В конце 9-й главы Книги Деяний апостольских святой Лука, оставив на время апостола Павла, переходит к рассказу о деятельности апостола Петра. Этот раздел простирается до 18-го стиха 11-й главы.
В конце 9-й главы речь идет о двух чудесах, совершенных по молитве апостола Петра, – исцелении Энея в Лидде и воскрешении праведной Тавифы в Иоппии. Два этих чуда по описанию и деталям напоминают евангельские чудеса Иисуса Христа – исцеление парализованного человека в Капернауме и воскрешение дочери Иаира. Апостол Лука стремится показать, что в Церкви продолжает действовать Спаситель, Он никуда не исчез. Показательно, что в обоих случаях животворящую силу являет Иисус Христос.
Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу (Деян. 9, 32-35).
Апостол Петр обходит христианские общины Палестины. В Лидде он встречает человека, парализованного уже восемь лет. Лидда – это город на побережье, лежащий по дороге из Иоппии в Иерусалим. Упомянутый в отрывке Сарон – это так называемая Саронская низменность, плодородная равнина вдоль побережья Палестины между Иоппией и Кесарией. Неизвестно, был ли Эней христианином. Греческое имя может говорить в пользу того, что нет. Однако Петр не спрашивает его о вере, а именем Спасителя дарует исцеление. Видимо, данное чудо подвигло уже внутренне готового Энея к принятию Христа.
Другое чудо Петр совершает в Иоппии (совр. Яффа) – иудейском портовом городе на побережье Палестины, который находился поблизости от Лидды. Здесь умирает «одна ученица», то есть христианка, по имени Тавифа (в переводе «серна, лань» – грациозное животное, символ женской красоты). Она была известна добрыми делами и милостыней: возможно, она содержала пошивочную мастерскую, в которой трудились бедные вдовы.
Из Иоппии в Лидду приходят посланники и сообщают Петру о смерти Тавифы. Когда апостол приходит к умершей, тело которой уже было омыто, плачущие вдовицы показали Петру рубашки и платья, какие делала Серна.
Воскрешение Тавифы описано так: Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою (Деян. 9, 40-41). Как и Лазарь Четверодневный, епископ Китийский, воскрешенный Господом, Тавифа умерла еще раз. Чудо сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
В Иоппии апостол Петр провел «довольно дней», остановившись у некоего Симона кожевника. Этот факт интересен тем, что ремесло кожевника считалось ритуально нечистым, так как он имел дело с трупами животных. Кожевенные мастерские, как правило, располагались за пределами городов.
От пребывания Петра в доме «нечистого» Симона святой Лука переходит к истории обращения в христианство «нечистого» язычника, римского сотника Корнилия с семейством. Об этом подробно повествуется в 10-й главе Книги Деяний. Сам же Петр пересказывает эту историю в начале 11-й главы так:
в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось все на небо.
И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека. Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела святого, который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале… Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? (Деян. 11, 5-17).
Из Иоппии апостол Петр отправился в столичный город Кесарию Приморскую, где размещалась центральная римская администрация Палестины. Расстояние между городами составляло порядка 50 километров. Здесь был благочестивый муж Корнилий, сотник полка Италийского, которому явился Ангел Господень и повелел призвать святого Петра к себе в дом, так как Бог помнил молитвы, добрые дела и милостыни этого язычника. Корнилий – это родовое римское имя (фамилия). Он был центурионом и возглавлял небольшой отряд римских воинов (когорту). И хотя Корнилий оставался язычником, он верил в Бога Израилева и сочувствовал иудеям. Тем не менее для праведного иудея близкое общение с язычниками находилось под запретом: нельзя было входить в дом язычника, участвовать в совместной трапезе, вкушать нечистых животных, о которых сказано в Ветхом Завете, и т.п.
Предварительно в Иоппии на крыше дома Симона кожевника в видении Господь открыл апостолу Петру, чтобы он никого не почитал «скверным или нечистым». Поэтому Петр, повинуясь Святому Духу, радушно принимает посланцев сотника, приглашает их в дом и угощает, а затем сам в Кесарии входит в дом язычника Корнилия.
В доме сотника собралось много людей, и все они хотели услышать от Петра слово Божие. Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 34-35) – так апостол начал свое благовестие. Он говорил о жизни, смерти и Воскресении Христа, о необходимости веры в Иисуса для спасения, о Суде Господа над живыми и мертвыми. Когда святой Петр еще говорил, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога (Деян. 10, 44-46). Тогда апостол сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа (Деян. 10, 47-48). «Верующие из обрезанных» – это шесть христиан из иудеев, которые пришли с Петром из Иоппии.
Уникальность этой истории в том, что необрезанный Корнилий был первым язычником, на кого сошел Святой Дух, причем сошел даже до его водного крещения. До этого момента все христиане в Церкви были из иудеев, и существовала проблема: останется ли христианство течением в рамках иудаизма или станет мировой религией, открытой для всех народов.
Случай с Корнилием и его домашними приводит в недоумение иерусалимских христиан: Услышали апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними (Деян. 11, 1-3). Петр вынужден защищать перед братьями свою проповедь язычникам. Он пересказывает все обстоятельства обращения сотника Корнилия, на что апостолы, выслушав его, успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 11, 18). Интересна деталь об упоминании шести братий, которые были с Петром в Кесарии, – это значит, что свидетелями сошествия Святого Духа на Корнилия и его домашних были семь верных человек (вместе с Петром). Именно столько требовалось для подтверждения истинности свидетельства. Бывшие язычники начинают вступать в Церковь Христову наравне с иудеями.
Иерей Димитрий Трофимов