Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Пасха в вопросах и ответах

    Пасха в вопросах и ответах

    Откуда мы знаем, что Христос воскрес? Почему люди умирают, если Христос победил смерть? Существует ли ад после Пасхи? Эти и другие вопросы разбирает доцент Московской духовной академии, кандидат богословия протоиерей Павел Великанов.

    Если смерть побеждена, то почему люди умирают?

    Христос победил тотальность смерти как таковой. Воскрешения из мертвых были и до Воскресения Христа, их совершали и пророки, и Сам Спаситель. Но это совершенно не то же самое, что произошло со Христом. Воскрешенные все равно умерли. А Христос после Воскресения не умирает — Его человеческая природа перешла в другое качество бытия, в котором смерти уже нет.

    Объяснение, почему мы все должны пройти через смерть, есть у святителя Василия Великого. Он приводит такой образ. Представьте себе, что некий горшечник слепил с большой любовью замечательный сосуд для использования. Но его враг из ненависти взял и залил это изделие расплавленным свинцом. Что делать? Ни извлечь свинец теперь нельзя, ни пользоваться сосудом. Тогда горшечник принимает решение разбить сосуд — и заново склеить черепки, уже освобожденные от свинца. Под свинцом имеется в виду грех, который подчинил себе человеческую природу.

    Только через смерть человек получает от него полную свободу. Поэтому мы все продолжаем умирать — но для нас смерть уже не означает конец жизни, а становится переходом из одного качества бытия в другое.

    Воскресение Христа для нас — краеугольный камень всего христианского учения. Еще апостол Павел сказал: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Не будь Воскресения, вся дальнейшая история христианства, включая сошествие Святого Духа на апостолов, проповедь по всему миру, чудеса, стремительное распространение христианства, — все это представляло бы собой невероятную, галактических масштабов аферу. Бывают крупные аферисты, которые могут десятилетиями обманывать и государство, и людей, но в какой-то момент их обман вскрывается. Но за две тысячи лет никому так и не удалось привести достоверных и доказанных свидетельств того, что Христос не воскресал.

    Если ад был повержен Христом, то почему в Церкви продолжают говорить, что грешники попадут в ад? Куда же они попадут?

    Да, во время пасхальных песнопений мы слышим, что Христос «разрушил врата ада». Это значит, что Он стал Первенцем, Который пробил стену, разделявшую человечество на две категории: либо ты живой, либо — в аду. Поэтому евреи бесконечно ценили земную жизнь. Они понимали, что за ее пределами ничего хорошего их не ждет. Но Христос вводит сюда другое измерение — Он становится Тем, Кто попав в ад, выходит из него в другое качество бытия. И не просто выходит, а еще и выводит с Собой всех, кто ждал Его пришествия. Своим сошествием во ад Христос разрушил монополию ада на души умерших людей. Поэтому понимать слова пасхального песнопения как полное уничтожение ада — неправильно. Христос не уничтожает ад, а дает возможность из него выйти.

    Христос пришел спасти людей от власти греха. Но после Его Воскресения люди продолжают грешить. Выходит, у Христа ничего не получилось?

    До Христа люди не могли не грешить. У них не было камертона «правильности» и человечности — все было смутно и спутанно. Да, были заповеди Моисея, которые дал ему Бог, но они только ограничивали и отсекали то, что уже было мертвым. Это скорее ампутация, а не лечение — когда половина ноги сгнила, ее отрезают. Поэтому большинство заповедей носило отсекающий характер: НЕ прелюбодействуй, НЕ укради и т.д.

    Почему люди продолжают грешить после пришествия Христа? Никто не может им этого запретить, в том числе Бог, наделивший людей свободой воли. В христианской аскетике причина греха — это неведение Бога. Когда человек открывает для себя Бога, он перестает грешить. Вернее, он может грешить, оступаясь в чем-то, но он не грешит в плане сознательного противодействия Богу. У Христа получилось избавить людей от греха. Но необходимое условие этого избавления — готовность человека впустить Бога в себя и следовать Его воле.

    Церковь говорит о всеобщем воскресении после смерти. Как это будет выглядеть?

    Этого никто из людей не знает. Бесполезно представлять себе образы и пытаться угадать — все равно это будет не так.

    В качестве направления для мысли могу предложить размышление архимандрита Емилиана (Вафидиса). В одной из своих проповедей он обращается к слушателям с вопросом: что это было за тело, которым обладал Христос? И сам дает потрясающий по своей смелости в плане богословия ответ. Он говорит, что Христос являлся Своим ученикам телесным образом не потому, что был обусловлен Своим телом, а потому, что хотел именно таким образом удостоверить их в реальности Своего Воскресения. Воскресшее тело Христа и Сам Христос находятся в ином качестве бытия, которое нам недоступно в этой жизни. Как мы можем узнать, что там нас ждет? Да никак — воскреснем и тогда узнаем!

    В последней книге «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса, когда его герои попадают в настоящую Нарнию (символически изображающую в книге Царство Небесное), они с удивлением находят себя в той же самой Старой Англии, в которой они выросли, которая была для них так дорога. Но теперь они видят Англию «более настоящей». Все гораздо лучше — и цветы, и здания. Лев Аслан зовет героев «дальше и выше». Этот образ Льюиса говорит о том, что в Царствии Небесном нас ждет динамика. Но не внешняя, а внутренняя, глубинная. Для Бога бесконечно дорого все то, что дорого нам.

    По материалам журнала «Фома»