Последний праздник церковного года – Успение Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа. В этот день православные христиане вспоминают переход Царицы Небесной из земной жизни в вечность. При этом Богоматерь, перейдя в мир горний, не только не оставила людей, а усыновила нас – объяв всех Своей любовью. О смерти, преставлении и успении, а также об особом богослужении, прославляющем великую Молитвенницу за весь человеческий род – беседа с клириком Спасо-Вознесенского кафедрального собора Ульяновска иереем Димитрием Трофимовым.
– Отец Димитрий, почему смерть стала «предметом» праздника?
– «Предметом» праздника, все-таки, является жизнь, а не смерть. После победы Христа над смертью и адом, смерть утратила свою окончательность, превратившись как бы в сон, что и отражено в названии – Успение. Сон – это не конец. После него наступает пробуждение. Для большинства оно произойдет во время второго пришествия Господня, когда все умершие, услышав голос Христов, оживут. Сон – это, конечно, более-менее удачный образ, хотя и имеющий свои оговорки. Разумеется, переселившиеся в иной мир души святых не остаются бездейственными, лишенными сознания, как это бывает на земле с уснувшим человеком, а наоборот, активно помогаю всем нам, оставшимся в этом мире.
Об этом собственно и радость праздника Успения Пресвятой Богородицы – по преданию, после погребения Божия Матерь явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».
– Церковь празднует успение только двух людей — Пресвятой Богородицы и Ее матери. У других же святых мы празднуем преставление, день памяти. Есть ли разница между успением и преставлением?
– По существу, разницы между успением и преставлением я не вижу. Хотя, если речь о словах, то… «Успение, сон» – это взгляд внешний: вот человек лежит во гробе, будто спящий, но мы верим, что однажды он воскреснет, – его разумная душа соединится с его преображенным телом. А слово «преставление» отражает реальность того, что после смерти душа встречается с Богом, происходит так называемый частный суд.
В заупокойных богослужебных текстах все умершие христиане называются усопшими – уснувшими. Апостол Павел также применяет образ смерти как сна ко всем умершим. В четвертой главе Первого послания к фессалоникийцам в синодальном переводе стоит слово «умершие», но если мы обратимся к греческому тексту, то увидим, что там используются производные от глагола κοιμάω (кимао) – укладывать кого-либо спать.
Переход человека в вечность – успение. Однако если для большинства святых, чьи даты памяти помещены в церковном календаре, это подразумевается по умолчанию, то для особо значимых в истории спасения личностей, праведной Анны и ее дочери Девы Марии, на этом событии был поставлен акцент. Видимо, здесь особое указание на то, что даже два этих человека, благодаря которым произошло воплощение Спасителя, прошли вратами смерти.
– Почему Матерь Бога не миновала смерти? Ведь Она вместилище Жизни.
– Пресвятая Богородица, как, кстати, и Ее мать праведная Анна, по факту рождения были потомками Адама. Поэтому телесная смерть не могла обойти их стороной. Как, собственно, и любого человека. Даже пророки Енох и Илия, которые были взяты живыми на небо, согласно преданию, должны будут вернуться на землю для проповеди во времена антихриста и быть убиты.
– Почему Господь забрал не только душу, но и тело Своей Матери?
– В Пресвятой Богородице Церковь видит венец (вершину) святости, доступный для сотворенных Богом разумных существ. Именно поэтому Она прославляется как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Тело Той, от Которой Спаситель воспринял плоть, не должно было подвергнуться тлению. Мы слышим об этом в кондаке праздника: «Богородицу, неусыпную в молитвах и необманчивую надежду в защите, не удержали гроб и смертность; ибо Ее как Мать Жизни преставил к жизни Поселившийся в (Ее) всегда девственной утробе».
По интуиции Церкви Божия Матерь воскресла прежде всеобщего воскресения. Раскрывая суть праздника Успения, митрополит Сергий (Страгородский), в статье «Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви», писал, что «после телесной Своей смерти Богоматерь не только бессмертной душою вступила в жизнь будущего века, но и плоть Богоматери, уподобившись плоти Воскресшего Господа Иисуса Христа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения».
– Остались ли какие-то личные вещи после Успения Богородицы? Дошли ли они до наших дней?
– Да, Ее риза и пояс. В память о них Церковь даже установила два праздника: Положение ризы Пресвятой Богородицы (15 июля) и Положение пояса Пресвятой Богородицы (13 сентября).
После Успения Богородицы Ее риза была передана одной вдове. Затем ее перевезли в Константинополь, где она хранилась во Влахернском храме. Со временем части ризы Божией Матери оказались в разных местах. Одна из этих частей некоторое время находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Еще одна часть пребывает в Риме, в Латеранском соборе. Сейчас самая большая часть находится во Франции, в Шартрском соборе.
А значительная часть пояса Божией Матери в наши дни находится в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. Она помещена в драгоценный ковчег, который стоит в алтаре соборного храма. Другая его часть хранится в Грузии, в Зугдидской церкви.
– Чин Погребения Плащаницы Богородицы проистекает из богослужений Страстной Субботы? В чем схожесть и различие этих двух традиций? Как и когда появился этот чин?
– Да, действительно, в день Успения или один из ближайших дней после него совершается Погребение Божией Матери. За этим богослужением для большей славы и чести Матери Божией исполняются так называемые «Похвалы», составленные в подражание «Похвалам» Великой Субботы, которые поются перед Плащаницей Спасителя. Похвалы представляют собой тропари, чтение которых чередуется со стихами 17-й кафизмы.
Главное отличие, конечно, в содержании текстов тропарей. К тому же, после крестного хода с Плащаницей Божией Матери в храме не читаются отрывки из Священного Писания, как это происходит в конце утрени Великой Субботы.
Сравним, к примеру, два тропаря из этих последований. Первый посвящен Христу: «Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши; смерти же царство разрушаеши и от ада мертвыя возставляеши?» Он послужил образцом для тропаря Богородицы: «Мариам, како умираеши, Жизнь верных? Како же гроб вмести Твое тело, вместившее Невместимаго всеми?»
Эта служба появилась на православном Востоке не ранее XV века. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, на месте предполагаемого погребения Богородицы – в Гефсимании.
Со временем Погребальный чин на Успение пришел и на Русь. В XIX веке он совершался в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.
То последование, которое служится сегодня было переведено в 1845 году профессором М.С. Холмогоровым с греческого языка на церковнославянский, а затем было тщательно переработано и исправлено святителем Филаретом Московским.
Беседовала Анна Фролова
Газета «Православный Симбирск»