26 октября Православная Церковь совершает празднование в честь Седмиезерной иконы Божией Матери. Этот образ Богородица прославила многими чудесами, особенно он известен в связи с избавлением града Казани от эпидемий, бушевавших в XVII-XVIII веках.
Икона известна с XVII века и связана с именем благочестивого подвижника Евфимия – основателя Седмиезерной Богородичной пустыни. Евфимий родился в конце XVI века в Великом Устюге. Семья была небогатой. Похоронив родителей, Евфимий вместе с братом переселился в Казань. С собой подвижник взял Смоленский образ Божией Матери – родительское благословение. Будучи человеком набожным, Евфимий начал искать тихое уединенное место для христианских подвигов. Такое место нашлось в 17 километрах от города. Здесь находились семь озер, которые впоследствии слились в одно. От этой особенности ландшафта основанная Евфимием пустынь и его келейная Смоленская икона получили название «Седмиезерная», или «Семиозерная».
Господь указал Евфимию на это место: уснув здесь ночью, подвижник увидел во сне, как на небо восходит огненный столп. Он поставил здесь крест и соорудил себе келию. Поблизости от места, где поселился христианский подвижник, находился «священный» дуб, у которого черемисы-язычники приносили в жертву животных. По молитвам Евфимия сильная буря повалила этот дуб и разрушила капище.
Постепенно весть о благочестивой жизни Евфимия распространилась в народе, и к нему стали собираться братия, желающие подражать его подвигу. Оставаясь начальником пустыни и духовным руководителем, Евфимий был взят в Казанский митрополичий дом, куда он забрал и привезенную с собой из Устюга Смоленскую икону, которой очень дорожил. Однако со временем Евфимий передал образ в Седмиезерную пустынь как благословение братии. Седмиезерную Смоленскую икону торжественным крестным ходом перенесли в обитель. Во время крестного хода люди отмечали удивительное явление – у тех, кто нес святыню, проходила усталость.
Народ полюбил чудотворный образ: многие люди приходили в обитель почтить Седмиезерную икону и попросить Божию Матерь о помощи в насущных нуждах. Впоследствии в пустыни было учреждено игуменство и воздвигнут каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, где и поместили святыню.
В середине XVII века в России свирепствовала чума. Вымирали целые селения. В Казани также была эпидемия. Для борьбы с заразой по просьбе горожан из Седмиезерной пустыни была принесена та самая чудотворная икона Пресвятой Богородицы, переданная в монастырь Евфимием.
Инокиня Казанского монастыря Марфа во сне была извещена святителем Николаем Чудотворцем о приближении крестного хода со святыней. Святой дважды являлся ей и велел сообщить гражданским властям о том, что Седмиезерную икону необходимо встретить с почетом, раскаяться во грехах и в течение недели держать пост.
Навстречу Седмиезерному образу из Казани отправился крестный ход с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. На месте, где два крестных хода встретились, впоследствии был основан Кизический монастырь. Святыню обнесли вокруг каменного города и поместили для поклонения в Благовещенском соборе Казани. По молитвам Пресвятой Богородицы эпидемия стала стихать. Затем чудотворный образ обнесли вокруг деревянного города, носили по домам, где служили молебны. Больные получали исцеление. Когда святыня была пронесена по всему городу и по всем домам, эпидемия прекратилась. После чудесного спасения почитание среди казанцев Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери возросло еще больше.
Икона находилась в Казани неделю, после чего иноки Седмиезерной пустыни попросили власти вернуть ее в обитель. Однако икона еще на некоторое время задержалась в городе, так как три дня подряд при попытке выйти со святыней из собора начиналась сильная буря, не позволявшая это сделать. В конце 1654 года митрополит Казанский и Свияжский Корнилий по просьбе горожан оставил чудотворную икону в Казани на целый год, после чего она была торжественно возвращена в Седмиезерную пустынь.
В 1656 году еще более сильная эпидемия чумы опять пришла в Казань. Смоленско-Седмиезерный образ Богородицы был, как и раньше, принесен в город, и мор прекратился. В 1658 году было установлено ежегодно 26 июня приносить чудотворную икону в город Казань в память о спасении от чумы. Эта традиция существовала до начала XX века, до ее запрета в советский период. Крестный ход всегда собирал большое количество богомольцев из различных губерний России.
Известен этот образ исцелением от различных болезней и слепоты. Так, в 1804 году комендант Казани генерал Кастеллий вновь обрел способность ходить, когда его привезли в Седмиезерную пустынь и он приложился к чудотворной иконе, помолившись за утреней, Литургией и акафистом.
В 1928 году Седмиезерную пустынь закрыли. Чудотворный образ был спасен иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным). Впоследствии икона долгие годы хранилась в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище города Казани. В настоящее время Смоленско-Седмиезерная икона Божией Матери находится в алтаре Петропавловского собора Казани и еженедельно выносится в храм для служения молебна и поклонения верующим. В Седмиезерной пустыни имеется чудотворный список этой иконы, который также пользуется почитанием верующих.
Икона относится к иконографическому типу «Одигитрия» («Путеводительница»): Богородица одной рукой держит Спасителя, а другой указывает на Него как на Путь, Истину и Жизнь. Празднование в честь Седмиезерной иконы Божией Матери совершается три раза в год: 9 июля, в честь спасения Казани от чумы в 1654 и 1656 годах; 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери и в честь спасения Казани от чумы в 1771 году; 26 октября, в день принесения Смоленской иконы Божией Матери Евфимием на место основания Седмиезерной пустыни.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета “Православный Симбирск” №20 (628) октябрь, 2024 год