Главная / Митрополит / Слово Архипастыря / Троицкий собор Симбирска: символ благодарности Богу и героям Отечества

    Троицкий собор Симбирска: символ благодарности Богу и героям Отечества

    В 1824 году в Симбирске было начато строительство кафедрального Свято-Троицкого собора в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Несмотря на то, что величественный храм имел важное значение для города и был образцом архитектуры, Троицкий собор был уничтожен в 1930-е годы. О возможности восстановления храма, сохранении памяти о нем и первоочередных целях Симбирской епархии рассказал Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин.

     Владыка, в этом году исполняется 200 лет со дня приезда в Симбирск Александра I, во время которого он выбрал место для возведения Троицкого собора и заложил камень в его основание. Почему эта дата, это событие до сих пор значимы для нашего города и его жителей?

    – Это событие важно для тех жителей города, которые чувствуют себя наследниками великой и славной истории Российского государства. К сожалению, многие люди живут, не вглядываясь в даль исторических событий, не задумываясь о том, что они имеют отношение к их сегодняшней жизни. Но это событие действительно является объективно выдающимся в истории города. Приезд главы государства, императора, в тот или иной город – не частое явление в XIX веке. Это была дань уважения подвигу Симбирского ополчения, которое достойно проявило себя во время Отечественной войны 1812 года.

    Мы знаем, что в разных городах России было принято решение о строительстве кафедральных соборов в ознаменование победы в Отечественной войне. Так были возведены Спасский собор в Пензе, Троицкий в Симбирске, Александро-Невский в Саратове и другие величественные храмы-памятники. Русские люди хотели принести благодарение Богу за победу над сильным врагом. Тогда армия Наполеона называлась армией «двунадесяти языков» — то есть в нее входило множество европейских народов, которые собирались практически уничтожить Российское государство. Мы знаем, что подобных попыток было несколько в истории. Наполеоновская на тот момент была самой массовой и до некоторой степени успешной, потому что ему удалось войти в Москву. И сегодня есть много желающих уничтожить или переформатировать русское государство… Поэтому благодарность Богу за то, что Он даровал победу в той войне, – это первая и основная цель строительства симбирского Троицкого и других соборов. Еще одной целью было увековечить память о подвиге героев Отечественной войны 1812 года, которые больше всех потрудились для победы: от простых солдат до военачальников.

    Троицкий собор был одним из лучших, а по мнению многих исследователей, лучшим архитектурным сооружением своего времени в Симбирске.

    Кроме того, в XVIII, XIX, начале XX-го веков городской кафедральный собор выполнял функцию основного места собрания народных представителей. В нем совершались не только главные богослужения, на которые собиралось множество духовенства и прихожан из других храмов, но и богослужения в так называемые табельные дни — в дни государственных праздников. Собор был местом оглашения указов и манифестов, сбора и благословения ополчения и т.д. Поэтому кафедральный собор в то время имел не только культовое, но и общественное значение.

    До сегодняшнего дня строительство Троицкого кафедрального собора – значимое явление в жизни Симбирска. И такое же знаковое событие, но уже со знаком минус, – это его разорение и уничтожение большевиками. Весь строй жизни России они старались разрушить до основания. Конечно, это страшное варварство, которому нет ни оправдания, ни объяснения. И это всегда будет восприниматься как вина власти, пришедшей в Россию в XX веке.

    В начале 2000-х было начато восстановление Троицкого собора, но вскоре строительство запретили. Какова, на Ваш взгляд, вероятность возвращения к этому вопросу? Целесообразно ли это?

    – История с запретом строительства — неприятная и мутная. Было дано разрешение, вырыт котлован, а потом… Власть испугалась конфликта, который начали политические деятели того времени, в первую очередь, коммунисты. «Как бы чего не вышло», – принцип, сформулированный М.Е. Салтыковым-Щедриным, к сожалению, актуален до сего дня.

    Вероятность возвращения к этому вопросу зависит от многих причин: от воли нашего православного народа — если он сочтет это необходимым и будет предпринимать какие-то действия, от воли власти и от материально-технических возможностей. В то время, когда Троицкий собор начинали восстанавливать, построить его было легко. Сегодня совсем иная экономическая и политическая ситуация. Восстановить собор будет непросто. Но я думаю, что нет ничего невозможного.

