Главная / Публикации / Сердца, словно руки, предуготовим. О текстах предпразднства Сретения Господня

    Сердца, словно руки, предуготовим. О текстах предпразднства Сретения Господня

    1. Осмысленно подготовиться к празднику

    Приближается праздник Сретения – праздник Встречи, самой главной в жизни.

    А к любой встрече надо готовиться.

    Особенно – к встрече с Богом.

    «Существует связь между настроением, переживанием в дни праздников, и тем, каким бывает приготовление к ним: чем последнее усерднее, внимательнее, тем радость праздника полнее, живее»[1].

    Дни предпразднования как раз и дают нам прекрасную возможность глубоко, собранно и осмысленно подготовиться к празднику, умом и сердцем, вниманием и любовью всмотреться в приближающееся событие.

    Попробуем проснуться утром и сказать себе: все, сегодня Пасха. Буду праздновать!

    Не получится.

    Если вспомнить лишь утром 15-го февраля (или даже только накануне вечером) – о, Сретение! – то все богатство праздника, вся его глубина пройдут, скорее всего, мимо, так и не коснувшись нас.

    А ведь каждый праздник – это ступенька. Если пережить его во всей полноте, то изменение, пусть крошечное, но все же вполне реальное, души станет лучшим плодом праздника – и лучшим даром Богу.

    Но, повторим, нужно подготовиться.

    Как? Ответы разнообразны. Конечно, это покаяние, очищение одежды души. Конечно –   примирение. Конечно – устранение, «упразднение» от всего, что опустошает душу.

    И, конечно, это сосредоточенность на приближающемся событии,

    И в этом нам помогут богослужебные текста предпразднества Сретения.

    Они, как правило, очень мало известны. А жаль.

    Оптинские старцы говорили, что в богослужении Православной Церкви содержится весь курс догматического и нравственного богословия, иными словами, теория и практика христианской жизни.

    «Зажегши свечи добродетелей, любовью встретим Христа вместе с Симеоном и Анной, Который приходит, чтобы освятить нас».

    2. Мы тоже можем прикоснуться к Младенцу

    В тексте канона предпразднства есть удивительные слова:

    • «Сердца, словно руки, предуготовим».
    • «Ру́ки душе́вныя Бо́гу угото́вим, я́коже Симео́н ста́рец».
    • «Господи, сподоби нас принять Тебя душевными руками».

    Так Церковь предлагает нам не только смотреть издали на святого Симеона, принимающего на руки Младенца Христа.

    Не только встать благоговейно рядом с ним и святой пророчицей Анной, дочерью Фануиловой.

    Мы тоже можем прикоснуться к Младенцу.

    Мы можем попросить – и Его Мать позволит и нам взять Его на руки.

    Вот только… «Как же это я держу Богомладенца такими грязными руками?» – горестно воскликнула однажды в молодости игуменья Таисия (Леушинская), увидев во сне на своих руках Христа[2].

    «Но откуда же взять эту чистоту?» – спросим мы.

    «Покаяние очищает душу и омывает ее скверну», – ответит святитель Игнатий (Брянчанинов).

    Только бы не остаться вдалеке, только бы не пройти мимо самой дивной Встречи.

    И покаяния нет? И тут есть выход:

    «Господи, покаяния не имею, Ты Сам мне его даруй».

    Непосильного Церковь от нас не ждет.

    3. Сретение и Евхаристия

    В каноне предпразднства очень ярко высвечена теснейшая связь между Сретением и Причастием Святых Таин.

    «Душевными руками сподоби меня, Милосердне, Тебя принять, как и некогда Симеон, и насладиться Твоей благости».

    Почти те же слова мы встречаем в одном из тропарей из Правила к Причастию:

    «попали́ огне́м невеще́ственным грехи́ моя́, и насы́титися е́же в Тебе́ наслажде́ния сподо́би: да лику́я возвелича́ю, Бла́же, два́ прише́ствия Твоя́».

