Отрадно, когда дети продолжают дело своих родителей, особенно если это дело – служение Господу. О жизненном пути своих родителей, протоиерея Алексия Розина и матушки Любови, рассказал благочинный Майнского округа, настоятель Казанского храма р.п. Майна иерей Арсений Розин.
Мой отец, ныне покойный протоиерей Алексий, – коренной костромич. Он воспитывался в советской атеистической семье. Дед участвовал в Великой Отечественной войне, бабушка работала директором городской библиотеки. С юных лет мой отец начал интересоваться Православием, стал посещать храм. Родители всячески препятствовали ему в этом, отрицая веру в Бога. Конечно, папу очень расстраивало такое отношение близких к Церкви.
Спустя какое-то время в Кострому приехал митрополит Никодим (Ротов). После богослужения в кафедральном соборе он пригласил моего отца на учебу в Ленинградскую духовную академию. Папа согласился и поступил. Первый курс он отучился в Ленинграде, а потом по благословению духовника перевелся в Московскую духовную академию в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
Знакомство на послушании
В Московской духовной академии папа учился иконописи у известного преподавателя, выдающегося реставратора и иконописца – монахини Иулиании (Соколовой), помогал ей в реставрационных работах. После окончания учебы он ездил по стране и расписывал храмы, часовни.
Однажды они с братом уехали расписывать храм в Баку. В том же храме моя мама со своей сестрой помогали печь просфоры. Родители познакомились в храме и полюбили друг друга. После свадьбы они уехали в Кострому, где папу рукоположили и направили служить в село Здемирово Костромской области. Этот приход стал единственным местом служения для моего отца.
Семья и быт
У нас большая семья. У мамы с папой родилось девять детей: Дарья, отец Михаил, Петр, отец Серафим, Алексей, Иван, отец Николай, Мария и я.
Старшие помогали маме присматривать и ухаживать за младшими детьми. Серафим и Алексей учились в одном классе, Ваня с Колей – тоже, так было удобно.
Мое детство выпало на конец 1990-х – начало 2000-х – непростые времена в материальном плане. Были дни, когда не хватало на хлеб. Но, с Божией помощью, мы справлялись с трудностями. Родители держали корову, теленка, коз, кур.
У нас была череда послушаний по дому. Старшие братья по очереди кормили скотину, убирали за ней. У каждого из нас был свой участок картошки на огороде, грядки, за которыми мы ухаживали. Дома тоже распределяли дежурства и мыли посуду по очереди – все как в семинарии.
Мне кажется, тот факт, что мы жили в селе, во многом помог нашим родителям: пока мама занималась своими делами, мы гуляли на большом придомовом участке, нас не нужно было водить за руку. Мы всегда держались семейным «костяком», у нас была своя компания.
Между всеми братьями сложились теплые дружеские отношения, у нас даже была своя традиция: каждую Пасху мы ходили «на зеленую» (на пикник), сами все заготавливали, жарили шашлык. Мы и сейчас стараемся помогать друг другу. Особенно часто выручает остальных старший брат Михаил.
О встрече с отцом Иоанном
Старец Иоанн (Крестьянкин) стал духовным отцом для моего папы. Когда отец стал воцерковляться, он посещал храм в поселке Поддубное под Костромой. Ему помогал встать на путь истинный настоятель этого храма. Отец уже был наслышан о том, что в Псково-Печерском монастыре есть подвижник, исповедник веры отец Иоанн (Крестьянкин), и ему хотелось попасть на встречу с ним. Одна женщина, которая была духовным чадом отца Иоанна, содержала свою пасеку, а также занималась сбором целебных трав. Она собрала для батюшки травы и мед и попросила нашего отца отвезти ему.
Приехав в Печоры и находясь уже рядом с кельей старца, отец молился, чтобы Господь все управил и чтобы батюшка его принял. Встреча состоялась: они общались недолго, примерно минуту. Папа передал поклон от той женщины и попросил молитв батюшки, потому что он был на распутье – либо ему оставаться мирянином и трудиться, либо начинать более глубокую духовную жизнь и поступать в семинарию. Затем отец вышел из кельи и, пройдя несколько десятков шагов от братского монастырского корпуса, будто потерялся во времени. По его подсчетам, прошло около двух часов неописуемой радости, трепета. Отец почувствовал, что такое благодать Святого Духа, что такое молитва пастыря Христовой Церкви в лице отца Иоанна. Он очнулся от этого состояния заплаканным на скамейке на Святой горке. После этого отец стал регулярно приезжать в Печоры, советоваться со старцем в разных житейских обстоятельствах. Отец Иоанн минимум дважды в год поздравлял нашу семью с праздниками: с Рождеством и с Пасхой. Эти письма до сих пор хранятся у нас дома. Потом отец регулярно ездил к старцу с мамой и старшими детьми.
