Великая Суббота – уникальный и важнейший литургический день в году. Он завершает Страстную седмицу и наполнен радостным ожиданием Воскресения Господа, в котором как бы замер весь ангельский и земной мир. Тишина Великой Субботы предваряет встречу со Спасителем, победившим смерть. Уже в ночь с субботы на воскресенье будет Пасха Христова – «праздников праздник и торжество из торжеств».
Основные темы, которые звучат в богослужении Великой Субботы, – погребение Иисуса Христа, Его сошествие во ад, обновление падшего человечества, покой Великой Субботы (который связывается с покоем Бога в седьмой день творения), пророческие указания на Воскресение Христа и будущее всеобщее воскресение мертвых.
Состояние Спасителя в Великую Субботу лучше всего выражает песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (т.е. «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю с разбойником и на Престоле был Ты, о Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, неописуемый»). Телом Христос находится во гробе, Его душа, как и души всех людей, спускается в шеол (евр. ад), однако Божество не отлучается ни от первого (тела), ни от второй (души). Именно поэтому тело Христа в гробнице не претерпело тления. При этом Ипостась Сына Божия как Одного от Святыя Троицы продолжает пребывать в таинственном общении с Отцом и Духом. По образному выражению святых отцов, ад, как бы попавшись на приманку человеческой природы Христа, проглотил Божество. Неизреченный свет Спасителя разрушил ад изнутри, освободив умерших, которые после грехопадения Адама все, и праведники и грешники, были вынуждены туда попадать. Выражением этой победы над смертью и адом явилось Светлое Христово Воскресение, но сама победа совершается в тиши Великой Субботы.
Все богослужения этого дня совершаются перед Плащаницей Спасителя, которую вынесли уже днем в Великую Пятницу и положили в центре храма (это действие символизирует снятие тела Спасителя с Креста). Богослужение же Великой Субботы говорит о погребении Христа во гробе.
На утрене Великой Субботы (ее служат вечером в пятницу) после «Бог Господь…» духовенство, облаченное в черные литургические одежды, выходит из алтаря на середину храма и читает 17-ю кафизму с «похвалами», то есть особыми тропарями, которые воспевают почившего Христа, выражая благоговейное удивление перед величием события положения распятого Бога во гроб. Приведем для ясности пример одного из таких тропарей: «Зашел еси под землю, рукою Твоею создавый человека, да воздвигнеши от падения соборы человеческия всесильною державою». «Похвалы» делятся на три части. Традиционно 17-я кафизма читается на погребениях и заупокойных богослужениях.
Далее на утрене следует канон, тропари которого содержат основные исторические детали и богословские идеи Великой Субботы. После великого славословия Плащаница Спасителя при протяжном пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма и в сопровождении народа обносится вокруг храма. Это символическое действие напоминает о сошествии Иисуса Христа во ад и Его победе над адом и смертью. Обычай обносить Плащаницу вокруг храма окончательно утвердился достаточно поздно – лишь в XVIII-XIX веках. Затем, по входе в храм, Плащаница подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. В это время хор поет песнопение: «Благообразный Иосиф…» («Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил»).
Плащаницу снова полагают на гробницу, стоящую посредине храма. Произносится ектения и читаются тексты Священного Писания: 1) величественная паремия из Книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых (пророк видит поле, усеянное сухими человеческими костями, которые начинают соединяться друг с другом, обрастать плотью, и Господь возвращает этим людям дыхание жизни); 2) краткое апостольское чтение, составленное из фрагментов Посланий апостола Павла, которое учит верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас (ветхозаветный пасхальный ягненок являлся лишь прообразом искупительной Крестной Жертвы Христа); 3) Евангелие от Матфея, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и опечатали его. По окончании утрени звучит песнопение, призывающее восхвалить Иосифа Аримафейского, знатного человека, который после смерти Спасителя испросил у Пилата тело Господа для погребения. Вместе с другим учеником Христа, Никодимом, Иосиф Аримафейский совершил погребение по иудейской традиции, положив тело Господа в новом гробе, недавно высеченном в скале в его саду. Вход в гробницу был закрыт большим камнем.
Утром в субботу совершается также продолжительное богослужение: часы, изобразительны, вечерня с чтением 15 паремий в соединении с Литургией святителя Василия Великого.
После малого входа и пения «Свете тихий…» начинается чтение 15 паремий. Эти чтения подобраны специально и отражают важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей страданиями и Воскресением Иисуса Христа. В древности практическое назначение этой части богослужения заключалось в том, что она давала время для крещения оглашенных. Чтение паремий и крещение оглашенных происходили параллельно.
По окончании паремий читается отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам (это же чтение стоит в чине таинства Крещения), посвященный мистическому участию верующего через христианское Крещение в смерти и Воскресении Иисуса Христа (смерть христианина для греха и возрождение для новой жизни во Христе). Во время торжественного пения стихов аллилуария «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…» священнослужители в алтаре меняют черное облачение престола и свои собственные одежды на светлые. Это действие символизирует встречу жен-мироносиц еще до восхода солнца у гробницы Спасителя со светлым ангелом, который возвестил им Воскресение Христа.
Затем диакон в белом облачении (символизирует ангела) выходит на середину храма (перед Плащаницей) и, читая Евангелие, возвещает людям о Воскресении Господа.
Далее Литургия святителя Василия Великого продолжается обычным порядком. Звучат песнопения, которые поются только на этом богослужении раз в году. Вместо Херувимской песни – песнь «Да молчит всякая плоть человеча…». Вместо «Достойно есть» – «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе…». Запричастный стих: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».
По окончании Литургии благословляются хлеб и вино, необходимые для укрепления сил молящихся. Далее в храме начинается чтение Книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы, предваряющей ночное пасхальное богослужение. В течение субботнего дня верующие приносят в храм для освящения яйца, куличи и пасхи. Все благоговейно ожидают светлого пасхального торжества.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»