Свидетельство защиты

    14 октября Русская Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. О его популярности на Руси можно судить по количеству храмов, ему посвященных.

    Действительно, нет такой епархии, в которой бы не было Покровского храма, а то и нескольких. Любовь эта понятна. Ведь праздник Покрова заключает в себе идею милосердного покровительства и защиты Богоматерью людей и города (или иного населенного пункта, народа, страны). Это общехристианское чаяние выражается у различных народов в разных формах. На Руси же особое значение получил праздник Покрова.

    История праздника

    Событие, которое лежит в основе праздника, произошло в X веке в Византии. В то время богатая и поражавшая своим великолепием столица христианского мира – город Константинополь – неоднократно подвергалась осаде со стороны варварских народов, которые мечтали захватить ее и ограбить. Именно к одному из таких тяжелых периодов в жизни византийской столицы и относится случай чудесной помощи, которую по молитвам горожан явила Пресвятая Богородица.

    Во время внезапной осады Константинополя люди собирались и молились Пречистой во Влахернском храме, где находились бесценные святыни – риза и часть Ее пояса. Однажды ночью молившиеся там юродивый Андрей и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. От царских врат в сопровождении пророка Иоанна Предтечи и апостола Иоанна Богослова шла «величественная Жена» – Пресвятая Богородица. Она встала на колени и долго молилась, обливаясь слезами. Затем сняла сияющий плат, который покрывал Ее голову, и распростерла его над всем стоящим народом. Этот жест послужил символом защиты и спасения Константинополя. Действительно, вскоре «варвары» сняли осаду и бежали, испугавшись небесных знамений.

    Юродивый Андрей

    Что известно о святом Андрее, свидетеле чуда Пречистой Девы?

    Он жил во времена христолюбивого царя Льва Великого и преподобного Даниила Столпника. В юношестве святой был продан в Константинополе богатому сановнику Феогносту. Отрок стал любимцем хозяина, который отдал его на обучение. Больше всего угодник Божий любил проводить время за чтением Священного Писания и житий святых, желая подражать их подвигам.

    Однажды юноше приснилось, будто он одержал победу в единоборстве с бесом, после чего Господь обещал ему небесные сокровища, призывая взять на себя подвиг юродства. На следующий день угодник Божий решил принять вид безумного.

    Спустя время хозяин приказал отпустить его. Юродивый начал скитаться по улицам Константинополя: одетый в рубище, он терпел поругания и побои, пил из луж, спал на навозной куче среди бездомных собак, собранную милостыню раздавал нищим. Святой обличал нравы горожан, отвращая многих от греха.

    День праведник обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церкви. Именно в одну из таких ночей святой и сподобился увидеть Богоматерь.

    Перед кончиной юродивый Андрей удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание.

    Переосмысление праздника

    На Руси событие Покрова было переосмыслено и приобрело значение не столько спасения Константинополя от опасного неприятеля, сколько защиты Богоматерью всей русской земли. У нас праздник появился, вероятно, в XII веке. История его происхождения еще недостаточно изучена. Традиционная версия о введении праздника князем Андреем Боголюбским в академических кругах оспаривается.

    Предполагают, что празднование Покрова было учреждено в Киевской Руси уже во второй половине XII века, а возможно и ранее князем Владимиром Мономахом. Знаменитый историк русской Церкви, профессор Московской духовной академии Е.Е. Голубинский высказывал гипотезу, что, возможно, этот праздник первоначально отмечался в одной из Влахернских церквей, которых в Киевской Руси было несколько, а затем стал общим для всей Русской Церкви.

    Некоторые исследователи ставят под сомнение русское происхождение праздника. Здесь указывают, во-первых, на существовавшую в Византии традицию почитания головного покрова Богородицы; во-вторых, на связь между датой праздника и днем памяти преподобного Романа Сладкопевца, воспевшего Божию Матерь; в третьих, на сходство между службами Покрова и Положения ризы Богородицы во Влахернском храме.

    Мафорион и омофор

    Плат, которым Богородица покрыла молящихся, называется по-гречески «мафорион». Это верхняя одежда, представляющая собой длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Именно такие носили женщины в Сирии и Палестине. Здесь подразумевается деталь традиционной одежды еврейской женщины начала I века от Рождества Христова, а не архиерейский омофор – элемент богослужебного облачения, который символизирует благодатные дары, присущие епископскому сану.

    Покров в искусстве

    Иконография Покрова определена сценой видения Богородицы юродивому Андрею во Влахернском храме и обязательно подчеркивает идею защиты людей и мира Пречистой Девой.

    Считается, что первым Покровским храмом стал шедевр древнерусской архитектуры – знаменитый храм Покрова на Нерли во Владимирской области.

    Помощница христиан

    Покров Пресвятой Богородицы относится к великим праздникам и имеет фиксированную дату – 14 октября.

    В богословском и нравственном плане праздник Покрова объединяет все случаи чудесной помощи Пресвятой Девы христианам: защиты, вразумления, исцеления, являя, таким образом, Богородицу как великую Ходатаицу и Заступницу рода христианского. Этот праздник заставляет нас чаще прибегать к помощи Божией Матери и благодарить за ту бесконечную любовь, которую Она являет к нам грешным.

     

    Иерей Димитрий Трофимов