С какими проблемами сталкиваются руководители приходских хоровых коллективов? Как получают новый опыт? Какие особенности есть у любительского хора? О совместных достижениях и творческих планах рассказали руководители церковных хоров Ульяновска
Компетенция регента — важная часть развития хора
Софья Узалукова, регент молодежного хора Духосошественского храма:
— Когда два года назад я стала регентом, певчих было катастрофически мало — нужно было срочно набирать людей. «Готовых» опытных певчих найти очень сложно, поэтому я решила приглашать в хор тех, кто умеет петь, кому интересна церковная жизнь, и учить их всему с нуля. Проблем с поиском талантливой молодежи не возникло, так как я была студенткой факультета иностранных языков УлГПУ и пела в студенческом вокальном коллективе. Со временем в наших рядах появились студенты музыкального училища, слушатели епархиальных курсов.
Получив в этом году диплом о высшем образовании в педагогическом университете, решила продолжить учебу, идя по музыкальной стезе: поступила на отделение хорового дирижирования. Самым сложным для меня как для регента было одновременно решать две задачи — обучать новых певчих и самой учиться быть регентом. В решении второй задачи помогли онлайн-уроки с регентами из Москвы — по сольфеджио, по работе с хором и дирижированию.
Особенность нашего хора состоит в том, что часть песнопений в нашем храме исполняется на чувашском языке. Мы стараемся расширять наш национальный репертуар, хотя иногда это бывает непросто: переложение песнопений на другой язык и качественное исполнение — большая, общая работа, в которой нам помогает настоятель отец Владимир Маняков. Мы не останавливаемся, разучиваем не только обиходные, но и праздничные песнопения на чувашском. Прихожанам всегда приятно слышать молитвы на их родном языке.
Как я уже сказала, я только учусь быть регентом, поэтому любая возможность получить новый опыт — огромная радость. В 2023 году у нашего хора таких возможностей было много.
Во-первых, в рамках программы «Ритмы веры» мы обсуждали различные проблемные вопросы организации хорового коллектива, разбирали, как лучше строить отношения между регентом и певчими. Могу сказать, что благодаря этому тренингу я стала более чуткой к нуждам своих певчих, стала понимать, какая у каждого из них мотивация петь на клиросе, — а это важно. Кроме того, в рамках этого мероприятия наш хор впервые пел за архиерейским богослужением. Для нас это стало настоящим событием, оно было волнительным и торжественно-радостным.
Съезд регентов и певчих, который в этом году проходил в Москве, дал мне много новых знаний. Здорово, что помимо разнообразных лекций была возможность пробовать что-то новое на практике. Например, мы всем залом исполняли песнопения под управлением опытного регента Варвары Волковой. Коллеги из Санкт-Петербургской консерватории рассказали нам о том, какие распевы существовали в Церкви в прошлом, был интересный мастер-класс пения по древним нотным знакам — крюкам. Съезд — отличная возможность пообщаться с регентами из разных городов и обменяться опытом. Я встретила своих преподавателей, у которых ранее обучалась на курсах. Подобного рода общение, безусловно, расширяет кругозор.
Значимым событием была возможность петь в составе одного из хоров во время Литургии в храме Христа Спасителя. Получается, что ты взаимодействуешь с разными регентами, видишь подход каждого, его манеру, особенности. Хочется смотреть, вникать, перенимать. По возвращении погружаешься в работу со своим коллективом вдохновленным, готовым совершенствоваться. В этом году я стала замечать, как у многих певчих возрос уровень ответственности. Они стали проникаться богослужением, его глубиной. Я с радостью отмечаю, как потихоньку растет музыкальный уровень, в лучшую сторону изменяется наше звучание. В этом году году мы планируем расширять наш национальный репертуар.
Научиться петь может каждый
Юлия Шевченко, регент любительского хора Воскресенско-Германовского храма:
— Я уверена, что научиться петь может каждый, кто этого действительно хочет и готов потрудиться. В соответствии с этим убеждением я стараюсь выстраивать работу с хористами. Наш хор существует уже почти четыре года, его участниками являются люди без музыкального образования или те, кто в детстве учился в музыкальной школе. Сейчас в нашем хоре поет около 30 человек, набор новых участников остановлен, поскольку коллектив уже сложился, выстроились взаимоотношения, мы поем Литургию, вседневное вечернее богослужение. С 2022 года мы принимаем участие в Архиерейских богослужениях. Это является почетной возможностью для любого церковного хора, а для любительского коллектива является вдвойне важным и трепетным событием.
Для меня как для руководителя коллектива полезно было в 2023 году побывать на Всероссийском съезде регентов и певчих. В наши дни регент — довольно редкая профессия, и не всегда удается встретить единомышленников. А в нашем деле, как и в любой профессии, крайне важна поддержка, взаимный обмен опытом. В рамках мероприятия удалось пообщаться с коллегами из других епархий, ощутить необходимое единение, понять, что ты не единственный человек, который трудится на этой стезе, сталкивается с радостями и трудностями на пути развития коллектива. Подобные встречи всегда задают нужный тон, вектор дальнейшего пути, вдохновляют.
Особенно были полезны мастер-классы, ориентированные на взаимодействие внутри любительского коллектива. Все-таки любительский хор имеет свои особенности. Как никогда важен пример регента, руководителя, нужно выстраивать дисциплину, объяснять правила поведения на клиросе. Бывает так, что человек ходит в церковь долгое время, знает этику поведения, но когда он попадает на клирос, там все живет и движется по другим установкам. Допустим, хорист привык делать поклоны Великим постом, а на клиросе в это время нужно быть максимально сосредоточенным, нужно петь. Только что пришедшему на клирос человеку довольно трудно перестроиться, но это является важным шагом. Главное, чтобы хористы понимали, что мы своим пением молимся, именно таким образом совершаем службу, а все остальное уходит на второй план.
Должна существовать клиросная культура, профессионалы в ней воспитаны, даже если они не всегда пели в церковном хоре, а вот любителей нужно познакомить с этими внутренними законами, обозначить их ценность. Естественно, что в начале пути многих не оставляет мысль: «У меня не получится». Но я всегда говорю: «Если вы готовы трудиться, не пренебрегая этой возможностью, то все получится».
Мой вектор работы не изменяется год от года, я стараюсь сделать все для того, чтобы как можно большее количество людей обучить искусству церковного пения. Сейчас большая проблема — нехватка кадров. Бывает, что в некоторых храмах до сих пор поют две почтенные бабулечки, а взять с собой некого. Своим трудом я пытаюсь решить хотя бы эту проблему. Главное, чтобы были люди, которые хотят учиться, чтобы потом они смогли спеть Литургию, всенощное бдение, молебен. Важно, чтобы пение при этом дополнило богослужение, стало его украшением.
Подготовила Ксения Хайсанова