Проблемы и прозорливость
Поездки в Печоры были незабываемыми и в прямом смысле слова чудесными для моих родителей. Одно из таких путешествий произошло в августе 1992 года, когда родители ждали седьмого ребенка. К сожалению, поводом для поездки в монастырь стали проблемы со здоровьем у мамы и малыша. Врачи ставили неутешительный диагноз. Спасительной стала надежда на молитвы и благословение старца Иоанна. Оставив десятимесячного Ваню с бабушкой, родители с пятью детьми на часто ломающихся «Жигулях» отправились в дорогу.
По пути машина все-таки сломалась, и всей семье пришлось ночевать в храме. Уже в Печорах родители узнали, что отец Иоанн уехал в Эстонию. Но нашлись люди, которые помогли пересечь границу и найти батюшку.
Моя мама вспоминает:
— Прошло немного времени, и мы увидели возвратившегося из леса веселого и бодрого отца Иоанна. Все бросились под его благословение. Батюшка был рад нашему приезду. Мы рассказали ему свои опасения. Батюшка с серьезностью отнесся к нашей просьбе и сказал: “Я помолюсь, обязательно помолюсь, а там как Господь даст”.
Пока мы беседовали, из Пюхтицкого монастыря приехала игумения Варвара (Трофимова). Тогда мне пришла в голову такая мысль: “Матушке Варваре легче, чем мне. Она такая ухоженная да полненькая”. (Матушка Любовь на тот момент была физически и морально истощена. – Прим. ред.) В то время мне было очень тяжело: шестеро маленьких детей, беременна седьмым, проблемы со здоровьем, да еще и домашнее хозяйство. Мне приходилось спать в сутки по 3-4 часа. Когда батюшка Иоанн попрощался с матушкой Варварой и вернулся к нам, он сел рядом со мной и сказал: “Да, матушка, тебе намного тяжелее, чем матушке Варваре. Она такая ухоженная да полненькая”. У меня от этих слов холод прошел по коже. Как батюшка мог так дословно знать мои мысли?!
Пока мы беседовали, Серафим, которому было три года, упал с кресла и поцарапал себе нос, расплакался. Отец Иоанн побежал в дом, принес цинковую мазь и подошел к Серафиму со словами: “Посмотри, какой у меня сейчас будет носик красивый!” – и помазал себе нос мазью. “Давай и тебе помажу, чтобы и у тебя носик стал красивым!” После этого сын быстро успокоился, а я подумала: “Какой батюшка внимательный и заботливый, несмотря на свой возраст. Не каждая мать так внимательна к своим детям”.
Когда отец Иоанн ненадолго ушел, папа попросил 7-летнего Мишу загадать желание, что бы он хотел получить от старца. Вскоре батюшка вернулся быстрым шагом со словами “Заказ поступил!”, неся в руках коробку с печеньем. А Миша прошептал папе на ухо: “Папа, я как раз такое печенье хотел!”.
Мы проговорили до самого вечера и не заметили, как быстро прошло время. Попрощавшись, отец Иоанн велел нам возвращаться в монастырь и приехать к нему на следующий день в 6 часов.
Утром батюшка уже ждал нас в своей келье. Он помолился перед иконами и сел рядом с нами. Отец Иоанн говорил нам о том, что нужно вести духовную жизнь, читать Святое Евангелие и духовную литературу. Говорил, что духовные книги – как пироги с разной начинкой, вспоминая при этом пирожки своей мамы.
Он делился с нами своими печалями: “Я очень переживаю, когда люди хотят ко мне попасть, но не могут”. Он на расстоянии чувствовал молитвы людей, которые обращались к нему за помощью. Батюшка говорил, что на детей сейчас идет много негативной информации, поэтому нужно помогать им. Утром и на ночь мазать им святым маслом или святой водой крестообразно лоб, глаза, нос, рот, уши с Иисусовой молитвой, а сердце – с молитвой “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.
На прощание отец Иоанн помазал нас святым елеем, окропил святой водой, благословил и отпустил нас домой с кучей подарков.
Когда родился Николай, диагноз не подтвердился. Сейчас он служит диаконом в храме. Я очень благодарна батюшке Иоанну за его молитвы. Благодарю Бога за то, что на жизненном пути Он даровал нам встречу с таким старцем. Находясь рядом с ним, я чувствовала свое недостоинство и его святость, которая одухотворяла и дарила любовь ко всем. Слава Богу за все».