    У нас сегодня есть и более серьезная проблема: в новых районах города практически нет храмов. С точки зрения стратегических интересов развития церковной жизни, надо сначала удовлетворить потребность в храмах в новых частях города. Собор является неким увенчанием церковной жизни. Когда она будет налажена, то возрастет и актуальность восстановления собора.

    Жители города осознают необходимость восстанавливать разрушенные храмы?

    – Отвечу, как и в начале нашего разговора: православные жители города, прихожане наших храмов, конечно, осознают эту необходимость и радуются каждому восстановленному и вновь построенному храму.

    Какие мероприятия, направленные на сохранение памяти о Троицком соборе, планирует провести Симбирская епархия?

    – В сентябре 2024 года состоится целый ряд памятных событий. 8 сентября в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе пройдет архиерейское богослужение. Мы соборно совершим Литургию с архипастырями Симбирской митрополии.

    В полдень на территории Спасо-Вознесенского собора начнется фестиваль колокольного звона. В 17:00 ч. будет освящен новый поклонный крест на месте, где находились уничтоженные кафедральные соборы и захоронения симбирских архипастырей, а также воссозданная походная церковь Симбирского ополчения во имя Иоанна Предтечи. После освящения она будет отправлена сегодняшним симбирским воинам в зону СВО.

    В 17:30 на Соборной площади начнется концертная программа, в которой примут участие Смешанный хор Спасо-Вознесенского собора, мужской хор «Русский формат» и другие исполнители. Ульяновский государственный академический симфонический оркестр под упр. Э. Дядюры исполнит увертюру П.И. Чайковского «1812 год». Мы надеемся, что во всех образовательных организациях города пройдут классные часы и лекции, посвященные этой значимой странице истории Симбирска.

    Какие духовно и исторически важные здания в городе также требуют восстановления?

    – Кроме Троицкого собора, хотелось бы восстановить другие взорванные храмы города, особенно те, на месте которых до сегодняшнего дня ничего не построено. У меня был интересный опыт в предыдущей епархии: мы воссоздали несколько разрушенных храмов, расположенных когда-то в центре города. Но поскольку на старом месте восстановить их было нельзя, мы построили их в новых микрорайонах. То есть это были исторические храмы, воссозданные по старым проектам, но расположенные уже в других районах города. Мне кажется, это интересно: не просто построить церковь в новом районе, а воссоздать при этом одну из уничтоженных. Это будет данью памяти и благодарности нашим предкам, которые строили очень красивые храмы.

    Кроме того, главная тема, которая несколько последующих лет потребует большого внимания, – это восстановление исторического здания духовного училища, где сейчас находится медицинский факультет УлГУ. Уже достигнута договоренность о поэтапной передаче здания епархии. Это большое строение, более 3500 кв м. Как и все переданные когда-то государству церковные здания, оно нещадно эксплуатировалось на протяжении десятилетий без капитального ремонта. Его надо будет восстанавливать, как и расположенный в нем домовый храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. При этом мы собираемся, как и прежде, разместить там учебное заведение. Это большой проект, который потребует сил и средств.

    Недавно нам передали еще одно здание – причтовый дом уничтоженной Казанской церкви на улице Крымова. Мы хотим восстановить его и сделать там небольшой музей Симбирской епархии.

    Сейчас ведется много разговоров о важности патриотического воспитания молодежи, духовного возрождения общества. Как Вы считаете, мы уже встали на этот путь? Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к этой цели?

    – То, что патриотическое воспитание важно, – бесспорно. В школах и ВУЗах сейчас этому уделяют достаточно внимания. Но любовь к отеческим гробам, говоря словами А.С. Пушкина, невозможна до тех пор, пока на месте отеческих гробов – места развлечений. Надо возвращать историческую память нашего народа, в том числе и посредством возвращения и возрождения его святынь. Нужно обязательно знакомить молодежь с нашей историей — славной, трагической, великой. Историей, которая началась не в 1917 году. Думаю, этим нужно заниматься всем: и Церкви, и государству, и обществу.

    Сейчас особая ситуация. Мы живем во время военного противостояния, которое многие сравнивают с гражданской войной. Я думаю, те, кто каким-то образом прикоснулся к происходящим трагическим событиям, уже навсегда останутся патриотами своего Отечества.

     

    Беседовала Мария Башарина

    Газета «Православный Симбирск»,

    № 16 (624) 28 августа 2024 года