Инклюзивный центр «Солнечный круг» уже четвертый год действует при Иоанно-Предтеченском храме Ульяновска. Центр объединяет семьи с особенными детьми.
Аутизм, синдром Дауна, ДЦП – эти диагнозы когда-то прозвучали приговором. И они же сблизили детей в «Солнечном круге». Казалось бы, в таком месте должно возникнуть неизбежное чувство печали, сожаления, боли. Однако радость и теплоту здесь можно черпать ложками.
Обязательно инклюзии сейчас говорят достаточно много, но готово ли общество всецело принять людей, которые нуждаются в особой заботе, внимании, жаждущих наполнить свою непростую жизнь яркими красками? Этот вопрос остается открытым, и каждому из нас необходимо честно на него ответить.
О радости и внутренней свободе
– В центре моя дочка Анфиса занимается в инклюзивной театральной студии «Элмер». Я долго искала подобные занятия для нее, – делится Анастасия Старостина. – Театральные студии у нас в городе есть, педагоги говорили мне о том, что инклюзия в их работе присутствует, но на самом деле это было не так. Мне приходилось слышать разное: «Ваш ребенок необучаем», «Ваша дочь мешает», «Анфиса не справляется». «Солнечный круг» стал именно тем местом, где дочка не лишняя. И я безмерно этому рада. Мой ребенок учится общению, установлению контакта как с детьми, так и со взрослыми. Благодаря педагогам Анфиса научилась считывать жесты, мимику. Раньше, в силу диагноза, для нее это было практически недоступно. Очень радостно, что есть такой центр, потому что мне как маме было тяжело смириться с особенностями, которые есть у Анфисы. Было время, когда я много плакала в подушку. Близкие люди твердили, что такой ребенок – наказание. Сейчас я могу с радостью сказать, что я другой жизни уже и не желаю и не представляю. Анфиса расширила границы моего обывательского представления о «нормальности». Оно разлетелось вдребезги! Наша жизнь полна ярких красок – столько интересных мест, незабываемых встреч я посещаю вместе с дочкой! Наверное, если бы не Анфиса, моя жизнь была бы однобокой, не такой наполненной. Она подарила мне много внутренней свободы и радости.
Свобода творчества
Стараясь не отвлекать ребят, я зашла в класс, где проходило занятие по направлению «Я сам себе декоратор-флорист», и тихонько подсела за стол. Все увлеченно орудовали красками и кисточками, играла негромкая музыка, чтобы создавать шедевры было радостнее. Ольга Александровна Яковлева, руководитель этого направления, готовила материалы для основной части занятия. Для разминки дети раскрашивали гипсовые новогодние игрушки, елочки, звездочки.
– Это я им дала, чтобы они вспомнили, как работать с красками, привыкли к занятию после каникул и мы уже смогли бы плавно перейти от простого к сложному. Скоро у нас небольшой перерыв на чай с пирожками, а уже потом мы приступим к созданию декоративной экспозиции из проволоки и бусин, – объясняет Ольга Александровна.
Между тем одна из учениц, Кристина, с радостью демонстрирует мне то, что она уже раскрасила.
– Ты закончила, Кристина? Молодец! – похвалила девочку педагог. – Ребята, поздравим Кристину!
Громкие аплодисменты повторялись вновь и вновь, как только кто-то из ребят завершал задание.
– Мы с ребятами занимаемся уже год, они освоили уже достаточно много техник, научились работать с разными материалами, чувствовать их текстуру. Дальше – только вперед, к более сложным задачам, к новым неповторимым шедеврам. Главное, чему меня научили ребята, – не привязываться к шаблонам и строгим правилам. Например, елка не обязательно должна быть именно зеленой, а звезда желтой. Детям нужна свобода творчества, и я стараюсь ее дать! Допустим, если бы я сейчас принесла такую игрушку уже готовой, то не каждый бы смог повторить мою работу в точности, и кто-то бы из ребят огорчился. А так мы получаем разные, непохожие друг на друга работы, – говорит Ольга Александровна.