Традиции христианского воспитания
Родители старались воспитывать нас в вере, привить страх Божий, — продолжает отец Арсений. — В субботу-воскресенье мы всегда были в храме. Кто-то помогал на клиросе, кто-то – в алтаре, кто-то просто стоял и молился. Не было такого: хочешь – иди, не хочешь – не иди. Мы должны были быть в храме всегда, потому что отец к этому относился строго, не допускал расслабленности.
Зимой мы ставили елку не к Новому году, а в Рождественский сочельник. 1 января мы не отмечали, мы праздновали Новый год позднее, по старому стилю, в январе. В этом вопросе сказалось влияние отца Иоанна (Крестьянкина) – даже в поздравительных открытках он указывал новый год по старому стилю, не принимая современный Новый год.
На школьные новогодние елки мы не ходили. В нашей семье была установка: это пост, нечего там делать. Да у нас и не было желания там веселиться. Когда есть сложившиеся традиции в семье, уже нет желания изменять им. В школе никто на этом внимания не акцентировал.
Летом мы вместе ходили на речку купаться. Несмотря на то что мы жили в красивом месте – наш дом расположен на берегу Волги, – все равно хотелось побывать в лесу. Ездили «на зеленую» все вместе, брали с собой самовар, играли в мяч. Было по-семейному хорошо.
Пример отца и наставление брата
В нашей семье четверо из семи сыновей стали священнослужителями. Мне кажется, повлиял родительский пример. Меня к этому пути подталкивал и направлял старший брат, отец Михаил.
Также меня впечатлило отношение отца к служению, к близким. Как у главы большой семьи у него было очень много дел, нужно было все успевать. Папе приходилось подрабатывать: он расписывал храмы, в том числе и в Печорах.
Взаимоотношения родителей стали для меня образцом супружеской жизни. Я никогда не видел, чтобы они ссорились, ругались. В семье всегда был мир, потому что было глубокое взаимопонимание и уважение.
Виртуальное знакомство
Мое знакомство с будущей супругой Анастасией состоялось в 2015 году. Еще будучи студентом техникума, просматривал записи в социальных сетях и остановился на цитате отца Иоанна (Крестьянкина).
Слова батюшки тронули меня, и я посмотрел, кто сделал репост. Так я попал на страницу к Анастасии, написал ей, и мы начали общаться.
Незадолго до этого Анастасия только-только начала ходить в храм и нуждалась в духовной поддержке. Она молилась о том, чтобы у нее появился друг-единомышленник.
Именно в тот вечер, когда она об этом помолилась, пришло сообщение от меня. Хотя на сообщения подобного рода она никогда не отвечала, мы начали общаться, поздравлять друг друга с праздниками. Так продолжалось несколько лет. После второго курса семинарии мы повенчались.
«Жду каждой встречи с нашими родными»
– Я никогда даже предположить не могла, что выйду замуж за семинариста и стану супругой священника, — говорит матушка Анастасия. — Но у Бога на каждого Свои особые планы! Впервые я приехала в Кострому знакомиться с родными будущего мужа на день рождения отца Алексия – папы отца Арсения. И тогда я была немного в шоке от количества людей, которые собрались на праздник. А ведь это были только самые близкие!
Кругом разговоры, суета, бегают детишки. Мне это было совсем непривычно, поскольку родных братьев и сестер у меня нет и мой близкий круг выглядит иначе. Родители мужа и его близкие встретили меня очень тепло. Когда я вернулась домой в Ульяновск, начала тосковать именно по той атмосфере, которая царила в родном доме супруга. Сейчас я очень люблю приезжать туда, с нетерпением жду каждой поездки и встречи с нашими родными. Я безмерно рада, что у меня появилась такая большая и дружная семья!
По всей России
— Сейчас редко получается собраться всем вместе – нас раскидало по всей России, — объясняет отец Арсений. — К тому же если мы вместе одновременно приедем, то не получится всех разместить у мамы – 24 внука! Поэтому мы собираемся частями, ездим друг к другу в гости.
Мама живет в селе Здемирово. С ней сейчас живет семья брата – отца Николая. Она вся в домашних заботах, воспитывает внуков. Другие братья живут рядом.
Родительский дом находится рядом с храмом, мама ходит на все богослужения. С начала СВО они с прихожанами каждый день молятся за воинов, Отечество, читают акафисты. Молится мама и за нас – за детей, внуков. Мы ощущаем на себе это и рады, что у нас такой пример для подражания.
Записала Мария Башарина