Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Лазарева суббота: Христос меняет имя смерти

    Лазарева суббота: Христос меняет имя смерти

    В субботу перед Вербным воскресеньем Церковь вспоминает воскрешение Лазаря. Почему Господь допускает смерть Своего друга? И какие смыслы может найти каждый из нас в этом событии? Размышляем с иереем Владимиром Маняковым, настоятелем храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов г. Ульяновска.

    – Отец Владимир, любое столкновение со смертью вызывает у нас вопросы, страх. Смерть и чужда нам, и неизбежна. И вот это столкновение двух ее граней, как его объяснить?

    – Смерть противоестественна, потому что Бог ее не создавал. Господь прямо говорит Адаму: «Не ешь от этого древа, иначе умрешь». Однако Адам не понимал, что такое смерть. Первый раз он столкнулся с ней, когда Каин убил Авеля. Это было жестоко и больно – видеть, что твой сын убил своего родного брата.

    Нам тяжело принимать смерть, потому что мы живем только внешними заботами. Да, смерть неестественна, но она – благо, которое нам дал Бог. Только через нее мы можем войти в жизнь вечную. Христос умер на Кресте, чтобы смерть, которая до Него всех вела в ад, стала воротами в рай.

    – Евангелие рассказывает нам несколько историй, где Христос возвращал человеку жизнь. Воскрешение дочери Иаира, сына вдовы, но особо отмечается Церковью воскрешение праведного Лазаря. Почему оно не похоже на то, о чем Евангелие повествует раньше?

    – Этот евангельский эпизод не похож на воскрешение дочери Иаира и сына вдовы, потому что те люди умерли только что. А здесь Господь воскрешает четверодневного мертвеца. За богослужением в этот день читается канон, в котором отражено даже удивление преисподней. Ад восклицает: «Почему Он меня обкрадывает?».

    Об этом чуде свидетельствует только самое позднее из Евангелий – от Иоанна (Ин. 11, 1-45). Возникает вопрос: почему молчат остальные? Видимо, когда писали предыдущие три текста, Лазарь еще был жив. И чтобы не подвергать его опасности, молчали.

    – Христос воскресил Лазаря незадолго до входа в Иерусалим: все были поражены таким небывалым чудом. Но через несколько дней толпа иудеев прокричит: «Распни». Получается, люди не поверили?

    – Не совсем понятно, когда точно произошло это чудо. В церковной традиции установилась твердая связь этих двух событий, но нельзя сказать, что они произошли через день.

    Жители Иерусалима не воспринимают проповедь Христа, в отличие от остальной Палестины. Для Святого Града воскрешение Лазаря стало судом. Господь Своими действиями будто говорит: «Вот, здесь, сейчас, совершается великое чудо. Но если и оно не будет принято вами, значит нет другого пути спасения, кроме крестной смерти».

    Мы помним, что во время болезни и смерти Лазаря Христос находится далеко от дома Своего друга, скрываясь от преследований. Но когда Господь узнал о том, что Лазарь заболел, Он никак не отреагировал! Потому что знал: это происходит для славы Божией. Лишь спустя два дня Христос говорит апостолам: «Лазарь уснул». Святитель Иоанн Златоуст пишет, что, произнося эту фразу, Христос меняет имя смерти. Как ее будущий Победитель, как Хозяин Жизни. Смерть стала сном – Христос меняет ее функцию.

    – Когда Господь приходит в Вифанию, кажется, что уже все потеряно и чудо совершенно невозможно…

    – Лазарь уже похоронен. В Израиле покойника погребают сразу – иного не позволяет климат. Но у иудеев есть традиция семидневного траура, оплакивания. Очень интересно, как ведут себя в этот момент люди. Большинство приходят в дом Лазаря, чтобы просто посмотреть на чужое горе, на слезы его сестер.

    Когда Господь приближается к Вифании, Марфа бежит Ему навстречу. И между ними происходит важный диалог, который свидетельствует, что любое чудо происходит по вере. Господь спрашивает: «Веруешь ли, что он воскреснет?». И Марфа отвечает: «Да, все воскреснут в последний день», а Господь говорит: «Нет, он сейчас воскреснет, только веруй».

    Они приходят к пещере, Христос плачет от любви к Лазарю. Он не может скорбеть Своей Божественной сущностью, но как Человеку Ему это не чуждо.