Девочка Света, завершив свою работу, пошла вокруг стола, тепло обнимая и целуя друзей в макушки. Ребятам хорошо вместе – это чувствуется! Дойдя до меня, девочка с улыбкой протянула руку в знак знакомства. Так что любви, объятий и творческих открытий здесь, безусловно, хватит на всех.
– В конце прошлого года наши ребята приняли участие в предновогоднем творческом фестивале «Гирлянда». Мы специально подготовили работы на продажу. Для меня этот факт кажется важным, поскольку совсем недавно к нам присоединились и те, кому уже есть 18 лет. Для них это первый небольшой, но значимый шаг к самостоятельному заработку, – рассказывает Ольга Александровна.
«Нравится за все»
На занятии по каллиграфии царит совсем другая атмосфера. Ребята тихо и скрупулезно выводят что-то на листочках.
– На своих занятиях я стараюсь проблему правописания, так скажем, творчески упаковать и преподнести задания так, чтобы ребятам было интересно, – делится преподаватель каллиграфии Айя Алексеевна Данильченко. – Ребята не только пишут, но и делают декорации к театральным постановкам, открытки. Сегодня, например, делаем рождественскую звезду, которая станет прекрасным подарком для близких. Детишки у меня здесь очень разные. Разный возраст, разные диагнозы. Кто-то на занятиях помимо правописания учится терпению, кто-то – общению, состраданию, а кто-то – дисциплине и вниманию.
Уже выходя из кабинета, спрашиваю у одной из учениц, Анфисы:
– Тебе нравится сюда приходить?
– Да, мне очень нравится здесь все, что есть! Уютный зал, хорошие руководители, интересные направления! За все-все мне здесь нравится!
«Мы рисуем благодарность»
Родители, которые привели детей на занятия, могут не просто ждать, пока сын или дочка освободится, но и пообщаться друг с другом и даже порисовать!
– С мамами, бабушками, папами мы занимаемся «умным рисованием», или, по-другому, нейрографикой, – поясняет Наталья Валентиновна Трухачёва, руководитель группы для родителей. – Это научно доказанный метод, с помощью которого можно работать с нашим бессознательным через мелкую моторику. Мы рисуем композицию, это помогает созданию новых нейронных связей в головном мозге. С помощью рисунка меняется мышление, оно становится пластичным, развивается. В начале нашего занятия я задаю тему. Например, сегодня мы рисуем благодарность. Сначала проводим нейролинии, а потом путешествуем цветом по нашей картине. После завершения работы пишем несколько слов о ней. Самое главное – в этой технике рисовать может каждый!
Любовь Харитонова, мама Василисы, показывает мне свой альбом, где каждая композиция особенная, про что-то глубокое, личное.
– Пока дочка занимается, я тоже не теряю времени даром. Как только появилась такая группа для родителей, мне сразу захотелось попробовать рисовать, я люблю все новое. Каждый новый рисунок не похож на предыдущий. Мне самой интересно, что сегодня получится. Пока были новогодние каникулы, я уже успела заскучать, наших занятий и встреч не хватало. Здесь у нас такая приятная родительская компания! Мы собираемся вместе, понимаем друг друга с полуслова, потому что нас объединяет общая боль и стремление помочь детям. Рождение особенного ребенка кардинально меняет жизнь мамы. Например, у меня после рождения Василисы остались мои замечательные подруги, но они меня не понимают, да и не стану я говорить им о том, что мы с дочкой переживаем. Очень нужна была такая компания, где ничего не нужно объяснять, и вот благодаря руководителю центра Татьяне Владимировне Пальшинцевой у нас появилась, можно сказать, еще одна семья!
Дочка посещает здесь театральную студию, занимается каллиграфией, хореографией. Когда мы только начали приходить на занятия, она еще не ходила в школу. Василиса практически не говорила, боялась выступать на сцене, а сейчас, спустя три года, несмотря на проблемы с речью, дочка преодолевает свой страх и с радостью участвует в театральных постановках. Ведь нашим детям очень трудно общаться со сверстниками, находить друзей, а здесь они не одиноки, здесь они не «другие», – с улыбкой говорит Любовь.
Собрать всех под одной крышей
Руководитель центра Татьяна Владимировна тихо, почти незаметно ходит из класса в класс. Старается сделать так, чтобы всем было хорошо.
