У священников это еще и творчество над душами других людей – им же дано проповедовать в Церкви. Творчество – это благодатный путь к Богу, потому что нужно не исполнять все, как солдат, а бороться с собой, искать, объяснять другим, почему нужно исповедоваться, как научиться любить людей, это непросто. Любовь – творчество. Искусство – творчество. Для меня творчество – во всем, даже в нестандартных решениях проблем.
– Владыка, Ваша семья была верующей?
– Бабушка была очень верующей, из старообрядческой семьи. Мать ходила в церковь. Отец был кадровым военным, фронтовиком Великой Отечественной войны. Он не препятствовал, когда бабушка приехала к нам в Москву и повела крестить меня. Хотя если бы об этом стало известно, отца бы за это точно не похвалили.
– По первому, светскому, образованию Вы архитектор. Почему в юности Вы выбрали именно эту профессию?
– Я собирался уехать учиться в художественную академию. Но родители поставили условие: сначала получить профессию. Я согласился, поступил, легко отучился и все равно стал художником. Не работал после института по профессии. Меня оставили на кафедре рисунка и живописи, я учил студентов рисовать, пока не вступил в Союз художников России. А когда вступил, все бросил – не люблю преподавание.
– Можно ли сказать, что благодаря искусству Вы воцерковились?
– Да, конечно. Я писал иконы, проектировал храмы в Новосибирске, еще не будучи в Церкви. В тот момент я познакомился со священником, впоследствии ставшим моим духовником. Ему я впервые исповедовался. Потом я занимался творчеством, уехал из Новосибирска во Владимир. Когда умерла супруга, епископ Владимирский Евлогий (Смирнов; + 2020) позвал меня и сказал: «Давай буду рукополагать тебя» – и тут же назначил руководителем строительно-хозяйственного отдела. Навыки архитектора опять пригодились – необходимо было восстанавливать множество старинных храмов.
Беседовала Мария Башарина