Что такое интронизация?

    1 февраля Русская Православная Церковь отмечает 16-ю годовщину со дня интронизации своего Предстоятеля – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

    Патриарх – глава Поместной Православной Церкви. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх имеет «первенство чести» среди епископата и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Святейшего Патриарха возносится во всех храмах Русской Православной Церкви за богослужением по формулировке, в которой его именуют «великим господином и отцом нашим…».

    Таким образом, Патриарх олицетворяет собой живое единство отдельно взятой Поместной Церкви, поэтому дата интронизации так значима для всех членов Церкви. Под интронизацией понимается возведение новоизбранного Предстоятеля Поместной Церкви на кафедру. В древности интронизация совершалась и над епископом, который не являлся Предстоятелем Поместной Церкви. Слово «кафедра» переводится как «сиденье, стул» – это «трон» архиерея, находящийся в алтаре главного храма Поместной Церкви (если речь о Патриархе) или епархии (если речь о епископе).

    Особая символика епископского «трона» возникла в христианстве очень рано. Она основывалась, во-первых, на иудейской традиции восседать во время учительства – толкования закона и Священного Писания, а во-вторых, на древних традициях Рима, согласно которым высшие римские чиновники имели особое право сидеть на собраниях и при рассмотрении судебных дел – это право являлось видимым знаком их полномочий. Символика епископской кафедры была понятна древним христианам и их современникам – она указывала на власть архиерея, его право учить и творить суд в местной христианской общине.

    Постепенно вокруг этой символики сложилось особое священнодействие – рукоположение епископа завершалось его усаживанием на кафедру. Ранние свидетельства о существовании этой практики относятся к III-IV векам. Уже тогда именно этот обряд стал называться интронизацией.

    В дохристианской греческой литературе термин «интронизация» мог обозначать воцарение светского правителя, а слово «трон», корень которого входит в состав термина, обычно означало престол императора.

    Главным моментом интронизации являлся чин восседания новорукоположенного архиерея во время чтений из Священного Писания на Литургии. В различных формах этот обряд имеется в большинстве чинов епископской хиротонии на Востоке и на Западе.

    В византийской традиции на Божественной литургии между окончанием пения Трисвятого и чтением Апостола совершалась хиротония (если в Патриархи возводился не архиерей) и два архиерея вели Патриарха на горнее место и трижды усаживали его на первосвятительский трон.

    В Древней Руси чин интронизации назывался «настолование» или «посажение на стол» и в разные периоды имел свои особенности.

    В правление императора Петра I в Русской Церкви наступает Синодальная эпоха – время, когда Патриарха не было, а Церковь управлялась Святейшим Правительствующим Синодом, то есть она была фактически одним из государственных министерств.

    После падения монархии в России на Поместном Соборе Российской Православной Церкви, проходившем в 1917-1918 годах, было восстановлено патриаршество. Патриархом стал митрополит Московский Тихон (Беллавин). Его интронизация на Патриарший престол состоялась 21 ноября (4 декабря н.ст.) 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля. Чин интронизации был одобрен Собором. Как совершался этот чин?

    На Литургии после пения Трисвятого два митрополита подводили святителя Тихона к горнему месту. Втроем они поворачивались лицом на запад. Один из митрополитов возглашал «Вонмем», а другой читал специальную формулу священнодействия: «Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих Православных Церквах, посаждает на престоле святых первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Отца нашего Тихона, Святейшаго Патриарха великаго града Москвы и всея России, во имя Отца. Аминь». При последней фразе митрополиты первый раз усаживали Патриарха на его место. Чтение формулы продолжалось: «И Сына. Аминь» – Патриарха усаживали второй раз. После слов: «И Святаго Духа. Аминь» – в третий раз. Старший митрополит возглашал: «Аксиос!». Этот возглас трижды пели в алтаре и в храме. Затем один из архиереев в царских вратах читал ектению с особыми прошениями, а старший митрополит – в алтаре специальную молитву. В это время Патриарха переоблачали в иные саккос, омофор, митру, возлагали на него две панагии и наперсный крест. Перед царскими вратами вставали иподиаконы с патриаршим предносным крестом и двуплетеной предносной свечой. По возгласе ектении пелась великая похвала (многолетия Предстоятелям Поместных Православных Церквей и Российскому государству). По окончании Литургии Патриарх перед престолом облачался в патриаршую мантию и куколь, брал монашеские четки. Все архиереи вставали на солее, и Киевский митрополит подавал Патриарху жезл святителя Петра, митрополита Московского, произнося при этом слово.

    При избрании Патриархов Московских и всея Руси Пимена, Алексия II и Кирилла интронизация с некоторыми изменениями совершалась по чину Поместного Собора 1917-1918 годов. Отличия состояли в следующем: особо подчеркивался момент облачения в патриарший куколь – его Патриарху подавал один из старших митрополитов; усаживание на Патриарший престол совершалось трижды по формуле «Во имя Отца. Аминь. Аксиос! И Сына. Аминь. Аксиос! И Святаго Духа. Аминь. Аксиос!», крестный ход после Литургии не совершался.

    Традиционно в день интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви священноначалие, духовенство и миряне возносят сугубые молитвы об укреплении душевных и телесных сил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, служение которого является трудным крестом, несение которого невозможно без благодатной помощи Христа Спасителя.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск» №2 (634) январь 2025 г.