– Так и живем, – подытоживает она. – Все детки разные, особенности у каждого свои, поэтому нужно уметь подстраиваться. Мы не делим детей исходя из их диагнозов, как это сейчас принято во многих центрах. К нам приходят все, а мы всем рады, всем стараемся помочь! Наша цель – объединить детей, научить их общаться, стереть эти пресловутые границы.
Например, наша театральная студия «Элмер» обладает терапевтическим эффектом. Некоторые родители, когда приходят к нам впервые, говорят: «Мой ребенок совсем со мной не общается». Благодаря совместной подготовке театральной постановки налаживается общение и внутри семьи тоже. В декабре у нас прошел большой творческий фестиваль «Град чудес». После него поступил запрос от родителей на формирование группы для людей старше 18 лет с особенностями развития и группы для родителей. И мы стараемся, насколько можем, этот запрос реализовать. Наш центр существует только благодаря спонсорской помощи и грантовой поддержке. Мы от всего сердца благодарны владыке Лонгину за поддержку и заботу, отцу Сергию Ефремову, который нас приютил в здании воскресной школы, благотворителю Александру Вадимовичу Осину. Меня сейчас печалит только то, что количество деток, которые хотят к нам ходить, растет, а принять мы их не можем и вынуждены записывать в лист ожидания, потому что нам, к сожалению, здесь тесновато. Не хватает места для всех, так что мы очень надеемся и верим, что обретем новый просторный дом. Скажем, сейчас наша мультстудия находится не здесь, а на базе литературного музея, но нам очень хочется собрать всех под одной крышей.
Вторая причина, почему мы ведем лист ожидания, – маленькие группы. Если будет много детей, то педагоги не смогут уделить столько внимания, сколько ребенку требуется. Ведь кто-то рисует, только когда рука в руке… Например, мы выиграли в прошлом году грант на проект, который реализуем совместно с ДШИ № 2. Но не все педагоги школы искусств оказались готовы к взаимодействию с особенными детками. Они готовы учиться, а мы стараемся им помочь.
Наступивший год – юбилейный год Победы, поэтому в мае мы планируем показать вместе с ребятами нашу театральную постановку, посвященную труженикам тыла. Сценарий этого спектакля основан на реальных дневниковых записях моей бабушки, каждый раз мы дополняем его новыми деталями…
Пока мы говорили, у ребят закончилось занятие по каллиграфии, мальчик радостно побежал показывать свою работу Татьяне Владимировне.
– Какая красота! Покажи тете.
– Очень красиво!
– Ты сегодня хулиганил? – спрашивает Татьяна Владимировна, а в ответ скромное молчание.
– Ну, значит, ты просто еще после каникул не отошел, – улыбается Татьяна Владимировна.
«Спасибо! До свидания, Татьяна Владимировна!» – каждый выходящий малыш стремится лично попрощаться с любимой Татьяной Владимировной, добрым ангелом центра.
Останавливаться нельзя
– Инклюзия в России развивается непросто, людям тяжело принять тех, кто от них чем-то отличается, но динамика есть, и это самое главное! Поэтому нам нельзя останавливаться. Да и как тут остановишься, если видишь успехи детей и слезы счастья родителей? Ирина, Василиса совсем не разговаривали, когда к нам пришли, а теперь выступают на сцене! Ирина даже научилась играть на фортепиано и совершила настоящий прорыв – несмотря на все трудности, выступила на творческом конкурсе. Поэтому мы так и будем потихонечку, с верой и радостью любить наших детей, идти с ними рука об руку вперед всей нашей большой «солнечной» семьей! – улыбается Татьяна Владимировна.
Выхожу из здания центра, а на сердце только счастье и теплота, которыми меня напитали эти чудесные детки-батарейки. И хочется только одного: чтобы у Татьяны Владимировны, замечательных педагогов центра и родителей с помощью Божией получилось «все-все», как сегодня сказала мне маленькая удивительная Анфиса. Ни суеты, ни вечно разбросанных мыслей, думаю только об одном: «Кто больше нуждается друг в друге? Они в нас? Или все-таки мы в них?». Давайте ответим честно.
Ксения Хайсанова