Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Радость для всей вселенной

    Радость для всей вселенной

    21 сентября Церковь отмечает один
    из 12 наиболее значимых православных праздников – Рождество Пресвятой Богородицы. По своему внутреннему содержанию событие Рождества Божией Матери предваряет другие праздники, установленные в память событий новозаветной истории. Ведь с появления на свет Пречистой Девы, Которой суждено было стать Матерью Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, эта история начинается. Прежде чем Бог стал Человеком, должна была родиться Его Пречистая Матерь – венец святости ветхозаветного человечества.

     

    Событие

    В Священном Писании Нового Завета мы найдем всего лишь несколько эпизодов, в которых упоминается Богородица, и не встретим ничего о Ее рождении и детстве. Эти сведения сохранило церковное предание. Бытовавшие в первохристианской среде устные рассказы о жизни Богородицы, которые передавали те, кто лично общался с Ней, с течением времени начинают фиксироваться в различных произведениях, в том числе и околоцерковных. Одним из первых таких сочинений является раннехристианский апокриф конца II века «История Иакова о рождении Марии», более известный как «Протоевангелие Иакова». Отвергая все неправославные вероучительные идеи, содержащиеся в апокрифах, Церковь признает достоверным ряд сюжетов историко-бытового характера, касающихся жизни Богородицы. Детали из этих рассказов заимствовались позднейшими церковными песнописцами при создании своих произведений.

    Родителями Пресвятой Богородицы были святые и праведные супруги Иоаким и Анна, которые жили в городе Назарете. Отец происходил из колена Иудина, из рода царя Давида, а мать – из племени Аарона. Это значит, что в числе предков Пречистой Девы были ветхозаветные первосвященники и иудейские цари. Рождение Девочки, Которой родители дали имя Мария (в переводе с еврейского языка – «госпожа» или «надежда»), – это плод усердных молитв и веры благочестивой четы. Праведники долгое время были бездетны, и Богородица была их единственным ребенком. Она родилась, когда ее родители прожили в браке уже пятьдесят лет. Долгие годы они с надеждой молились Богу о даровании ребенка, но Господь промыслительно откладывал это событие. Мы, например, знаем, что ветхозаветный патриарх Авраам и его любимая жена Сарра долго не могли зачать сына – это случилось, когда они были уже в преклонных летах. Через необычное рождение Исаака Господь явил Свою силу и благоволение к этой семье. Но в эпоху, предшествовавшую появлению Христа, отсутствие детей многими в израильском обществе воспринималось как наказание Божие за неправедные поступки. На бесплодных смотрели косо, тайно или вполне открыто порицая их. Такая атмосфера еще больше угнетала праведников. Однажды, когда святой Иоаким пришел в Иерусалимский храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав, что тот не дал потомства Израилю. Иоаким ушел в пустыню, где, поставив палатку, молился в течение сорока дней и ночей. Молилась и праведная Анна, оплакивая свою бездетность. Во время одной из таких молитв, когда она была в саду, ей явился ангел Господень и открыл, что праведница скоро родит, и ее потомство станет известно во всем мире. Анна дала обещание посвятить ребенка Богу. Ангел предстал и перед Иоакимом, сообщив ему радостную весть. Через положенные девять месяцев родилась Пресвятая Дева. Супруги исполнили свой обет и отдали Марию на воспитание в Иерусалимский храм, где Она служила до совершеннолетия.

    Ветхозаветные прообразы Богородицы

    Появления на свет Девы, настолько праведной, что Сам Сын Божий сможет родиться от Нее, ждали многие поколения ветхозаветного человечества. Уже в третьей главе  книги Бытия Господь, обращаясь после грехопадения к диаволу (змею), говорит: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в главу, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). В этом тексте, где есть странное выражение «семя жены», церковные комментаторы видят пророческое указание еще на заре истории человечества на рождение от Приснодевы Марии Спасителя, Который победит диавола, разрушит власть ада и смерти. А сам этот отрывок получил название первоевангелия.

    Впоследствии, на протяжении тысячелетий, Господь не оставлял ветхозаветных людей без пророческих и таинственных указаний на Богоматерь. Известный христианский богослов, проповедник и гимнограф святитель Андрей Критский писал, что указания на Божию Матерь рассеяны по всему Богодухновенному Писанию, и внимательный исследователь заметит их. Такими вдумчивыми читателями были святые, которые в своих толкованиях особенно выделяли некоторые сюжеты Священного Писания, относя их к Пречистой Деве.