    Конечно же, причащаясь, мы, как и Симеон, встречаемся со Христом.

    Снова и снова Бог доверяет Себя нам, входя в наши сердца в таинстве Причастия. И дальше уже только от нас зависит, как мы поступим с Ним.

    4. Зажжем свечи

    Вчитаемся в еще один текст. Он начинается словами, любезными сердцу «захожанина»: «Зажжем свечи…».

    Ага, радостно думает он и устремляется к свечному ящику.

    Но прочитаем дальше:

    «Зажжем свечи добродетелей и любовью встретим Христа вместе с Симеоном и Анной, Который приходит, чтобы освятить нас».

    Этот текст, конечно, перекликается с евангельской притчей о десяти девах.

    Вот о каких свечах успеть бы нам позаботиться – и до Сретения, и до Встречи.

    Позаботимся о елее милости и молитвы сердечной. Не окажемся беспечными, ленивыми, холодными.

    А ведь Христос как раз и приходит, чтобы освятить нас! Недостающее – восполнить. Немощное – укрепить.

    И победным гимном звучит текст:

    «Две́ри Небе́сные, отве́рзитесь, ибо Христо́с в це́рковь как Младе́нец Ма́терью Де́вою Бо́гу и Отцу́ прино́сится».

    В кратких словах – вся тайна Боговоплощения. Боговоплощения. Бог стал Младенцем, на руках Материнских носимым, – и отверзаются небесные врата.

    Христос приходит – приготовимся встретить Его.

    Приложение

    Избранные тексты предпразднства Сретения

    (с адаптацией к русскому языку)

    Сердца, словно руки, предуготовив, приходящего Христа чисто примем, и Его Духом Божественных дарований насладимся.

    Господи, сподоби нас принять Тебя душевными руками, воспевающих Твое милосердие.

    Господи, нас, радостною душою принимающих Тебя, Приходящего нас ради плотью, сподоби с Симеоном благодарить Тебя.

    Две́ри Небе́сные, отве́рзитесь, ибо Христо́с в це́рковь как Младе́нец Ма́терью Де́вою Бо́гу и Отцу́ прино́сится.

    Ру́ки душе́вныя Бо́гу угото́вим, как и Симео́н ста́рец, и в с веселием Его, Приходящего в храм Божественный, восприи́мем.

    Душевными руками сподоби меня, Милосердне, Тебя принять, как и некогда Симеон, и насладиться Твоей благости.

    Зажегши свечи добродетелей, любовью встретим Христа вместе с Симеоном и Анной, Который приходит, чтобы освятить нас.

    Великое и страшное таинство: Тот, Кто все творение объемлет и младенцев сотворяет, как Младенец на руках Матери в храм вносится.

    Руки протянув и душу предочистив Божественными деяниями, Симеон Господа принял, в веселии Ему взывая: благословите все дела Господня, Господа.

    [1] Епископ Арсений (Жадановский).

    [2] Игуменья Таисия (Леушинская), духовная дочь святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, однажды, будучи уже монахиней, попала в сложное положение. В монастырь был прислан белый священник, совсем молодой и неопытный и совершенно не разбиравшийся в монашеской жизни. Монахини с огромным трудом исповедовались батюшке, который давал им совершенно неподходящие советы.

    Монахиня Таисия решила «исповедоваться у священника лишь для формы, не говорить всего, что на душе, и не спрашивать советов, а выжидать случая, когда будешь исповедоваться у иеромонаха, которому можно во всем открыться». Так продолжалось, пока однажды она не увидела во сне у себя на руках Богомладенца…

    «Он лежал на моих грязных от лампадной копоти и масла руках, и я подумала: ‟Как же это я держу Богомладенца такими грязными руками?”

    Я воскликнула: ‟Коима рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, Агнче Божий?”

    Богомладенец милостиво, ласково взглянул на меня и произнес: ‟Теперь ты чувствуешь, каково принимать неочищенною совестью Агнца, за мир закланного”».