4 декабря отмечается Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из двенадцати особо почитаемых в Православной Церкви праздников.
«Сие приключение младенчествующей Богоневесты, – говорит святитель Филарет Московский, – есть некий начаток Ее обручения Святому Духу и потому, некоторым образом, первый залог обручения всего человечества Божеству».
Церковное Предание
Содержание события, послужившего поводом для установления праздника, сохранило Предание Церкви. В канонических Евангелиях нет сведений о рождении, детстве и юности Царицы Небесной. Поэтому рассказ о введении Пречистой Девы во храм мы можем найти в более поздних апокрифических текстах. Самым авторитетным считается «Протоевангелие Иакова».
Обет Богу
Известно, что родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, до самой старости не имели детей. Супруги неотступно просили Бога о ребенке и дали обещание: если у них родится чадо, то они отдадут его на служение Господу. И чудо свершилось.
В «Протоевангелии Иакова» есть интересный эпизод: когда Божией Матери исполнилось два года, праведный Иоаким захотел исполнить обет. Но святая Анна попросила его оставить Дочь в доме еще на год, чтобы «ребенок не стал искать отца или мать». По словам доктора церковной истории Михаила Скабаллановича, «только опасение, что любовь слишком малолетнего ребенка будет обращать взоры его к родителям, а не всецело будет отдана Господу, – удержало родителей от исполнения своего обета».
Год спустя праведная чета выполнила обещание. Торжественная процессия в сопровождении отроковиц с зажженными свечами, подошла к Иерусалимскому храму. Здесь Пречистую Деву встретил первосвященник Захария в окружении иудейских священников.
Удивительные моменты
Вход в храм предваряли 15 крутых ступеней. Когда Деву Марию поставили на первую, Она, несмотря на Свой возраст, легко преодолела и остальные.
Первосвященник Захария благословил Пресвятую Деву, и по внушению свыше, ввел Ее во Святая святых – самое священное место в храме. Право входить туда имел лишь первосвященник и только раз в год, после принесения особой жертвы (см. Евр. 9, 7). Так была явлена исключительная роль Младенца Марии в судьбе человечества.
Второе Рождество
О высоком значении события введения во храм в жизни Богородицы говорит Михаил Скабалланович: «Оно (введение – прим авт.) настолько изменило все дальнейшее течение жизни Богоизбранной Отроковицы, что его можно было назвать вторым рождением Ее для жизни новой, – для жизни, посвященной одному Богу».
Новый этап
С события введения в жизни Пресвятой Девы начался новый этап – Она до 12-летнего возраста воспитывалась при Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, – говорил блаженный Иероним Стридонский, – как проводила время юности Пресвятая Дева, – я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». В Предании сохранились сведения, что Богоизбранная Отроковица всецело посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию.
Имея твердое желание хранить девство, Пречистая была обручена праведному Иосифу. О дальнейшей жизни Святого Семейства мы находим повествование в канонических Евангелиях.
Возникновение праздника
Считается, что Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из самых поздних праздников среди двунадесятых. Исследователи относят его появление к середине VI столетия. В IX веке праздник получил широкое распространение на христианском Востоке, а окончательно вошел в число двунадесятых после XIV века. Сейчас сложно представить, но до середины XVII века всенощное бдение накануне праздника Введения совершалось исключительно в одноименных церквях.
Богослужебные особенности
Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы образует шестидневный цикл (по одному дню на предпразднство и сам праздник, а также четыре дня на попразднство, включая последний день на отдание).
Тема Введения появляется в богослужении задолго до праздника: 21 ноября на литии хор исполняет стихиру «Днесь боговместимый храм Богородица».
Само праздничное богослужение не отличается от служб прочих двунадесятых богородичных праздников. В числе основных отличий можно отметить исполнение песнопения «Христос раждается, славите». С 4 декабря мы часто сможем услышать эти торжественные слова на богослужениях, вплоть до праздника Рождества Христова. Так выражена связь между Введением – началом подготовки Божией Матери к Ее будущей миссии – и рождением Спасителя.
Событие Введения во храм Пречистой Девы стало предвозвестием будущего Боговоплощения. Об этом сказано в ключевом тексте этого дня – тропаре праздника: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».
Символы храма
И в богослужении, и в иконографии праздника развивается тема храма. Рассмотрим паремии, которые читаются на всенощном бдении накануне праздника. В первом отрывке рассказывается об установке и освящении скинии – походного храма (см. Исх. 40, 1-5; 9-10;16; 34-35). Чтобы понять, почему этот эпизод вспоминается в праздник Введения, вновь обратимся к трудам Михаила Скабаллановича: «Церковь в поставлении скинии среди еврейского народа видит прообраз празднуемого события и самой Богородицы. Как тогда чрез поставление скинии Господь таинственно стал обитать среди своего народа; так теперь Пресвятая Дева была введена во святой храм, чтобы приуготовиться в жилище Христа – Царя небесного, благоволившего чрез Пресвятую Деву воплотиться и жить с людьми, среди людей».
