Неизвестное Рождество

    Многие из нас знают лишь три праздника в церковном календаре, связанные с рождением – Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Но исторически сложилась традиция молитвенно вспоминать еще и день рождения святителя Николая – 11 августа.

    Святитель Николай Чудотворец родился в 270 году в греческой колонии в Малой Азии, в ликийском городке Патара. Сегодня это территория турецких провинций Анталия. Родителями святителя были Нона и Феофан. Он стал долгожданным, вымоленным ребенком уже немолодых родителей, состоятельных и глубоко верующих христиан, греков по национальности. По преданию, когда крестили святого, он простоял в купели три часа, тем самым, как говорил святитель Димитрий Ростовский, воздавая честь триединству Бога. Родители с раннего возраста приучили сына к духовной жизни. Святитель Николай совершал много чудес – не раз спасал утопающих, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Был избран епископом Мир Ликийских. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу. Его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи были перенесены в итальянский город Бари, где находятся по сей день.

    Есть предположение, что празднование Рождества святителя совершалось на его родине в Патарах. И оттуда традиция перешла на Русь. По другой версии, это праздник, характерный только для русских земель. Вторую версию подтверждает самое раннее дошедшее до нас упоминание о празднике в славянской глаголической рукописи XII-XIII веков. Первый русский месяцеслов, включающий эту память, относится к XIV веку.

    В списках XVII-XVIII веков дошли до нас две разные службы на этот праздник. Первый вариант зафиксирован в рукописи из Новгорода, тесно связанного с именем святого: уже в XI веке в городе существовала Никольская церковь. А в первой четверти XIII века жители города видели множество чудес от иконы святителя Николая, которая пребывала в Новгороде по пути из Корсуни (Херсонеса) в рязанские земли. В 1225 году из Корсуни в город Красный (будущий Зарайск) по повелению самого святителя Николая был перенесен его чудотворный образ, за которым впоследствии закрепилось название «Зарайский». Известно, что в Великом Новгороде икона стояла в Софийском соборе, где перед ней молились великий князь Новгородский Ярослав Всеволодович и его сын – будущий непобедимый святой благоверный князь Александр Невский. Торжественная встреча образа в Красном состоялась 29 июля по старому стилю – дата, которая впоследствии стала днем празднования Рождества святителя Николая.

    Прямые свидетельства о праздновании Рождества святителя в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что оно сопровождалось крестным ходом «от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу». Пометка «на Розважу» указывает на основанный в 1556 году монастырь «на Розважи улицы» в честь Рождества святителя.

    Список новгородской службы был найден в библиотеке Троице-Сергиевой лавры. Он датируется 1723 годом. Что интересно, последование этого богослужения неполное. Праздничные песнопения содержатся только в виде стихир для великой вечерни, а для утрени обозначен лишь тропарь и кондак с ремаркой «Седальны и канон и хвалитны из службы декабря в 6 день».

    Еще один вариант службы связан с Великорецким образом святителя. 24 мая 1380 года на берегу реки Великой был обретен чудотворный образ святителя Николая. В 1555 году, по повелению царя Ивана Грозного, совершилось принесение этой иконы в Москву. Впоследствии об этом событии была написана «Повесть о принесении Великорецкого образа в Москву». Она рассказывает о том, что царь встретил «высокого гостя» 29 июля у Симонова монастыря. Во второй половине XVI века к Уставу Успенского собора Московского Кремля сделана приписка: «Уставися праздновати Рождеству святителя Николая и бывает ход со кресты к Николе на рву». В Москве были составлены тропарь и кондак принесению образа, сохранившиеся в дониконовских книгах. Празднование в Москве ограничивалось, по всей видимости, только крестным ходом. Но на Вятке, где произошло явление чудотворного образа, было составлено полное богослужебное последование празднику – всенощное бдение с малой вечерней. За образец были взяты службы Рождества Христова и Богородицы. В песнопениях богослужения воспевается не только святитель, но и его благочестивые родители. Вспоминается его зачатие, рождение и детство. Особенно хочется отметить, что через тексты службы передается особая благодарность наших предков великому святому. «Воистину шлем и оружие на диавола непобедимое ты еси, отче Николае, от Бога явлен еси. Христианом же поможение и утверждение, иерархом удобрение, в бедах же притекающим к тебе скорая помощь и заступление, святителю Господень», – так, например, звучит светилен вятской службы.

    Таким образом, две чудесные встречи в один и тот же день (29 июля по старому стилю, 11 августа по новому) с образами святого нашли свое отражение в русском богослужении: в церковном календаре появился праздник Рождества святителя Николая.

    В царствование императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества святителя в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени.

    В 2004 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил, по желанию настоятелей храмов и прихожан, возобновить празднование Рождества святителя. Служба была составлена по образу богослужения Рождества Богородицы.

     

    Иерей Владимир Маняков

    № 14 (550) 28 июля 2021 г.