21 ноября Святая Церковь совершает празднество Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, установленное в IV веке на Поместном Лаодикийском Соборе.
В названии праздника подчеркивается особая роль Архангела Михаила в горнем мире. Что мы знаем о нем в рамках церковной традиции?
Прежде всего, следует помнить, что Лаодикийский Собор осудил чрезмерное почитание ангелов, при котором они в сознании человека начинают заслонять Христа. В православном понимании любой ангел является сотворенным, разумным, духовным существом, призванным исполнять и возвещать волю Божию. Но по сравнению с Богом даже самые высшие из ангельских сил лишь слабый отблеск неизреченной славы Творца.
Бог поручал ангелам защищать праведных (Пс. 90, 11-13; Евр. 1, 14), разрушать козни демонов (Тов. 8, 3), возносить молитвы людей к Богу (Тов. 12, 12), отводить души в загробную жизнь (Лк. 16, 22). По повелению Божию они являются для помощи человеку (Ис. 6, 7) или для его наказания (2 Цар. 24, 16), возвещают будущее (Дан. 8, 16-26). На Страшном Суде ангелы отделят добрых людей от злых (Мф. 13, 49).
Ангелы принимали участие во многих событиях ветхозаветной и евангельской истории: в разрушении Содома и Гоморры (Быт. 19, 1-3), в получении пророком Моисеем Синайского законодательства (Втор. 33, 2), в событиях Христова Рождества (Лк. 2, 9-14), при молитве Спасителя в Гефсиманском саду (Лк. 22, 43), возвещали Воскресение Христово (Мф. 28, 5-7), присутствовали при Вознесении Иисуса Христа (Деян. 1, 10-11). В Откровении Иоанна Богослова ангелы исполняют волю Божию о стихиях мира (Откр. 7, 2; 14, 18; 16, 5).
Имена архангелов, среди которых Михаил занимает первое место, восходят еще к ветхозаветной эпохе. В переводе с еврейского языка имя Архангела Михаила означает «кто как Бог?». В Библии он именуется вождем воинства Господня (Нав. 5, 14-15), поэтому церковные авторы усвоили Архангелу Михаилу титул «архистратиг», то есть старший воин, вождь. Самым известным эпизодом из «биографии» Архангела Михаила является его война с диаволом, разразившаяся в горнем мире. Под предводительством Архангела Михаила ангельские силы выступили против денницы (люцифера), высшего ангела-хранителя земли, который восстал против Бога, соблазнив многих ангелов. Из-за гордости денница лишился первоначальной славы и был низринут с небес вместе со своими приверженцами. Именно его мы теперь называем диаволом или сатаной.
В Откровении апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает этот эпизод: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр. 12, 7-9).
Икумений, епископ Триккский, автор X века, оставивший комментарий на книгу Откровение, писал: «…сатана не склонился перед Богом, то есть возвысил сильную и непреклонную шею против Него и отступничество совершил. Бог, Который благ и смирен по природе, терпит его. Но ангелы Божьи, не вынеся дерзости своего владыки, отстранили его от жительства с ними. Поэтому тут [в приведенных выше стихах] говорится, что Михаил, один из великих вождей среди ангелов, боролся с сатаной и его товарищами. И сатана не выстоял в поединке с ним». Победа над сатаной нашла отражение в иконографии Архангела Михаила, поэтому на иконах его можно узнать по огненному мечу в руке или копью, которым он низвергает диавола.
В Книге пророка Даниила Архангел Михаил показан «князем великим», который покровительствует израильскому народу, что составляло одно из его служений.
Толкуя Священное Писание, отцы Церкви считали, что Архангел Михаил участвовал во многих важных событиях библейской истории, хотя в тексте его имя не называется. Так, например, его отождествляют с одним из трех ангелов, принятых Авраамом у дуба Мамврийского, или таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта. Некоторые считали, что именно Архангел Михаил погубил в море армию фараона.
Церковное предание видит Архангела Михаила в Ангеле Господнем, который преградил путь ослице Валаама (Чис. 22, 23). Интересно, что он держал в руке меч. Перед осадой Иерихона Архангел Михаил явился Иисусу Навину в виде человека, держащего в руке обнаженный меч (Нав. 5, 13-15). По воле Божией Архангел Михаил остановил армию ассирийского царя Сеннахирима, хотевшего захватить Иерусалим: И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые (4 Цар. 19, 35). Господь послал Архангела Михаила, чтобы спасти брошенных в печь отроков Ананию, Азарию и Мисаила, которые отказались служить золотому идолу, воздвигнутому вавилонским царем Навуходоносором: Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их (Дан. 3, 49-50).
В христианские времена Архистратиг Михаил считается покровителем «нового Израиля», то есть Церкви Христовой, в особенности «Церкви воинствующей» – всех верных Богу, сражающихся с силами зла на земле.
Одно из знаменитых явлений Архангела Михаила было в 590 году в Риме. В этот год в городе бушевала эпидемия чумы. Святитель Григорий Великий во время торжественного шествия с молебном об избавлении горожан от болезни увидел на вершине мавзолея Адриана Архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. Эпидемия пошла на спад. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура Архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком Святого Ангела.
Действительно, по особому Промыслу Божию ангелы вообще и Архангел Михаил в частности являются достойным людям, однако не такими, какие они есть на самом деле, а в измененном виде, приспосабливаясь к способности человека их воспринимать.
В Русской Церкви принято молиться Архангелу Михаилу об избавлении от скорби, при основании дома, а также о спасении и сохранении России.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»