Вторая паремия посвящена воспоминанию строительства и освящения храма царя Соломона (см. 3 Цар. 8, 1; 3-7; 9-11). Церковь призывает христиан увидеть путь, указанный примером Царицы Небесной: уготовить в своей душе храм, где мог бы обитать Дух Божий. Третья паремия – это пророчество о том, что пленные иудеи вернутся в Иерусалим и восстановят храм, разрушенный царем Навуходоносором (см. Иезек. 43, 27; 44, 1-4). По толкованию блаженного Феодорита, в этом тексте пророк Иезекииль обращает внимание на восточные врата храма, через которые однажды вошел Господь. Они символизируют Богоматерь, Которая будто бы открыла Богу дверь в человеческий мир.
Эпохи Иерусалимского храма
Благодаря этим паремиям мы можем наблюдать историю возникновения храма. Она начинается с момента, когда Господь «мышцею крепкою» вывел евреев из Египта и повелел пророку Моисею соорудить скинию, которая была прототипом будущей церкви. В ней находилось особое помещение, называвшееся Святая святых. Там разместили Ковчег Завета, в котором хранились скрижали, данные пророку Моисею на Синае, процветший жезл первосвященника Аарона и сосуд с манной небесной. Эти святыни напоминали о покровительстве Божием во время исхода из Египта и странствования в пустыне.
Затем царь Соломон воздвиг Богу каменный храм, куда были перенесены святыни из скинии. В 586 году до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим. Соломонов храм был разрушен, а большинство жителей угнано в плен. В 515 году, после возвращения из неволи, храм и стены Иерусалима были заново возведены. Началась эпоха «второго храма». Именно в этот храм и была приведена Пресвятая Дева.
По сравнению с прежним храмом царя Соломона второй представлял собой бедное, маленькое строение, лишенное украшений. Ковчег Завета не сохранился и самое священное место было пустым.
В 37 году до Рождества Христова Ирод Великий стал фактически царем Иудеи, взяв Иерусалим штурмом. Храм сильно пострадал. Правитель предпринял масштабные работы по реконструкции Иерусалимского храма, желая сделать его более величественным.
На фотографии вы видите макет храма после реконструкции Ирода Великого. И хотя он был значительно перестроен, основной план храма оставался неизменным.
Иконография праздника
На переднем плане композиции изображена процессия, направляющаяся к храму. Во главе нее – Богородица, за Своей Преблагословенной Дочерью следуют Ее родители. Они вручают Пречистую Деву первосвященнику Захарии, который склонился навстречу к Богоизбранной Отроковице. За праведными Иоакимом и Анной расположены девы, держащие в руках горящие свечи.
Трехлетняя Пресвятая Дева одета в мафорий – это большой плат, который носили замужние палестинские женщины. Чаще всего Богородицу изображают в красном мафории, синей тунике и голубом чепце. Плат символизирует материнство Пречистой, а синий цвет туники – девство. Мафорий может быть украшен тремя золотыми звездами и окантовкой. Золотые звезды – символ непорочности, а кайма – знак прославления Царицы Небесной.
Композиция иконы Введения имеет примечательную деталь – фигура Пречистой Девы всегда изображается значительно меньше остальных (что указывает на Ее трехлетний возраст). При этом облик Богородицы вовсе не детский.
На заднем плане композиции – храм. Традиционно он изображается в виде шатра на тонких колоннах, который находится внутри невысокой ограды. В открытых дверях ограды, которые напоминают Царские врата, виден престол. Эти элементы можно толковать как зримое воплощение аллегорических образов богослужебных текстов праздника. Например: «к Ней же дивяся Захариявопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери».
В верхнем углу иконы за фигурой первосвященника Захарии помещена характерная для этого сюжета сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела. Эта тема тоже продиктована богослужебными песнопениями: «Небесным воспитана Дево хлебом верно в храме Господни, родила еси миру жизни хлеб, Слово».
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мы прославляем Пречистую Деву Марию – священный и чистейший сосуд, послуживший делу нашего спасения. Размышляя о периоде Ее воспитания в Иерусалимском храме, будем подражать добродетелям Пречистой: любви к изучению Священного Писания, Ее смирению и доверию к Промыслу Божию, Ее доброте и милосердию к нуждающимся.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 22 (558) 24 ноября 2021 г.