    В таинственном видении ветхозаветному патриарху Иакову была показана лестница, соединившая небо и землю (см. Быт. 28, 10-17). По ней ангелы нисходили на землю и восходили на небо, к Богу. Лестница из видения Иакова понимается как символ Богоматери, послужившей рождением Сына Божия примирению людей и Творца, земли и неба. Этот отрывок всегда читается в Богородичные праздники в качестве паремии.

    Другой известный символ Пречистой – это увиденный пророком Моисеем на горе Хорив терновый куст (купина), который горел огнем, но при этом оставался невредимым (см. Исх. 3, 1-5). Из центра этого горящего куста с Моисеем говорил Бог. С одной стороны, святые отцы видели здесь указание на приснодевство Марии, а с другой, на чудо боговоплощения, при котором огонь Божества вошел в утробу Пресвятой Девы, оставив Ее неопаленной. Как раз на этом сюжете основана икона Божией Матери «Неопалимая Купина», чтимая в Симбирской епархии. Этот образ находится в одноименном храме Ульяновска.

    На чудо приснодевства указывает и случай, произошедший с жезлом Аарона: сухой деревянный жезл за одну ночь расцвел (см. Числ. 17, 8). Об этот же пророчествовал Исайя, говоря о рождении Эммануила (Богочеловека) от Девы (см. Ис. 7, 14), и Иезекииль – о чудесных вратах, через которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты (см. Иез. 44, 1-3). Этот отрывок тоже читается в качестве паремии на Богородичные праздники.

    Ветхозаветным прообразом Божией Матери является и Ноев ковчег, а сам Ной служит прообразом Христа – Нового Ноя, спасшего весь мир от потопа греха.

    Особое внимание святоотеческое предание уделяет сравнению Пречистой Богородицы с праматерью Евой, подобно тому, как апостол Павел противопоставляет праотца Адама и Христа. Первым такое сравнение дал раннехристианский апологет святой Иустин Мученик. Ева из мужского ребра рождается без матери, а Дева Мария зачинает Младенца наитием Духа Святого без мужа. Сама Ева находилась в невинном райском состоянии, и ее природа еще не была повреждена грехом. «Новая Ева» – Пречистая Дева, – в момент Боговоплощения в Своем лице представляла падшее человечество, уже подверженное тлению и смерти. Ее исключительная миссия не изъяла Ее из рода человеческого и не изолировала от первородного греха, печать которого лежала на всех людях, не только на грешниках, но и на праведниках. Первая Ева впала в преступление, и через нее, послужившую змею против прародителя, смерть вошла в мир, а Мария, наоборот, «послушная воле Божией, обманула змея, обманувшего нас, и ввела в мир нетление».

    В учении церковном

    Говоря о Пресвятой Богородице, церковное учение делает о Ней несколько принципиально важных утверждений.

    Богоматеринство. Пречистая Дева именуется «Богородицей». Через Нее воплотилась Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, предвечный Сын Божий, пожелавший стать Человеком, не переставая быть Богом. Во Христе нет другой личности, кроме Божественной. В Нем два естества – Божественное, которое Сын Божий имел всегда, и человеческое, с которым Он соединяется во времени, принимая плоть от Пречистой Девы. Сам термин «Богородица» является показателем вероучительной мысли. Если мы исповедуем, что Божия Матерь родила Бога, то значит мы исповедуем Богом Иисуса Христа, Который пришел «нас ради и нашего ради спасения». Догматически этот термин и само учение о Пречистой, как Матери Бога были закреплены на III Вселенском соборе в 431 году.

    Приснодевство. Божию Матерь Церковь называет «Приснодевой». Это утверждение означает, что Царица Небесная была Девой до рождения Христа, в самом рождении и после него. Всю Свою жизнь Богородица пребывала в истинной чистоте. Отцы Церкви исповедуют, что рождение Христа совершилось безболезненно. Святоотеческая мысль отмечает параллель между рождением Спасителя от Приснодевы и предвечным рождением Бога Слова от Бога Отца.

    Естество Божией Матери. Церковная традиция, возвеличивая Приснодевство, Богоматеринство и святость жизни Богородицы, именует Ее «Пресвятой», «Пречистой», «Пренепорочной», «Честнейшей Херувимов» и несравненно «Славнейшей Серафимов». Однако при этом подчеркивается, что зачатие и рождение Пресвятой Девы совершилось обычным образом, свойственным людям. Богородица была причастна падшему человеческому роду, ждавшему спасения от господствовавшего в мире греха. Она достигла вершины святости, доступной человеческому существу в ветхозаветных условиях, но и нуждалась в пришествии в мир Спасителя. Хотя Матерь Божия отражала от Себя всякое поползновение ко греху, Она все равно ощущала в Себе действие «ветхого человека». Царица Небесная нуждалась и в даре Святого Духа, который Она получила вместе с апостолами в день Пятидесятницы. Благодаря этому дару Пречистая Своим личным жизненным подвигом достигла и предела святости новозаветной.

