Лонгин сотник – римский воин, который удостоился венца мученичества. Он стал свидетелем Крестных страданий Господа, чудесных знамений, последовавших после смерти Спасителя, а затем и Его славного воскресения.
Среди христианских святых есть немало римских воинов, которые уверовали в Спасителя в эпоху, когда языческий культ был в Римской империи государственным. Хотя встреча человека с Богом – это всегда уникальное, таинственное событие, можно предположить, что армейский быт, суровая дисциплина, столкновение со смертью в бою подготавливали этих солдат и военачальников к принятию христианской системы ценностей. И первым из них стал мученик Лонгин сотник.
Свирепый и упрямый Пилат
Мученик Лонгин по приказу Понтия Пилата вместе со своими воинами находился на месте казни Спасителя и охранял кресты с распятыми. С 6 года по Рождестве Христовом Иудея обрела статус полноценной римской провинции. Понтий Пилат занимал военную должность префекта и отвечал за все аспекты управления Иудеей. Судя по трудам античных историков, своим современникам он запомнился как жестокий каратель, взяточник и карьерист. Филон Александрийский называет Пилата «свирепым и упрямым», «от природы жестоким и гневливым», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств, многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году Пилат был снят с должности из-за жалоб населения на его жестокость и отправлен в Рим.
Легион и центурион
Сотник командовал центурией – самым маленьким подразделением римского легиона, поэтому его называли центурионом. Формально центурия состояла из 100 воинов. Римский легион номинально насчитывал 6000 солдат. Они делились на 10 когорт по 600 человек. В каждой было 6 центурий. Таким образом, в легионе насчитывалось 60 центурионов, между которыми существовала сложная иерархия, а сами они имели различные полномочия.
Высшим был первый центурион первой когорты – он имел право участвовать в военных советах с трибунами и командиром легиона. Центурион должен был обеспечивать в своем подразделении железную дисциплину и заниматься обучением солдат. Помимо этого римское командование могло поручить сотнику выполнение каких-либо особых задач. Центурионы, как правило, происходили из народа и получали повышение из простых солдат. Эти опытные, проверенные в боях люди составляли костяк легиона. Должность центуриона была прибыльной.
Прославление Христа
Евангелисты сохранили исповедание Лонгина, которое он произнес у Креста: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54; ср.: Мк. 15, 39; Лк. 23, 47).
Церковное предание отождествляет Лонгина сотника с воином, пронзившим копьем ребра уже умершего Христа. Это было сделано для того, чтобы удостовериться в Его смерти, которая наступила раньше, чем у других распятых. Капли крови и воды, истекшие из раны на теле Спасителя, попали сотнику в больные глаза и исцелили их.
Утверждение веры
Лонгин вместе с двумя воинами по поручению Пилата также нес караул у гроба, в котором было положено пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Центурион с товарищами видел Воскресение Христово, после чего его вера в Распятого Сына Божия окончательно утвердилась.
Воины рассказали Понтию Пилату и иудеям обо всем случившемся. Как известно из Евангелия, иудейские старейшины предложили ночным стражникам большую сумму, чтобы те распространили молву, будто бы тело Иисуса Христа было похищено Его последователями. Некоторые стражники, задействованные в охране гроба Господня, взяли деньги, но Лонгин и два воина, бывшие с ним, наотрез отказались.
Центурион все решительнее проповедовал истину о событиях той пасхальной ночи, чем вызывал к себе сильную ненависть в среде иудейской религиозной элиты. Несмотря на жгучее желание заставить центуриона молчать, у его врагов до определенного момента не было подходящего повода, ведь за сотником стояла его безупречная репутация честного человека. Даже римский император Тиверий знал о заслугах Лонгина.
Миссионерский подвиг
Вскоре центурион ушел с военной службы. Он принял Крещение от апостолов и переселился на свою родину, в Каппадокию – местность, расположенную на востоке Малой Азии. Вслед за ним туда отправились и два его товарища по легиону. Здесь мученик благовествовал о Христе, о Его смерти и Воскресении. Наконец, Лонгин поселился в поместье, которое принадлежало его отцу, и стал проводить уединенную жизнь христианского подвижника.
Узнав о миссионерских трудах святого Лонгина в Каппадокии, иерусалимские иудеи убедили Пилата направить Тиверию письмо с ложными обвинениями на центуриона. Солидная сумма помогла префекту Иудеи принять «правильное» решение. Сотника обвинили в отказе подчиняться римской власти, оставлении воинского звания, распространении идей о новом Царе, якобы способных вызвать в Каппадокии народное возмущение. Иудейские старейшины сопроводили письмо богатым подарком – большим количеством золота. Император поверил написанному и повелел казнить сотника.
Венец мученичества
В Каппадокию Пилат направил воинов, которые должны были доставить в Иерусалим голову Лонгина, а также казнить двух товарищей центуриона, поверивших во Христа. Разыскивая «противника римского императора», отряд скрывал истинные намерения, однако Лонгину было открыто, что вскоре он претерпит мученическую смерть. Когда воины, наконец, встретили сотника, они не узнали его. Но и бывший центурион не торопился открывать им себя. Лонгин пригласил воинов в дом, дал им отдохнуть, накрыл трапезу. Опьянев за обедом, палачи рассказали о цели визита. Предупредив двух друзей, сотник объявил отряду, что казнить приказано его. Он убедил воинов исполнить полученный ими приказ, так как столкнувшись с гостеприимством сотника, они не хотели его убивать.
Святой Лонгин сотник и два воина, которые стали свидетелями Воскресения, были казнены. Честную главу мученика доставили Понтию Пилату в Иерусалим, как он и приказывал. Это доказательство совершившейся казни продемонстрировали иудейским старейшинам, а затем выбросили за город на свалку.
Обретение главы
Впоследствии главу Лонгина сотника обрела слепая христианка из Каппадокии. Эта женщина, не получив помощи от врачей, решила вместе с сыном отправиться в Иерусалим в паломничество. В святом граде сын умер. Мученик Лонгин явился ей, рассказал о своей жизни и смерти, пообещав женщине исцеление, когда она найдет его главу. Святой также сказал, что мать увидит своего умершего сына в радости и небесной славе. С помощью местных христиан женщина разыскала святыню, к ней вернулось зрение, и она действительно увидела сына вместе с мучеником Лонгином во славе Небесного Царствия. Глава мученика была похоронена в Каппадокии в окрестностях города Тианы.
Почитание святого
В IV веке святитель Григорий Нисский в послании к никомидийским пресвитерам замечает, что в Каппадокии (его кафедра, город Нисса, находилась как раз в этой провинции) почитается сотник, исповедавший Божество Господа при Его Крестных страданиях. Создание древнейшего жития мученика Лонгина сотника долгое время приписывалось преподобному Исихию, пресвитеру Иерусалимскому. Автор использовал найденные в библиотеке храма Воскресения Христова мученические акты. В настоящее время исследователи датируют это житие VI-VII веком. Оно могло появиться как в Иерусалиме, так и в Каппадокии. Один из православных приделов в храме Гроба Господня в Иерусалиме посвящен святому Лонгину сотнику. Память мученика празднуется Православной Церковью 29 октября.
Диакон Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск» № 20 (532)