В чем задача духовного наставника? Что является фундаментом отношений пастыря и приходящего к нему человека? О чем говорит нам пример жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского? Беседуем с духовником Симбирской епархии, настоятелем Казанского храма Ульяновска иереем Андреем Козловским.
– Отец Андрей, какую роль играет духовный наставник в жизни православного христианина?
– Отвечая на этот вопрос, важно сказать о том, что мы часто путаем понятия «духовник» и «духовный наставник». Но между ними большая разница. Духовником может быть любой священник, у которого человек исповедуется, а духовный наставник – это тот руководитель, к которому ты обращаешься с какими-то духовными проблемами, можешь испросить совета, а он подскажет, как лучше поступить. Но бывает так, что люди, даже те, которые уже имеют какой-то определенный опыт духовной жизни, обращаются за наставлением в вопросах чисто житейских, которые вполне можно решить самому. А духовный наставник – это прежде всего тот, кто помогает наладить внутреннюю жизнь христианина.
– Духовный наставник должен быть у каждого человека?
– Духовный наставник – не гарантия спасения. Приведу слова замечательного подвижника XX века архимандрита Серафима (Тяпочкина): «Исповедоваться можно у любого священника, но руководствоваться советами лучше у кого-то одного». Бывает, что человек ходит от священника к священнику в надежде получить тот ответ или совет, который уже заранее сложился в уме и сердце. В такие моменты человеку не нужно духовное руководство, он ищет лишь подкрепления собственному мнению.
Все мы люди, все очень разные, и священники тоже бывают разные. Верующие ищут себе пастыря, сходного по духу. И конечно, Господь приводит человека к такому пастырю, который может оказать наибольшую пользу его душе.
– Что в отношениях духовника и приходящего к нему человека самое важное для Вас, а что недопустимо?
– Когда митрополит Лонгин доверил мне послушание духовника епархии, он привел мне в пример своего духовного наставника, архимандрита Кирилла (Павлова). Владыка рассказал, что когда к архимандриту Кириллу обращались за советом, то тот непременно отвечал вопросом на вопрос: «А что ты думаешь по этому поводу?». То есть он не навязывал своей воли приходящему чаду, не искал совета из своего богатого пастырского опыта, хотя, безусловно, им обладал. И только получив ответ на этот вопрос, отец Кирилл давал совет. Вот это самое важное. Недавно прочел такое высказывание: «Между духовником и чадом всегда должен стоять Господь». Это и есть фундамент – всегда отдавать главенство Господу, и тогда все будет на благо. А подавление воли человека недопустимо: оно разрушает отношения, духовную связь.
– Отец Андрей, принимать исповедь – трудно?
– Трудно, когда ты как священник думаешь, что ты можешь решить проблемы человека сам. А когда ты учишься просто молиться за пришедшего человека, уповая только на Бога и понимая, что не ты в эту минуту разрешаешь грехи и даешь надежду, а Господь, то это всегда укрепляет самого священника.
– В Вашей жизни был пример пастыря доброго? Может быть, есть какие-то воспоминания, на которые Вы опираетесь в своем служении?
– Моим наставником был протоиерей Николай Косых, который, кстати, тоже многие годы нес послушание духовника епархии. Конечно, повторить его пастырский опыт невозможно, ведь отец Николай – священник не в первом поколении, а это тоже накладывает определенный отпечаток. В пастырском служении он опирается на духовный опыт своих предков. Поэтому повторить это невозможно, а перенять – нужно стараться. В том, как отец Николай служит, как он относится к людям, – в этом видна искра Божией любви. И этому хочется научиться.
— Один из самых дерзновенных, ревностных пастырей – святой Иоанн Кронштадтский. Что Вас больше всего вдохновляет в житии этого святого, в его наследии?
– Этот пастырь воплотил в своей жизни евангельские истины. Его жизнь была далека от затворнически уединенного подвига. Он служил людям жертвенно и безответно. Желая прежде всего личного спасения, он стал пастырем для всей России. Если священник думает, что он сейчас своими силами кого-то спасет, то из этого ничего хорошего не получится, а если он заботится о спасении своей души, то Господь даст разумение и силы.
Отец Иоанн проживал каждый день в служении Богу и человеку: служил Божественную литургию, а потом шел к страждущим, нищим, неутешным и отдавал им все, что у него было. В его житии есть моменты, которые трудно осмыслить нам, современным людям. Например, будучи уже уважаемым пастырем, он ежедневно подавал милостыню тысячам нищих, которые ждали его возле храма. Каждому, пусть по копеечке, но уделял. У нас это не укладывается в голове. Повторить его подвиг невозможно, но стремиться к нему, вдохновляться нужно каждому пастырю.
– Отец Андрей, Вы часто посещаете больных, причащаете их. Что помогает Вам видеть много боли человеческой и не унывать?
– Во-первых, к священнику всегда обращаются люди духовно небезнадежные. Потому что если у человека появилась мысль прийти в Церковь или позвать священника в больницу, то Господь уже с ним. И здесь нет места унынию. Наоборот! Даже если человек исповедуется или причащается первый раз в жизни будучи уже на смертном одре, меня, как и любого священника, это радует. Значит, через боль, через страдания, но все же он обратился к Богу. Любой священник в такие моменты чувствует особую благодать Божию, которая здесь и сейчас окружает этого человека, покрывает его немощи и утешает его.
– Что укрепляет Вас в служении?
– Господь всегда укрепляет через молитву. Об этом мы знаем и от святых отцов, и сами познаем в течение жизни в меру своего опыта. Поэтому молимся, молимся и служим. И обязательно за все благодарим Бога. Тогда Господь Своею любовью покроет наши ошибки и исправит «недочеты» духовной жизни.
Беседовала Ксения Хайсанова
Газета «Православный Симбирск»