    Праздник

    Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября. В отличие от праздников пасхального цикла, относится к числу праздников, дата которых остается неизменной каждый год (к так называемым непереходящим). По Церковному Уставу этот праздник является двунадесятым Богородичным праздником. Двунадесятыми называются двенадцать особо важных праздников, которые посвящены событиям из земной жизни Спасителя и Божией Матери. В соответствии с тем, к Кому они относятся, эти праздники делятся на Господские и Богородичные.Праздник Рождества Богородицы имеет один день предпразнства и четыре дня попразднства, таким образом, продолжаясь шесть дней с 20 по 25 сентября. В этот период в богослужение включаются песнопения и молитвословия, посвященные воспоминаемому событию.

    Первые упоминания о празднике Рождества Богородицы встречаются у Константинопольского Патриарха Прокла.

    Интересно, что от преподобного Романа Сладкопевца, составившего многие из известных сейчас кондаков в честь двунадесятых праздников, не сохранилось кондака на Рождество Пресвятой Богородицы. Тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» относят к V-VII векам, судя по тому, что это же песнопение имеется и в римо-католической службе. Это едва не единственный случай совпадения богослужебных песней в Православной Церкви и Римской.

    В современное богослужение праздника вошли песни следующих песнописцев: святителя Андрея Критского – второй канон праздника; преподобного Иоанна Дамаскина – первый канон; святителей Германа, Патриарха Константинопольского – стихиры на стиховне; Анатолия, епископа Солунского – некоторые стихиры на литии; Стефана и Сергия Святоградцев, иноков монастыря Саввы Освященного близ Иерусалима – стихиры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и на стиховне; преподобного Иосифа Песнописца – канон на предпразднство. Для святителя Андрея Критского, Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

    Иконография

    Уже на самых ранних изображениях Рождества Богоматери, помимо праведной Анны и новорожденной Девы Марии, появляется ряд персонажей. Святой Анне помогают служанки – они омывают Новорожденную. Одна из девушек может держать в руках опахало. Изображаются и лица, которые совершают традиционное подношение даров роженице по случаю радостного события.

    При этом праведного Иоакима не изображали – он не должен был находиться рядом с супругой во время родов. Но иногда присутствие его обозначали так: он мог заглядывать в помещение через окно или открытую дверь.

    С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций на иконе появляется сцена укачивания Младенца Марии.

    Праведную Анну обычно изображают на ложе полусидящей – это устойчивый прием изображения рождения без страданий. Ее ложе – композиционный центр всех образов Рождества Богородицы подобно тому, как в богослужебных текстах возвеличивается сама Анна, которая была бесплодна, и наконец, родила. Кроме того, мы видим, что композиция Рождества Богородицы повторяет композицию Рождества Христова, центром которой является лежащая на ложе фигура Пречистой. Этим подтверждается то, что Рождество Пресвятой Богородицы явилось последним, завершающим действом человеческого рода к принятию Божества. Образ самой новорожденной Приснодевы не занимает центрального места в композиции, что свидетельствует о высоте Ее будущего смирения.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Богородице-Рождественский храм г. Ульяновска

    Храм построен летом 2018 года. Первую литургию совершил митрополит Анастасий (Меткин) 15 июля 2018 года. На приходе действует духовно-патриотический центр «Возрождение».

    Настоятель – иерей Захарий Бобров. Адрес: г. Ульяновск, ул. Камышинская д. 28 А.

    Богородице-Рождественский храм с. Полдомасово

    В 1700 году в селе была построена каменная Богородице-Рождественская церковь, которая в дальнейшем перестраивалась в XVIII и XIX веках. В годы советской власти храм был закрыт, однако в военные годы там все же совершались богослужения. В 1957 году  церковь окончательно разграбили и перестроили. Здание дважды горело, потом было заброшено, сейчас оно законсервировано.

    Жители Полдомасова и соседних сел стремятся возродить старый храм. Здание частично восстановлено, внутри появились своды, устроен алтарь. Периодически совершаются богослужения.

    Новый Богородице-Рождественский храм построен в 2006 году. При церкви действует воскресная школа. Приход организует праздники для села.

    Настоятель – иерей Николай Суслов.

    Адрес: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Полдомасово, ул. Труда д. 72, А.

    № 18 (554) 22 сентября 2021 г.