Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Благовестие за стенами Святого Града

    Благовестие за стенами Святого Града

    В 8-й главе Книги Деяний апостольских рассказывается о гонении на христиан в Иерусалиме, проповеди диакона Филиппа в Самарии, о поездке туда апостолов Петра и Иоанна, о Симоне Волхве, а также об обращении ко Христу эфиопского вельможи.

    Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово (Деян. 8, 1-4).

    От темы убийства Стефана, которое одобрял молодой ревностный Савл – будущий великий апостол Павел, апостол Лука переходит к теме гонений на христиан в Иерусалиме, побудивших христианскую проповедь выйти за границы стен Святого Града и прозвучать в Иудее и Самарии. Однако даже эти гонения были не в силах заставить апостолов покинуть Иерусалимскую Церковь.

    Иудея и Самария – две области в Палестине, население которых враждебно относилось друг к другу. Если в первой жили иудеи, то во второй – самаряне, народ, отступивший от чистоты иудейского богопочитания. Теперь в обеих этих областях звучит проповедь Евангелия.

    Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе (Деян. 8, 5-8).

    Апостол Лука уделяет внимание проповеди диакона Филиппа в Самарии. То, что ко Христу обращаются люди, которых иудеи считали раскольниками «хуже язычников», соответствует богословской задаче Книги, позволяя в дальнейшем перейти к рассказу о проповеди христианства среди других, языческих народов мира. Самаряне по своей вере находились как бы между иудеями и язычниками, а по происхождению были наполовину иудеями, наполовину язычниками.

    Когда-то территорию Самарии населяли десять колен Израиля, которые отделились от Иерусалима. После захвата в 722 году до н.э. Израильского царства Ассирией тысячи иудеев были оттуда вывезены, а оставшиеся смешались с язычниками. Самаряне признавали только Пятикнижие Моисея, также ждали пришествия Мессии. 

    Неизвестно, в каком городе Самарянской области находился Филипп. Дееписателю важно показать результаты проникновения евангельского света на эту землю: радость людей, изгнание нечистых духов и исцеление болезней.

    В Самарии среди присоединившихся к Церкви был и известный колдун того времени Симон Волхв. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся (Деян. 8, 9-13).

    В Древнем мире большой популярностью пользовались различные колдуны, маги, предсказатели, которых слушал как простой необразованный народ, так и императоры. Впрочем, сейчас магия по-прежнему популярна. По древним свидетельствам, Симон занимался магией и при помощи демонов мог менять обличие, становясь женщиной, мальчиком или стариком, заставлял статуи передвигаться и говорить, левитировал. В Риме ему как богу даже была поставлена статуя. Видимо, Симон был поражен знамениями, которые совершал Филипп, и желал получить такие же способности.

    Апостолы в Иерусалиме узнали, что самаряне крестились, поэтому к ним были отправлены апостолы Петр и Иоанн. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8, 14-17).

    И сейчас полнота вступления в Православную Церковь предполагает два этапа – таинства Крещения и Миропомазания. В первом человек возрождается к новой жизни во Христе «во имя Отца и Сына и Святого Духа», во втором – принимает печать дара Духа Святого, Который особым образом отмечает личность человека, сообщая ей Свои дары. В древности Миропомазание совершалось через возложение рук епископом, сейчас – через помазание крещенного особым освященным Патриархом благовонным составом – миром. 

    Симон Волхв, исполненный горькой зависти, захотел купить у апостолов «власть» подавать Святого Духа другим через возложение рук. Петр жестко обличает Симона и призывает его к покаянию: покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян. 8, 22-23). От этого отрывка Книги Деяний берет свое название понятие «симония» – покупка и продажа церковных должностей, когда коммерческое подменяет святое и духовное. Симония неоднократно осуждалась церковными Соборами.

    Петр и Иоанн уходят назад в Иерусалим, проповедуя по пути Евангелие во многих самарянских селениях. Далее апостол Лука рассказывает о случае обращения эфиопского вельможи диаконом Филиппом.

    Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице (Деян. 8, 26-29).

    Газа – это город на побережье Средиземного моря. Он располагался на основной дороге, ведущей из Иерусалима в Египет и далее в глубь Африки. Вельможа являлся казначеем. Кандакия – не имя собственное, а титул, который носили эфиопские царицы. До принятия в Эфиопии христианства там был широко распространен иудаизм. Вельможа возвращался из паломничества в Иерусалим.

    Эфиопский вельможа читал 53-ю главу Книги пророка Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его (Деян. 8, 32-33). Путешественник попросил Филиппа разъяснить ему этот текст. С древнейших времен в этом отрывке Церковь видела пророчество о Христе, поэтому Филипп, начав от сего Писания, благовествовал ему [эфиопскому вельможе] об Иисусе (Деян. 8, 35).

    Между тем они подъехали к воде, и Филипп крестил вельможу, исповедавшего, что Иисус Христос есть Сын Божий. После крещения на евнуха сошел Святой Дух, а Филипп был восхищен в Азот и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию (Деян. 8, 40). Азот находился на побережье Средиземного моря, вдоль которого, идя на север, Филипп достиг Кесарии – крупного портового города, столицы римской провинции Иудея. Здесь Филипп поселился.

    Восьмая глава, в которой евангельское слово обращено к самарянам и представителю далекой Эфиопии, подготавливает читателя к началу широкой христианской миссии, направленной ко всем народам земли. 

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»