    Дальше происходит невероятное. Господь просит открыть пещеру. Все пытаются Его отговорить, потому что тело к этому времени уже активно разлагается. Но гроб все же открывают. И Господь молится, чтобы люди поверили, что это чудо исходит от Творца. После призыва Христа «Лазарь, гряди вон» мертвец выходит исключительно силой Божества. Чтобы осознать всю невозможность произошедшего, надо понимать, что покойников перед погребением связывали и умащали смолой. Господь просит развязать Своего друга.

    – Отец Владимир, Вы сказали о том, что промедление Бога было неслучайным. Но как нам относиться к таким промедлениям? Как воспринимать тишину в ответ на молитву в самые скорбные моменты жизни?

    – Беда не в том, как мы воспринимаем промедление Бога, а в том, как мы воспринимаем Самого Бога. Ведь Он не волшебник, который раздает эскимо, а Творец мира, Который в Своих руках держит его. Бог не избавляет от бед, а помогает их пережить. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что любое испытание – проверка этой веры. И такую проверку предстоит пройти всем. Вспомните праотца Авраама, которому Господь повелел принести в жертву любимого долгожданного сына. Праведник беспрекословно повинуется. И именно за эту преданность Бог прославил его.

    Господь не медлит, Он ждет от нас веры в то, что еще не настало, в то, что нельзя увидеть глазами. Наш слишком логичный ум не оставляет места для настоящей веры. По сути, мы верим только в Него, но не Ему. Если бы мы всем сердцем доверяли Богу, то и вопросов о промедлении, о том, почему с нами что-то происходит, мы бы не задавали.

    Болезни, смерти, войны, катастрофы может остановить только Бог, если на это будет Его воля. Почему сейчас столько скорбей? Потому что нас иначе не спасти. У Бога одна цель: Он хочет наполнить рай, а если люди не хотят туда идти, когда у них все хорошо, то приходится направлять скорбями. Господь обстоятельствами жизни, как дорожными знаками, показывает, куда нужно идти.

    Гробница Святого Лазаря

    – Возможно ли пережить смерть близкого человека и не поддаться отчаянию?

    – Мы слышим, что Марфа и Мария по очереди говорят Христу: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Это дерзновенный упрек, граничащий с богохульством. Здесь показана эгоистичность скорби: когда мы плачем по усопшему, мы горюем не о нем, а о том, как будем жить без человека. Господь, наверное, поэтому и не обращает внимания на слова сестер.

    Когда мне было 17 лет, у меня умерла мама. Родственница сказала мне, что нужно за нее молиться. Я стал читать Псалтирь, первый раз попробовал поститься, пришел на исповедь, причастился. И все это я сделал для мамы. В память о ней. Скорбящим нужно направить свои любовь и боль к Богу, тогда станет легче. Когда переживаешь потерю, самое важное – понимать, что это не конец, что еще многое мы можем сделать для ушедшего любимого человека. У Бога все живы!

    – Часто среди верующих можно услышать фразу: «Значит, на то воля Божия». Но этот факт не отменяет ужаса разлуки с дорогим человеком… Допустимо ли говорить такие слова?

    – Когда мы так говорим человеку страдающему, то это всегда звучит как ничего не стоящая отговорка. Если сказать больше нечего, то лучше помолчать, потому что для человека, особенно неверующего, эта фраза ничего не значит.

    – Вы как священник часто сталкиваетесь со смертью. Как снова и снова находить слова поддержки?

    – Я стараюсь сказать близким, что ничего не кончилось, все только начинается для их усопшего. Но теперь их любимый человек беспомощен, ему нужно помочь: молиться, ходить в храм, причащаться, давать милостыню. Дел много, и они не заканчиваются похоронами и поминальным обедом. Самое тяжелое – смерть маленьких детей. Что я могу сказать матери, убитой горем? Ничего. Просто разделить с ней это горе.

    – Апостол Павел говорит: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Как нам приблизиться к такому пониманию смерти?

    – Только верой в то, что смерть – это краткий этап перед встречей с Богом. Смерть похожа на мрачный подъезд. Нам нужно его пройти, чтобы попасть на свой этаж, зайти в квартиру и счастливо выдохнуть: «Я дома!». Верующий человек, проходя воротами смерти, знает – за ними его ждет свет Божественной любви.

    Беседовала Ксения Хайсанова

    Газета «Православный Симбирск» № 7 (639) апрель 2025 год